https://inosmi.ru/20230530/evropa-263263027.html
Проигравшие в Европе стали победителями
Проигравшие в Европе стали победителями
Проигравшие в Европе стали победителями
Европа переживает трансформацию. События последних лет привели к тому, что ее центр смещается на юг и восток. Не последнюю роль в этом сыграла ситуация на... | 30.05.2023, ИноСМИ
2023-05-30T00:42
2023-05-30T00:42
2023-05-30T11:53
foreign policy
ес
еврокомиссия
политика
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0c/0e/258838385_0:0:3079:1731_1920x0_80_0_0_24220d2c8c11479bbebbb2fe083432f5.jpg
Каролин де Грёйтер (Caroline de Gruyter)Одна из наиболее приятных историй, которую сегодня тиражируют в Брюсселе, о том, как расходуются деньги из средств на восстановление после пандемии COVID-19. Речь идет примерно о 869 миллиардах долларов в виде грантов и кредитов, которые руководители 27 стран-членов ЕС выделили в 2020 году на проекты, позволяющие дать толчок развитию экономики в послепандемийный период. К настоящему времени все страны-члены предложили десятки различных проектов, и часть из них уже реализована. В Брюсселе примерно 80 чиновников круглосуточно рассматривают и оценивают поданные заявления, сверяя детали проектов со списком критериев, таких как переход к "зеленой" энергетике, цифровые инновации, экономическая и социальная устойчивость и так далее.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramКакие проекты легче всех пройдут такую тщательную проверку? Что интересно, это те, которые были предложены Грецией, Ирландией и Португалией. Во время кризиса евро 10 лет тому назад эти страны привыкли получать деньги в обмен на планы реформ. Для них нет ничего особенного в том, что кредиторы все время требуют представить дополнительные подробности. Они предвидят такую назойливость и ждут ее. Вот почему, по словам чиновников, даже в самых первых черновиках их предложений часто содержатся все требуемые детали. Люди в Афинах, Дублине и Лиссабоне знают, чего хочет Брюссель, и не принимают это близко к сердцу.Такое деловое отношение подкрепляется тем, что кризис евро уже позади, и страны Южной Европы в целом чувствуют себя намного увереннее, ведя дела с Брюсселем. Экономические реформы по большей мере дали положительный результат, экономика набирает темпы, туризм на подъеме, вернулись иностранные инвесторы. Согласно последним экономическим прогнозам Еврокомиссии, Кипр, Греция и Португалия в 2023 году войдут в число самых быстрорастущих экономик в Евросоюзе. Более того, зимний энергетический кризис был те столь суров на юге Европы, потому что он в меньшей степени зависит от нефти и газа из России, чем другие регионы континента. Демонстрируя растущую уверенность Южной Европы, Португалия выступила с инициативой создать группу атлантических стран в составе ЕС. Эта группа в конце мая провела заседание в прибрежном городе Порту.Такой взгляд в европейское закулисье позволяет понять, как быстро может меняться положение стран и отношения между ними. На смену противоречиям и конфликтам одного кризисного периода часто приходят другие противоречия и конфликты во время следующего периода. Это напоминает о том, что надо осторожнее обращаться с клише и штампами о странах-членах ЕС. В конце концов, вчерашние проигравшие завтра могут стать победителями. В Европе реальность настигает вас очень быстро.Что касается средств на восстановление после COVID-19, то они имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Брюссельские чиновники говорят, что проектные предложения некоторых североевропейских стран слишком краткие и недостаточно подробные. Когда северян просят представить дополнительные данные или гарантии осуществления обещанных реформ, они порой раздражаются: в честь чего Брюссель осуществляет такое мелочное вмешательство? Будучи странами-кредиторами во время кризиса евро, они сами предъявляли такие требования, причем настолько жестко, что некоторые стали называть их претензии "кредиторской диктатурой". Это они переставляли точки и запятые в греческих и португальских планах реформ, решая, какие законы надо менять, как, а иногда даже когда. А теперь им трудно смириться с ролью получателя. В результате некоторые их проекты сталкиваются с трудностями с самого начала.Раскрепощение стран Центральной и Восточной Европы и их выход из-под опеки – это еще один пример того, как быстро может меняться положение стран Евросоюза, влияя на соотношение сил внутри ЕС.