Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Юраш: напряженность в отношениях Польши с Украиной – это результат незрелости Варшавы

© AP Photo / Czarek SokolowskiФлаги Польши и Украины во время демонстрации в поддержку оппозиционного движения на Украине
Флаги Польши и Украины во время демонстрации в поддержку оппозиционного движения на Украине - ИноСМИ, 1920, 02.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польско-украинское взаимодействие начинает явно буксовать, пишет Onet. Об этом свидетельствует вызов посла Польши в МИД Украины на беседу как реакция на обвинение Киева в неблагодарности. Формально прекрасные отношения соседей на практике оказались натянутыми.
Посол Польши в Киеве Бартош Чихоцкий (Bartosz Cichocki) был вызван в украинский МИД в связи с высказыванием Марчина Пшидача (Marcin Przydacz), министра Канцелярии президента РП, который заявил, что поскольку Украина получила большую поддержку от Польши, "было бы хорошо, если бы она начала это ценить". Это очередное за очень непродолжительное время неприятное событие в отношениях Варшавы и Киева. Назвать публичный обмен мнениями инцидентом было бы преувеличением, однако трудно не заметить, что польско-украинское взаимодействие начинает явно буксовать.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Характерно, что реакция Киева на любую критику со стороны Польши выглядит если не явно неуместной, то, по меньшей мере, непропорциональной. На слова Пшидача украинской стороне вовсе необязательно было вызывать польского посла – вариантов реагирования у нее было множество. Выбор именно такой меры, как приглашение на беседу посла, свидетельствует о стремлении к эскалации, а не к мирному урегулированию возникшей ситуации.
Как ни парадоксально это прозвучит, вина за то, что формально прекрасные польско-украинские отношения начинают все чаще отличаться от желательных, лежит не на Киеве, а на Варшаве.
Впрочем, одним из виновных в сложившейся ситуации является сам Марчин Пшидач. Вместо того, чтобы публично говорить о польских ожиданиях по отношению к Украине уже после того, когда проблемы стали всем очевидны, он должен был заранее конфиденциально обсудить имеющиеся проблемы со своими коллегами в Киеве. Если бы он поступил так, возможно, не было бы необходимости постфактум констатировать, что Киев на самом деле не испытывает по отношению к Варшаве ни малейшего чувства благодарности. И при этом не делает никаких позитивных жестов – даже тех, которые ничего ему бы не стоили.
Однако польские дипломаты и власти выбрали другой путь.
Прежде всего, они не сформулировали – в понятной для украинцев форме – никаких ожиданий от Киева. А потом громко жаловались, что не дождались того, чего дождаться не могли. Не могли по той простой причине, что ни о каких ожиданиях не заявляли.
Впрочем, то, какими видит двусторонние отношения Киев, стало понятно уже давно. Украина не только не сделала ни одного серьезного жеста в 80-ю годовщину Волынской резни, украинцы игнорировали эту проблему последние полтора года.
Не дождалась Варшава никакого жеста и после того, как обломки украинской ракеты убили двух польских граждан в Пшеводуве. Падение этой ракеты было, конечно же, совершенно случайным, украинцы использовали ее для защиты и поэтому винить в этом несчастном случае украинскую сторону не приходится.
Демонстранты с флагами Польши и Украины в Варшаве - ИноСМИ, 1920, 26.07.2023
Зерновые пляски: чего хочет Польша за солидарность с УкраинойКак оказалось, солидарность Варшавы с Киевом имеет предел, пишет Politico. Между ними встал финансовый вопрос, вызванный неконтролируемым ввозом украинского зерна в государства ЕС. Поляки, которые не хотят, чтобы чужая продукция заполняла внутренний рынок страны, решились на ультиматум.
Но коль скоро это произошло, то вполне естественно – особенно учитывая все то, что Польша сделала для Украины – было бы извиниться. Польша имеет все основания для того, чтобы услышать от президента Зеленского если не извинения, то хотя бы соболезнования семьям погибших.
Но, как и в случае с Волынью, ничего подобного Польша не дождалась.
В ответ на действия Киева посол Украины был вызван в польский МИД – это правильный, но, к сожалению, запоздалый шаг. Правильный, потому что принцип "кто умнее, тот идет на примирение первым" на Востоке не действует. Для такого партнера, как Киев, тот, кто "прощает", демонстрирует свою слабость.
Шаг является запоздалым, потому что Киев даже не за полтора года, а за последние тридцать лет привык к тому, что Польша является слабым партнером. Слабость проявляет правящая партия "Право и справедливость" (ПиС), действуя в отношениях с Украиной по старинке. Причина данной ситуации в том, что восточную политику ПиС в МИДе, в различных службах и в аналитических центрах (таких как Центр восточных исследований и Польский институт иностранных дел) определяют те же люди, которые во время правления "Гражданской платформы" точно так же некомпетентно консультировали тогдашнюю власть.

