Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ссора вокруг сельхозпродукции не предвещает ничего хорошего для реализации европейских устремлений Украины

The Economist: европейские устремления Украины под вопросом из-за недовольства фермеров

© AP Photo / Natacha PisarenkoУкраинский флаг в Киеве. Архивная фотография
Украинский флаг в Киеве. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 28.04.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинская дружба с ЕС достигла своего предела, пишет The Economist. Из-за недовольства фермеров в Восточной Европе блок начал перекрывать Киеву беспрепятственный доступ на свои рынки. Перспективы сближения Украины с ЕС оказались под вопросом.
Неужели масштабы поддержки, которую Евросоюз оказывает своей соседке, уже достигли предела?
Если бы эта фраза не прозвучала раньше, то сейчас можно было бы сказать, что Украина и Евросоюз наслаждаются "безграничной дружбой". 27 стран-членов блока, четыре из которых граничат с Украиной, предоставляют своей соседке деньги и оружие, принимают у себя ее беженцев и обучают ее солдат. В Брюсселе украинские флаги развеваются над балконами жилых домов и над официальными зданиями. Чтобы поддержать боевой дух в период, когда сражения идут полным ходом, и помочь восстановиться после их окончания, блок заговорил о том, что Украина скоро пополнит его ряды. Во многих смыслах она уже это сделала. Президент Владимир Зеленский теперь регулярно выступает на саммитах лидеров Евросоюза, однажды он даже сделал это лично. Что еще важнее, после начала российской специальной военной операции Украина получила беспошлинный доступ к единому рынку Евросоюза – в дополнение к уже действующим торговым сделкам.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Но, похоже, у дружбы могут быть пределы. Европейские политики обнаружили прослойку избирателей, которая им гораздо важнее, чем украинцы, и речь идет о европейских фермерах. 15 апреля Польша объявила о прекращении импорта большинства видов украинских продуктов питания. Многие страны Центральной Европы последовали ее примеру, несмотря на протесты Киева. Этот шаг сводит на нет большую часть тех торговых щедрот, которые Евросоюз предоставил своей попавшей в тяжелое положение соседке прошлой весной. Учитывая, что сельскохозяйственная продукция составляет две пятых всего украинского экспорта – недаром половина национального флага символизирует золотое пшеничное поле, – экономика страны остро ощутит последствия потери значительной части европейского рынка. Что еще хуже, тот факт, что сейчас ее пытаются отодвинуть в сторону такие страны, как Польша, поднимает более важный вопрос о перспективах Украины, стремящейся однажды стать членом Евросоюза.
Пшеница - ИноСМИ, 1920, 26.04.2023
Из-за переизбытка зерна некоторые восточноевропейские страны вынуждены выбирать между солидарностью и собственным выживаниемНаплыв дешевого украинского зерна и жажда наживы трейдеров разрушают дело жизни фермеров в странах Восточной Европы, пишет NYT. На континенте издавна накопилось множество обид, и если поток сельхозпродукции не остановить, он грозит смыть "политические плотины".
Польша и ее соседи утверждают, что по-прежнему решительно поддерживают Украину, но при этом отмечают, что им приходится нести несоразмерно тяжелое бремя в связи с конфликтом на ее территории. Отмена пошлин на украинское зерно должна была облегчить экспорт сельхоз продукции в бедные страны за пределами Европы – особенно после того, как Россия согласилась создать морской коридор для вывоза дешевой украинской пшеницы. Однако значительная часть этого зерна застряла в пути. Из-за того, что элеваторы в Центральной Европе сейчас заполнены украинским урожаем, цены на зерно падают. Это негативно сказывается на положении фермеров, которые имеют политический вес и доступ к навозу, что поможет им донести свою точку зрения во время протестов. Осенью этого года в Польше должны пройти выборы, и правящей партии "Право и справедливость" необходимы голоса сельских избирателей, чтобы остаться у власти.
Пока неясно, насколько сильна напряженность в отношениях между Евросоюзом и Украиной. Спустя несколько дней после прекращения импорта Польша согласилась пропускать сельскохозяйственную продукцию с Украины через свою границу, если она следует через страну транзитом (согласно договоренности, это должны быть опечатанные контейнеры с приставленной к ним охраной). Еврокомиссия попыталась немного разрядить ситуацию, предложив материальную компенсацию пострадавшим фермерам и занявшись поисками способов ускорить отправку украинского экспорта с рынков, которые, по-видимому, зарезервированы для местных производителей. Но, по сути, Европа уже отказывается от своего решения предоставить Украине беспрепятственный доступ к собственным потребителям, забывая о своем первоначальном обещании. Перспектива продлить в июне срок действия соглашения о беспошлинном импорте украинских товаров еще на один год не так давно воспринималась как нечто, само собой разумеющееся. Но теперь возникает все больше новых нюансов и оговорок.
