Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демографический кризис: проблема диаспор во Франции и Европе

BV: главным выигрышем России от победы в украинском конфликте будет улучшение демографии

© РИА Новости Сергей ГунеевМладенцы в перинатальном центре. Архивное фото
Младенцы в перинатальном центре. Архивное фото - ИноСМИ, 1920, 04.02.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Коэффициент рождаемости падает почти везде, кроме некоторых исламских стран и Африки, пишет Boulevard Voltaire. Очень скоро многие страны будут звать домой свои диаспоры. А может быть, и защищать их, как это делает Россия на Украине.
Глобальная демография терпит изменения. Повсюду в мире коэффициент рождаемости снизился до уровня ниже 2,1 ребенка на женщину, необходимого для обновления поколений. В Европе средний показатель составляет 1,53 ребенка. У Франции дела получше, чем у других европейских стран, с показателем 1,86 (ниже уровня обновления), а показатель Германии — 1,54. По прогнозам, в 2045 году Германия будет менее населенной, чем Франция. К 2060 году Германия может потерять 15 миллионов жителей и иметь население на уровне 66 миллионов жителей против 80,5 миллионов в настоящее время.
Но это явление касается не только Европы. Коэффициент рождаемости составляет 1,6 в Китае, 1,87 в США и 1,75 в Бразилии. Даже в странах, где традиционно много детей, наблюдается быстрое снижение рождаемости. За пятьдесят лет он снизился с 7,57 до 2,66 в Алжире, с 5,41 до 2,40 в Индии. Только черная Африка сопротивляется этому феномену. Но даже в Нигере, стране с самым высоким уровнем рождаемости в мире, на данный момент наблюдается небольшое снижение (с 7,60 до 6,35 за пятьдесят лет).
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В этих условиях население будет становиться все более дефицитным и ценным ресурсом для многих стран. Этот "человеческий ресурс" более востребован, когда речь идет о молодежи, дипломированных специалистах, людях с достатком, которые легко интегрируется в принимающую страну. Это будет создавать серьезную конкуренцию между государствами, вплоть до конфликтов.
Конфликт на Украине также можно считать одной из первых "демографических войн". Несмотря на проведение активной государственной демографической политики, Россия имеет коэффициент рождаемости лучше, чем в Германии, но хуже, чем в США (1,61). Российское население насчитывает всего 143,4 миллиона, что не так много для самой большой по площади страны в мире. Помимо геостратегического аспекта, увеличение ее населения — самое ценное, что Россия может получить от конфликта на Украине. В стране есть достаточно сырья и обрабатываемой земли, но не хватает рабочих рук. В 2014 году в результате присоединения Крыма ее население уже увеличилось на два миллиона человек. К тому же в настоящее время в России находится почти три миллиона украинских беженцев, не считая населения вновь присоединенных территорий.
Женщина с двумя детьми на руках переходит дорогу - ИноСМИ, 1920, 15.03.2020
Aftenposten (Норвегия): в России рождаемость упала до уровня войныРоссийские власти охватила демографическая паника, пишет норвежская «Афтенпостен», игнорируя статистику своей страны. Россиянок всеми силами убеждают рожать побольше детей, но даже материальные поощрения не помогают: демография падает. Автор пообщался с несколькими молодыми женщинами в попытках понять, что происходит.
Со своей стороны, Венгрия проводит гораздо более миролюбивую политику. После Трианонского договора 1920 года, изменившего границы, многие венгры оказались за пределами своих стран. Речь идет о почти двух миллионах человек, более половины из них проживают в Румынии. Политика венгерских властей заключается в оказании финансовой помощи этим странам для поддержания венгерской культуры и языка соответствующей диаспоры. В итоге у этнических венгров, скажем, в Словакии довольно легко, не теряя корней, получить доступ к венгерскому гражданству и влиться в общество на "исторической родине". Таким образом Венгрия имеет легко ассимилируемый резерв населения, не прибегая к иммиграции чужестранцев.
Что касается Франции, то в настоящее время невозможно проводить фильтрование иммиграции. Но, с другой стороны, можно наблюдать и противоположное явление. На самом деле во Франции есть общины, которые остались близкими к стране происхождения, с которой до сих пор отождествляют себя даже отдаленные потомки первых иммигрантов. Например, 1,7 миллиона марокканцев и 2,6 миллиона алжирцев. Можно предположить, что, если экономическое положение Франции будет ухудшаться, а экономическая ситуация в странах происхождения улучшаться, начнется массовое возвращение иммигрантов на родину, в арабские страны. Известно, например, что три четверти марокканцев, проживающих за границей, планируют однажды вернуться в Марокко.
Эта перспектива нравится некоторым французским политикам. С другой стороны, этот отток населения приведет к экономическому спаду и даже усугубит его, поскольку первыми всегда уезжают наиболее квалифицированные работники и предприниматели. Мы уже видели это явление с еврейским населением Франции, которое снизилось с 530 тысяч в 1970 году до 449 тысяч сегодня. Большинство из них уехали в Израиль, который заинтересован в иммигрантах.
Таким образом, в ближайшие несколько лет будет наблюдаться усиление конкуренции между странами по всему миру за рабочую силу, которая будет становиться все более дефицитной. Особое внимание будет уделяться диаспорам, поскольку их представители часто получают в стране выезда востребованное на рынке труда образование и могут быстро интегрироваться в страну происхождения.
Автор: Николя Аг (Nicolas Hague)