Игра с Берлином

Тем временем где-то на заднем плане вызревает еще один конфликт, который в любой момент может разгореться с новой силой. Речь, конечно же, идет об украинском зерне. Киев ведет переговоры с Европейской комиссией, а не с польскими властями. А в Комиссии украинцы совершенно сознательно игнорируют польского комиссара по сельскому хозяйству Януша Войцеховского (Janusz Wojciechowski).
Кроме того, Киев требуют от Берлина оказать давление на Еврокомиссию, чтобы она не продлевала запрет на продажу украинских зерновых, в том числе и на польском рынке. Другими словами, Киев играет с Берлином против Варшавы.
Того, кто понимает принципы, которыми руководствуется украинская политика, это не удивляет. Как заметил в беседе с порталом Onet журналист издания Dziennik Gazetа Prawnа Збигнев Парафинович совместно с корреспондентом той же газеты Михаилом Потоцким, написавшим биографии двух президентов Украины, "украинцы – это турбонарод, реализующий внешнюю турбополитику", в которой нет места ни сантиментам, ни благодарности, ни каким-либо моральным обязательствам".
То же самое сказал в беседе с порталом Onet симпатизирующий Польше и пожелавший сохранить анонимность украинский дипломат, обеспокоенный состоянием польско-украинских отношений. Наш собеседник заметил, что если Польше кажется, будто Украина не может действовать вместе с Германией против Польши, поскольку Киев обижен на Германию за то, что Берлин ждал украинского поражения, то она права, но делает из этого факта совершенно неверные выводы.
Предприятие Мелитопольский элеватор - ИноСМИ, 1920, 20.07.2023
Польша пошла наперекор ЕС по поводу зерна с Украины. Моравецкий: Мы не откроем границыПольша не побоялась пойти наперекор ЕС по поводу украинского зерна и закрыла для него свою границу, сообщает Gazeta.pl. Причина – разорение собственных фермеров. Но читателям не понравилось решение Моравецкого. Они обвинили его в трусости и жадности и посоветовали запастись ватником – для общения с фермерами.
Варшава считает, что из этой украинской обиды на немцев она может извлечь множество выгод: например, дождаться жестов по волынской проблематике или хотя бы минимального внимания к польским интересам в области защиты рынка продовольствия или контрактов на восстановление Украины. И уж точно может рассчитывать на то, что Киев не будет действовать с Берлином против Варшавы.
Да, Украина действительно обижена на Берлин, но это не имеет ни малейшего значения – "никому до этого нет никакого дела".

Простой вывод, который мы никак не можем сделать

Из всего этого Польше следовало бы сделать очень простой вывод, которого ни политические, ни чиновнические, ни экспертные элиты сделать до сих пор не смогли и вряд ли уже смогут.
Этот вывод сводится к тому, что Украину по понятным причинам нужно поддерживать, но в то же время вести себя по отношению к ней максимально жестко.
Сегодня, о чем мы уже неоднократно писали, польская политическая сцена разделена на крайне правых, которые де-факто поддерживают Россию, и на мейнстрим. Представители последнего, будь то деятели правящей партии или оппозиционеры, вообще не понимают слова "жесткий", поэтому максимум, на что они способны в отношениях с Украиной, это время от времени выражать свои фрустрации в СМИ.
Уточним – в польских СМИ. Потому что украинские СМИ польские обиды совершенно не волнуют.