Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Контрнаступление Украины: о чем не говорят? Освобождение Донбасса было бы похоже на борьбу за Судеты, включая "денацификацию" населения

© AP Photo / Andrew KravchenkoУкраинские солдаты под Киевом
Украинские солдаты под Киевом - ИноСМИ, 1920, 21.06.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Благодаря активной западной помощи перспектива победы Украины выглядит реальной, считает автор статьи в Lidovky. Он уже рассматривает постконфликтную ситуацию и дает советы, как необходимо "денацифицировать" Донбасс и остальную Россию. Процесс, по его словам, будет длительным и болезненным.
Томаш Влах (Tomáš Vlach)
"Мы знаем, что чем больше территорий украинцы сумеют освободить, тем сильнее будет их позиция за столом переговоров", — заявил 13 июня Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг. В момент, когда говорят о том, что контрнаступление позволит как минимум выгнать русских с Украины, подобное заявление удивляет, ведь оно возвращает вариант с переговорами и возможными компромиссами. Все это вызывает ряд вопросов, прежде всего, насчет целей контрнаступления и того, что будет после, если украинское наступление окажется по-настоящему успешным.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Интересно, что слова Йенса Столтенберга не вызывали практически никакого удивления. Пожалуй, за исключением некоторых журналистов, задававших ему вопросы на пресс-конференции после встречи министров обороны через два дня. Так, один из журналистов спросил, действительно ли, по мнению Генсека НАТО, сейчас "сложились наилучшие условия для переговоров, или контрнаступление может их создать"?
"Чем успешнее будет контрнаступление, тем быстрее президент Владимир Путин осознает, что не сможет победить на поле боя", — сказал глава Североатлантического альянса. Факт в том, что ни Россия, ни Украина не чувствуют потребности приступить к переговорам о мире. "Ясно, что обе стороны полностью поглощены вооруженным конфликтом (…) и уверены, что победят в нем", — сказал в начале мая в интервью испанскому изданию "Паис" Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
И действительно события подтверждают его слова. Украина, сопротивляющаяся российской мощи, благодаря западной помощи чувствует себя настолько уверенной, что даже не сомневается в собственной способности победить на поле боя. Но те же ощущения испытывает враг, хотя он и потерпел ряд поражений, был вынужден отказаться от многих территориальных завоеваний и понес фатальные потери. Однако обе стороны выбрали схожую медиа-стратегию: они акцентируют собственные победы и умалчивают или "творчески" интерпретируют провалы (я прошу не путать это с российской пропагандой, оболванивающей мозги и вселяющей ненависть к Западу и его ценностям). Поэтому нечего удивляться, что большая часть народа рукоплещет Путину, когда он рассказывает, что "Россия идет на Украине от победы к победе".

Как выгнать оккупанта

Так, например, обе стороны утверждают, что враг несет в десятки раз большие потери, но споры на этот счет лучше отложить на послевоенное время. Несомненно, нас ждет много открытий. Цель же данной статьи не изложить военные мифы, а порассуждать о том, как быть с вооруженным конфликтом на Украине дальше.
Если "загуглить" "цели конфликта на Украине", то получишь мешанину из целей российской спецоперации и хорошо известных рассказов о том, как путинский режим хочет денацифицировать других, и что попытки демилитаризовать Украину приводят к совершенно противоположному. Однако в результатах поиска нет ничего о целях Украины или НАТО, как и о том, чем должно закончиться нынешнее контрнаступление.
Чаще всего называют следующую цель — выгнать русских с оккупированных территорий, включая те, что были отторгнуты в 2014 и 2015 годах. Хотя сегодня это кажется просто, на самом деле процесс будет нелегким, поскольку у России достаточно резервов, и она умеет производить танки и боеприпасы или модернизировать старые. У русских было достаточно времени, чтобы выстроить укрепления, и вообще никто не отменял правило, что проще защищаться, чем атаковать. Кроме того, без как минимум втрое превосходящих сил, если верить учебникам военной теории, идти в наступление бессмысленно.
Форум Какая Украина нам нужна? - ИноСМИ, 1920, 02.06.2023
Бывший вице-премьер Украины Табачник: переговоры нужно вести после денацификации, без Зеленского
Тем не менее перспектива освобождения Донбасса и Крыма благодаря активной западной помощи выглядит реальной. Однако есть ряд других препятствий. Например, вряд ли можно ожидать, что местное население будет лояльно Украине. Ситуацию можно сравнить с освобождением Судет в конце Второй мировой войны. Сегодня об этих вещах говорят мало. Но если Запад хочет сохранить лицо, то ему придется сдержать попытки депортировать или коллективно наказать людей, которые в 2014 году ратовали за присоединение к России, а потом массово получали российские паспорта.

Денацификация не по-путински

И если мы хотим довести дело до конца, то должны предусмотреть огромные инвестиции в восстановление Украины, включая прежде оккупированные и истощенные - прежде всего, это Донбасс - не только из-за боев, но и из-за восьми лет российской оккупации регионы. Придется также реально денацифицировать население, а это процесс длительный и болезненный.
Вопрос, разумеется, в том, что будет после, когда, гипотетически, украинские войска выгонят русских с занятых ими территорий. Стоит ли останавливаться на границе? В последнее время появляются карты "большой Украины", простирающейся и на российской территории. И если заговорят о чем-то подобном в качестве репараций, на самом деле это ничего не решит.

Смена режима в России

Когда я спросил антипутински настроенных русских, живущих в эмиграции, чем должен закончиться вооруженный конфликт, они все без исключения ответили, что Россия должна проиграть. По их мнению, нужна смена режима, самоанализ и покаяние всего народа. Некоторые даже убеждены, что политическое потрясение после военного разгрома само по себе приведет к этому, а другие полагают, что придется помочь. Как конкретно? Эти вопросы, вероятно, не учитываются даже в стратегических планах. А если они и рассматриваются, то выводы тщательно скрываются.
Если Украина выгонит русских и оставит Владимира Путина, или еще кого похуже, править дальше, то, конечно, режим может рухнуть, как в 2000 году в Сербии, но гарантий нет. Не исключено, что Россия, накачанная идеей собственного превосходства, восстановит силы и попытается все повторить. Поэтому Западу следует задуматься о более четкой стратегии, а не ограничиваться выкриками.