Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нелегко сказать "прощай" Китаю и России

Politico: западным компаниям оказалось нелегко попрощаться с Россией и Китаем

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкТЦ "Авиапарк" после карантина
ТЦ Авиапарк после карантина - ИноСМИ, 1920, 16.03.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Западным компаниям оказалось непросто попрощаться с Россией, пишет Politico. Фирмы, собирающиеся свернуть деятельность в Китае, сейчас следят за тем, как у них идут дела, и решают, как им лучше поступить.
Прощаться непросто.
После начала вооруженного конфликта на Украине сотни компаний объявили об уходе из России. Но многие, похоже, остались. Между тем, Apple и другие известные транснациональные корпорации объявили о переводе предприятий из Китая в такие страны, как Вьетнам, Индия и даже Соединенные Штаты. Тем не менее, объем торговли между США и Китаем в прошлом году установил новый рекорд. Что же происходит?
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Если кратко, компаниям исключительно трудно уходить из стран, где они работают, – особенно из тех, которые настроены враждебно или не хотят их отпускать.
Например, исследователи из Йельского университета ведут перечень, с которым часто сверяются СМИ и аналитики. В нем более тысячи компаний, свернувших свою деятельность в России. Но в декабре профессора Саймон Эвенетт (Simon J. Evenett) и Никколо Пизани (Niccolò Pisani) обнаружили, что из 1404 компаний Евросоюза и "Большой семерки", работавших в России до начала военной операции, страну покинули менее 9%.
Последовал острый научный спор о том, кто прав. Но правы обе стороны.
Йельская команда фиксирует заявления корпораций с обещанием свернуть деятельность в России, а Эвенетт и Пизани документируют изъятие капитала. А это совершенно разные вещи.
Магазин Ашан - ИноСМИ, 1920, 03.03.2023
Уйти из России? Прошел год, а многие компании так и не смогли — или не захотели Сотни западных компаний продолжают вести дела в России, пишет NYT. На полный разрыв решились немногие. Одни остались ради клиентов, другие не захотели уступать рынок конкурентам, а третьи, по словам представителей, оказались "связаны по рукам и ногам".
Как сказала мне старший менеджер из международной компании страховых услуг Willis Towers Watson Лора Бернс (Laura Burns), "расставаться очень тяжело". И это в лучшие времена. Что же говорить о худших?
Свернуть деятельность, продать недвижимость, сделать всю бумажную работу – это достаточно сложно, даже когда компания решает уйти из дружественной страны. Но многие фирмы, пытающиеся сегодня уйти из России и Китая, работают не на дружественной территории.
Когда Россия приступила к боевым действиям на Украине и начался исход западных компаний, российские законодатели и Кремль молниеносно дали понять, что Москва может принять решение о конфискации активов уходящих фирм. Такие компании, как British Petroleum и немецкая сеть Obi, сдержали свое слово и ушли, но при этом они потеряли миллиарды. Работающие в России западные компании, включая те, что хотят уйти, сейчас обязаны класть свои дивиденды на специальный счет в местном банке. И эти деньги могут быть выплачены только с согласия российского правительства. British Petroleum тоже сообщает, что ее деньги застряли на таком счете.
"Во-первых, уход из России становится причиной срочной распродажи, а потом компании могут вывести из страны лишь малую долю полученной выручки, – сказала Бернс. – Россия как будто говорит им, что, если они собираются уходить, она вполне может поживиться за их счет. Появляются все новые сигналы о том, что Кремль может прибрать к рукам чужие активы".
Но финансовая головная боль – это лишь одно из возникающих осложнений. В стране, где многие компании, руководители и чиновники ходят под санкциями, в процессе срочной продажи даже покупателя найти сложно. Главный исполнительный директор табачного гиганта Philip Morris Яцек Ольчак (Jacek Olczak) рассказал в прошлом месяце Financial Times, что он вел в России переговоры с тремя серьезными потенциальными покупателями, однако "дискуссия зашла в тупик, потому что никто не знает, как я смогу осуществить сделку по продаже".
"Когда я говорю, что ухожу или не ухожу, это не имеет никакого значения, потому что я попытался в прошлом году, однако завяз во всем этом", – добавил он.
С учетом всего этого неудивительно, что задумавшиеся об уходе из Китая компании сейчас внимательно изучают, как идут дела у фирм, покидающих Россию. Многие уже знают, как им поступить. Сворачивать деятельность в Китае немедленно не нужно, потому что убытки будут слишком велики. Надо просто перевести часть операций в другие страны. "Снижение рисков" – вот модное выражение сегодняшнего дня.
Действуя по таким лекалам, компания Apple объявила в декабре, что начнет использовать микросхемы производства тайваньского поставщика TSMC на своем заводе в Аризоне, который пока не построен. Кроме того, Apple и Samsung переводят производство некоторых своих планшетов и смартфонов, в том числе, последних моделей, из Китая во Вьетнам и Индию.
Но переместить даже относительно простое производство, скажем, фабрики по пошиву одежды, крайне трудно, поскольку речь идет не только о работе самого предприятия, но и о перестройке сложных цепочек поставок. Представьте себе, что ваша семья с детьми школьного возраста переезжает в новый дом в новой стране, потом умножьте это на тысячу, и вы поймете масштабы проблемы. А переместить производство сложной современной техники еще в тысячу раз сложнее.
Владимир Путин посетил супермаркет Перекресток в Москве - ИноСМИ, 1920, 08.02.2023
Запад хочет поставить экономику Путина на колени – и терпит грандиозный провалМногие считали, что Россия начала спецоперацию, потому что стала жертвой провокации, пишет автор в статье Focus. У Запада появился повод для мощных санкций. Но ни оставить Россию без нефтедолларов, ни обесценить рубль не удалось. А сейчас даже наметился рост.
Это значит, что уход из Китая на дружественную территорию займет время. Следовательно, картина торговой статистики между Китаем и США, а также между Китаем и другими западными странами по-прежнему будет казаться радужной и оптимистической, хотя на самом деле ситуация на местах далеко не благополучная.
Пекин вполне может последовать примеру Москвы и попытаться помешать уходу компаний, которые ему нужны, или по крайней мере, задержать их уход. "Западные фирмы обеспечивают Китаю прогресс и движение вперед, а если некоторые компании решат уйти, это Пекину не понравится, – заметила Бернс. – Китай хочет быть самодостаточным, но ему до этого пока далеко".
Таким образом, Пекин может с легкостью пригрозить экспроприацией или потребовать размещения дивидендов на банковских счетах, откуда их не смогут забрать западные страны. Либо же он может придумать абсолютно новые угрозы и препятствия.
Мы не слышим, чтобы из Китая уходило много компаний. Причины этого мы постарались объяснить. По этим же причинам уход фирм из России осуществляется так медленно. Тем из нас, кто никогда не выводил компании из все более враждебной страны на фоне быстро усиливающегося геополитического противостояния, не следует поддаваться давлению советчиков. Для начала им следует изучить все сложности ухода на примере сделавших это корпораций.
Автор статьи: Элизабет Бро (Elisabeth Braw)