Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Медленная смерть Европы

Spiked: европейский бизнес медленно умирает

© AP Photo / Martin MeissnerНефтеперерабатывающий завод в Гельзенкирхене, Германия. Архивная фотография
Нефтеперерабатывающий завод в Гельзенкирхене, Германия. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 05.03.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейскую промышленность душат заоблачные счета за электроэнергию и целые ворохи бюрократии, пишет Spiked. Когда-то Европа была сердцем инноваций и развития. Почему же сейчас так много промышленных гигантов переносят производство в другие места?
Несколько дней назад крупнейшая в мире химическая компания BASF объявила, что сокращает производство в Европе, закрывает ряд предприятий в Германии и сокращает почти 2 600 рабочих мест. Одной из причин немецкий химический гигант назвал скачок цен на энергоносители, упустив при этом другие, не менее важные факторы. В частности, что из-за непомерной бюрократии и заоблачных налогов европейский рынок перестал быть конкурентоспособным на мировом уровне. В дальнейшем европейским клиентам будут поставляться химикаты из Китая, Южной Кореи и США.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
BASF — компания немецкая, но на деле она даже старше самой Германии. Она появилась на свет в 1865 году — на шесть лет раньше Германии, объединившейся лишь в 1871 году. Во многих отношениях BASF — олицетворение изобретательности европейской экономики XIX века, и именно поэтому она может служить камертоном для ситуации в Старом свете и его будущем в XXI веке.
С XVII по XIX век Запад достиг мирового господства. Однако присмотревшись к этим трем векам повнимательнее, мы увидим, что они были полны войн, коррупции и беспорядков. На этот период пришлись покушения на нескольких президентов США, Гражданская война в Америке, убийство русского царя Александра II и массовые волнения рабочих.
Несмотря на все это, это было время стремительного развития. Население росло, производство ширилось, а новшества вводились во всех сферах.
Прогресс двигался семимильными шагами. Фундамент современного мира был заложен за какие-то сто лет. В 1831 году Майкл Фарадей открыл магнитную индукцию. В 1840 году Юстус фон Либих обнаружил метаболизм растений. В 1865 году Джеймс Клерк Максвелл описал явление электромагнетизма. Всего за 30 лет человечество достигло понимания физического мира, достаточного для выработки электроэнергии, производства искусственных удобрений и установки беспроводной связи.
Кипучая общественная энергия Запада привела его к глобальному господству. Это стало возможным благодаря продлению "срока службы" и расширению "производственной мощности" ценнейшего ресурса из всех — людей. С развитием медицины и ростом гигиенических стандартов выросли продолжительность жизни и рождаемость.
Боеприпасы для украинской армии на военно-воздушной базе Дувр, штат Делавэр, США. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 03.03.2023
США объявили Европе экономическую "холодную войну"
А с ростом численности населения стало не хватать пригодных сельскохозяйственных угодий. Тут-то на помощь и пришла немецкая компания. Фриц Хабер, Роберт Ле Россиньоль и Карл Бош на средства от BASF заложили основу для производства искусственных удобрений. Открытие "процесса Габера-Боша" в начале 20 века позволило сельскохозяйственной отрасли прокормить постоянно растущее население планеты.
Когда-то Европа была сердцем инноваций и развития. Почему же сейчас так много промышленных гигантов переносят производство в другие места? Ведь сегодня Европу покидают не только BASF и немецкая химическая промышленность, которой еще недавно все восхищались. Автоконцерн Volkswagen тоже недавно объявил, что основная часть его производства в будущем переедет из Германии в США.
Причем эта напасть коснулась не только Европы. США отчаянно пытаются облегчить свою зависимость от Азии, но выяснилось, что чтобы восстановить производство, недостает квалифицированной рабочей силы: Америка не вкладывалась в свою промышленную базу уже несколько десятилетий.
На первый взгляд, Европа и США по-прежнему сильнейшие экономики в мире. Но и Китай казался недостижимым еще в XVI веке, до своего упадка. Большинство экономических тенденций не сулят Западу ничего хорошего.
Возьмем выработку энергии. Потребители от Калифорнии до Копенгагена уже столкнулись с высокими ценами. И что еще хуже, госучреждения — например, Комиссия по ядерному регулированию США — закрывают атомные электростанции везде, куда только дотянутся. Тем временем в прошлом году Объединенные Арабские Эмираты, которые принято пренебрежительно называть бензоколонкой, построили свой третий ядерный реактор за десять лет.
А как насчет возобновляемой энергии, которую так часто рекламируют как панацею от климатических проблем и скачков цен на энергоносители? Даже если вынести за скобки столь общеизвестные проблемы ветровой и солнечной энергии как прерывистость, новые электростанции все равно не строятся теми темпами, что необходимы для обеспечения нашего общества энергией. Чтобы построить ветряную электростанцию у британского побережья в Норфолке, компании Boreas пришлось представить экологическую оценку на целых 13 275 страниц. Это на 144 страницы больше, чем полное собрание сочинений Льва Толстого вкупе с семитомным опусом Пруста "В поисках утраченного времени", отметил Сэм Думитриу из организации "Переделаем Британию". Германии чтобы достичь поставленных целей по "зеленому" переходу к 2030 году придется строить по 43 футбольных поля солнечных батарей и 1 600 тепловых насосов в сутки и по 27 сухопутных и четыре морских ветряных электростанции в неделю. Нет смысла объяснять, что это в принципе недостижимо.
Запад сам себя обманывает. Нам внушают, будто "Новый зеленый курс" и инновации в области аккумуляторных батарей чудесным образом решат все наши проблемы. Будь у нас жизненная сила наших предков XIX, я бы еще мог в это поверить. Но ведь у нас ее нет.
Ни у одной цивилизации нет идеальных моментов истории, но некоторые периоды кажутся таковыми постфактум. Главный вопрос, которым должен задаться лидер любой страны, таков: куда мы движемся, вниз или вверх? Впрочем, в случае с большей частью Европы он совершенно излишен.
Ральф Шёлльхаммер — доцент кафедры экономики и политологии Вебстерского университета в Вене.