Перспектива того, что Украина больше не сможет продавать основные товары своим непосредственным соседям, не сулит ей ничего хорошего. Что еще хуже, другой экспортный маршрут – поддержанная ООН схема, в соответствии с которой корабли могут проходить через Черное море, – целиком зависит от уступчивости России, на которую вряд ли можно будет надеяться уже в следующем месяце. Больше всего тревоги вызывает перемена в настроениях, которую спровоцировали эти споры. Украина по-прежнему пользуется широкой поддержкой практически во всех регионах Евросоюза. Но эта поддержка перестала быть безусловной и распространяется не на все области. По словам одного высокопоставленного чиновника Евросоюза, которому известен ход мыслей в национальных столицах, сейчас речь идет уже скорее о поддержке "а-ля карт", а не о том "шведском столе" помощи, к которому Киев получил доступ в 2022 году.
Страны Евросоюза продолжат поставлять оружие и деньги, принимать беженцев и обсуждать новые санкции. Однако перспективы Украины в вопросе дальнейшего сближения с ЕС – в том числе ее возможного вступления в состав блока в один прекрасный день – гораздо менее ясны. Страны, которые запретили ввоз украинского зерна, считаются одними из самых активных сторонников Киева – особенно Польша. Успех попыток Украины вступить в Евросоюз во многом зависит от неослабевающей поддержки Центральной Европы, которая поможет преодолеть сдержанный скептицизм "старых" европейцев, в том числе во Франции и Нидерландах.
Аргументы стран Центральной Европы звучали чрезвычайно эмоционально: украинцы сражаются за свободу всего континента, и поэтому им не следует проходить многолетнюю процедуру подготовки к вступлению в блок, через которую обычно вынуждены проходить все кандидаты. Западные европейцы подчеркнули, что за вступление Украины придется заплатить. Большая часть бюджета Евросоюза расходуется на сельскохозяйственные субсидии или структурные фонды, которые в основном направляются в более бедные страны. Если Украина вступит в союз, на ее долю будет приходиться одна пятая часть всех сельскохозяйственных угодий в ЕС. До начала боевых действий доходы украинцев – более 40 миллионов человек – составляли менее трети доходов жителей соседних европейских стран. Если принять Киев в состав Евросоюза, нынешним получателям субсидий будет доставаться гораздо меньше денег. В настоящее время 18 из 27 членов блока получают от Брюсселя больше денег, чем платят ему, и это в первую очередь касается стран Центральной Европы. Эти цифры могут существенно снизиться, как только к Евросоюзу присоединится Украина.
Работа элеватора Запорожской области
Ни въехать, ни выехать. Как украинские перевозчики "застряли" в Европе из-за запрета на ввоз агротоваровУкраинские поставщики сельхозпродукции оказались в ловушке из-за введения эмбарго на ввоз зерна в Европу, пишет "Страна". Они несут огромные убытки, а водители фур пожаловались на то, что страдают из-за отсутствия нормального питания и элементарных условий для соблюдения правил личной гигиены.

Пожинаем то, что посеяли

Польша и ее соседи пренебрежительно отмахивались от подобного рода прагматических соображений: как можно оказывать поддержку своему воюющему союзнику, демонстрируя при этом такую скупость? Споры вокруг сельхозпродукции свидетельствуют о том, что даже та поддержка, которую Украине готовы оказывать центральные европейцы, имеет свои пределы. Западная Европа, которую такие страны, как Польша, неустанно критикуют за недостаточную помощь Киеву, чувствует, что ситуация постепенно проясняется. Тот моральный авторитет, который позволил Центральной Европе получить больший вес в делах ЕС (хотя и не настолько большой, как порой говорят), слабеет.
Многие ожидают, что Украина сделает следующий шаг на пути к сближению с Евросоюзом – начнет официальные переговоры о вступлении в блок. Еврокомиссия представит отчет о ее прогрессе в мае и еще один – к концу года. Не так давно все ожидали, что мощный импульс будет сохраняться в ходе переговоров, которые могут занять годы. Но теперь между Украиной и ее мечтами о вступлении в Евросоюз стоит большой польский трактор.