Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тотальная цензура

БНР: цензура была по обе стороны "железного занавеса"

© РИА Новости Алекс Макнотон / Перейти в фотобанкРяд СМИ могут признать в России иноагентами
Ряд СМИ могут признать в России иноагентами - ИноСМИ, 1920, 27.05.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не только при социализме была цензура, в том числе музыкальная, пишет историк — автор статьи на сайте БНР. Он напоминает, что в 1967 году британская BBC запретила, например, трансляцию песни The Beatles "A day in the life". Факты свидетельствуют, что системы по обе стороны "железного занавеса" стремились запретить нежелательное влияние.
Александр Сивилов, историк
20 мая 1967 года британская национальная медиакомпания BBC запретила трансляцию песни The Beatles "A day in the life", вошедшей в один из самых успешных альбомов группы. Это был не единственный альбом, санкционированный британскими СМИ — в опалу попали песни сержанта Пеппера "Being for the Benefit of Mr. Kite" и "Lucy In The Sky With Diamonds". Затем под цензуру попали "I am the walrus", "Back in the USSR" и "Come together".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Руководители британских СМИ аргументировали запреты первых трех песен пропагандой наркотиков, на что Леннон и Маккартни заявили, что не имели в виду ничего подобного. Тем не менее "A day in the life" была запрещена до 1972. Если в первых песнях основной проблемой было нарушение традиционной морали и упоминание о наркотиках, то песня о Советском союзе была запрещена по чисто политическим причинам. В 50- 60-х годах на Западе множество рок-групп — Everly Brothers, Jerry Lee Lewis, Kingsmen, The Rolling Stones, The Doors, The Who — попали под удары музыкальной цензуры.
Заметьте, я не упомянул ни одного имени чернокожего музыканта — все дело в том, что их не пускали на основные радиостанции. В США для них создавались отдельные каналы и звукозаписывающие компании.
Почему мы в Болгарии думаем, что только при социализме была цензура? Действительно ли только в странах соцблока запрещали рок-н-ролл? Правда ли, что никто у нас не слушал The Beatles и The Rolling Stones?
Президент США Джо Байден - ИноСМИ, 1920, 11.01.2023
Белый дом Байдена оказывал давление на Facebook*, чтобы тот подверг цензуре Такера КарлсонаПопытка администрации Байдена надавить на Facebook* и подвергнуть цензуре материалы Такера Карлсона – акт государственной измены, пишет Breitbart. Этим Белый дом грубо нарушает Конституцию США. Читатели требуют расследования и импичмента Байдена.
Думаю, у слушателей постарше есть готовые ответы; мне же досталась папина коллекция пластинок. Многие из них выпущены "Балкантон", но лучшие, конечно, привезли откуда-то с Запада. Да, в Болгарии по радио не крутили "Ruby Tuеsday" The Rolling Stones, но ведь и BBC не ставили "Штурците" или Аллу Пугачеву.
В связи с этим очень интересно подумать о месте болгарских рок-групп и эстрадных исполнителей того времени. Когда в СССР стало ощущаться влияние западной поп-культуры и особенно бум битломании, партия и комсомол стали думать, как противостоять идеологическому влиянию противника. В результате появились вокально-инструментальные ансамбли — часто в их создании участвовали молодые люди, слушающие западную музыку и умеющие ее исполнять. ВИА стали аналогами западных групп — в СССР ярким проявлением этой тенденции стали "Поющие гитары". Их первый альбом полностью состоял из каверов The Shadows.
В Болгарии появились "Штурците" ("Сверчки"). Они тоже начали свою карьеру с каверов The Shadows, но очень скоро стали аналогом другой группы. Бытует легенда, будто Концертная дирекция сначала отказалась их регистрировать под таким похожим на перевод The Beatles названием, но потом по БНР провели опрос, и аудитория его одобрила.
В Восточной Европе вокально-инструментальные ансамбли пользовались огромной поддержкой системы — они давали сотни концертов, а их альбомы записывали государственные компании. Избранные становились звездами, но у остальных просто не было возможности пробиться. В 70-х социалистические правительства пытались заменить ими нежелательные популярные западные рок-группы.
Лингвист Ноам Хомский - ИноСМИ, 1920, 13.06.2022
Ноам Хомский: такой цензуры в США не было никогдаАмериканский философ и лингвист Ноам Хомский считает, что в Америке никогда не было настолько высокого уровня цензуры. По мнению ученого, США достигли внутреннего тоталитаризма невиданных масштабов.
Как можно видеть, политические системы по обе стороны железного занавеса относились к популярной культуре одинаково — и стремились запретить нежелательное влияние. Тем, кто не пользовался поддержкой государства, приходилось трудно. На Западе, конечно, был и рыночный элемент отбора, а на Востоке будущие звезды служили государству, противостоя нежелательному иностранному влиянию. В США белые иконы рок-н-ролла пели каверы черных исполнителей, а в Восточной Европе делали каверы The Beatles и других известных западных групп.
Системы по обе стороны железного занавеса зеркалили друг друга и вводили одинаковые запреты, и сейчас, к сожалению, мы снова разделяем — а ведь деление сообщений на "разрешенные" и "запрещенные" вновь лишают нас равных возможностей. Книги переписываются, подбираются фильмы с нужным содержанием — рождается современный новояз. Столкновение политических режимов порождает попытку тотального контроля над обществом. Если раньше не было практической возможности следить за каждым аспектом жизни, то сегодня она уже есть. Вот почему так важно помнить о бунте и послании настоящего рок-н-ролла — стремлении простых людей к свободе.