Хороший пример – Польша. До начала вооруженного конфликта на Украине в феврале 2022 года Польша в ЕС была на положении парии из-за нарушения норм закона. В некоторых вопросах, в том числе, во внешней политике, с Польшей консультировались реже, чем прежде, принижая ее достоинство. Министры из других стран ЕС вообще практически не посещали эту страну в ожидании лучших времен. Но когда Россия начала военную операцию, Польша практически мгновенно стала прифронтовым государством. Гуманитарная помощь, оружие, зарубежные должностные лица, беженцы – почти всё и все по пути на Украину следуют через Польшу. Польша предупреждала западных европейцев о воинственности России, но те часто называли ее предостережения преувеличенными. А теперь оказалось, что она была права.В результате сегодня к мнению Польши прислушиваются намного внимательнее. Кое-кто даже говорит, что Варшава слишком сильно доминирует в брюссельских дебатах. Польша воспользовалась своим новообретенным весом и влиянием, чтобы выбраться из угла, в который ее загнал ЕС из-за нарушений норм права. Она пошла на определенные уступки, но Еврокомиссия утверждает, что их недостаточно. Сами по себе эти шаги Польши весьма интересны, так как они тоже показывают, что в Европе нет ничего неизменного.Во многих отношениях российско-украинский конфликт вызвал эмансипацию не только Польши, но и центральноевропейских и прибалтийских стран. И дело не только в том, что их оценки по вопросам безопасности и обороны пользуются большим авторитетом в ЕС из-за близости этих стран к зоне вооруженного конфликта. По таким стратегическим темам как расширение ЕС их взгляды тоже стали более влиятельными. Это была их идея – предложить Украине статус страны-кандидата на вступление в Евросоюз. Недавно Польша и другие страны Центральной Европы ввели блокаду украинского зерна. Это показывает, что они против того, чтобы украинская интеграция осуществлялась в ущерб их интересам.И последнее, по очереди, но не по значению. Страны Центральной Европы и Прибалтики приняли и разместили у себя миллионы украинских беженцев, и это меняет характер непростых европейских дебатов о предоставлении убежища и о миграции. Ранее Брюссель считал эти регионы партнерами, которые готовы лишь возводить заборы и укреплять европейские внешние границы. Сегодня эти страны решают интеграционные проблемы, хорошо знакомые западноевропейским обществам. Страны-члены ЕС делятся накопленным опытом, у них появляется больше взаимопонимания и готовности помогать друг другу, за исключением Венгрии, которая полностью изолирована и вряд ли может пользоваться правом вето в этих вопросах.Скандинавские страны тоже понемногу смещаются к центру Европы. Российская агрессия заставила Данию и Швецию осознать то, что непосредственная соседка России Финляндия поняла уже давно: ЕС не просто рынок, он обеспечивает политическое прикрытие и безопасность. Военные действия России на Украине подтолкнули Данию к участию в оборонных инициативах Евросоюза. Из-за украинского конфликта в Дании и Швеции также активизировались дебаты о плюсах вступления в европейский банковский союз. Ослабевает даже сопротивление этих стран запрету на вето во внешних делах и в вопросах безопасности ЕС.Скандинавские страны по-прежнему выступают за открытые либеральные рынки, однако уже начинают понемногу поддерживать более "протекционистские" меры Евросоюза, которые защищают европейские компании от враждебных поглощений зарубежными государственными корпорациями, а также от кибератак. Скандинавские страны не препятствуют стремлению Еврокомиссии выработать общеевропейскую промышленную политику, благодаря которой Европа в некоторых отношениях будет чуть меньше зависеть от остального мира. Более того, несмотря на репутацию скряг, скандинавские страны сегодня готовы оплачивать такую политику.Итак, Европа находится в процессе непрерывных преобразований. С появлением новых вызовов улаживаются старые ссоры и возникают новые. Во время кризиса евро возник глубокий раскол между севером и югом. Во время миграционного кризиса основные разногласия были между востоком и западом. Сейчас, когда на Украине в разгаре вооруженный конфликт, он по-своему влияет на каждую страну, и снова меняются альянсы и разногласия.Почти каждая возникающая в Европе проблема сначала создает раскол, а потом оставляет после себя шрам. С годами ткани на шраме зарубцовываются, становятся многослойными. Ссоры и обиды забываются редко и порой вспыхивают с новой силой. Но зарубцевавшаяся ткань оказалась прочнее, чем могло показаться.
/20230406/bezhentsy-261969699.html
/20230207/migratsiya-260390560.html
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0c/0e/258838385_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_9a2a4c6917c966c96f786595935cee44.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
foreign policy, ес, еврокомиссия, политика