Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Польша выбирает конфликт: почему испортились отношения с нашим ключевым союзником

© CC BY-SA 4.0 / Пресс-служба Офиса президента Украины / Перейти в фотобанкПрезидент Украины Владимир Зеленский и президент Польши Анджей Дуда на саммите «Крымская платформа» в Киеве
Президент Украины Владимир Зеленский и президент Польши Анджей Дуда на саммите «Крымская платформа» в Киеве - ИноСМИ, 1920, 09.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экспорт украинской сельхозпродукции стал причиной острого конфликта между Киевом и Варшавой накануне выборов в Польше, пишет "Европейська правда". Там крайне болезненно отреагировали на попытки Незалежной решить спорные вопросы при посредничестве ЕС.
"Времена меняются, исходя из нашего опыта, мы видим, что у нас есть только два союзника. Во-первых, это Украина. А наш второй союзник – это Англия", – такое заявление год назад сделал лидер польской правящей партии " Право и справедливость " (и де-факто самый влиятельный политик Польши) Ярослав Качиньский.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
А в апреле этого года первый с начала конфликта на Украине официальный визит Владимира Зеленского в Варшаву стал действительно триумфальным – украинского президента встречали по протоколу, по которому чуть ранее в польской столице приветствовали Джо Байдена.
Эти два примера показывают, как сильно изменились отношения Украины и Польши за последние полтора года. И тем более странным на этом фоне выглядит нынешнее обострение, которое может "обнулить" достижения последних лет.
Попробуем разобраться, насколько ожидаемым стал нынешний кризис и есть ли шансы остановить его в ближайшее время.

Взаимные уступки

"Мы руководствуемся политикой польских национальных интересов. Мы поддерживаем Украину настолько, насколько это соответствует польским национальным интересам. Так было и так будет всегда", – заявил второго августа заместитель главы МИД Польши Павел Яблонский.
Впрочем, с последним утверждением польского топ-дипломата можно поспорить – так было далеко не всегда.
Кризис на Украине заставил польские власти забыть о претензиях и обидах на Киев. Польша стала одним из лидеров в поддержке Украины, причем это лидерство было продемонстрировано в самый критический момент, когда большинство западных стран еще не могли решиться на масштабную поддержку.
Иллюстрацией изменения курса Варшавы стали действия польского премьера Матеуша Моравецкого, который до конфликта не совершил ни одного визита на Украину (по неофициальной информации, это была его принципиальная позиция, и визит должен был стать возможным только после отмены Киевом моратория на поисково-эксгумационные работы).
Впрочем, именно Моравецкий вошел в первую группу западных лидеров, прибывших в Киев. Так же Польша предпринимала мощные шаги в поддержке Украины, не оглядываясь на свои интересы. Конечно, любая поддержка имеет свои пределы, и поэтому было ожидаемо, что со временем польская политика в отношении Украины должна была стать более прагматичной. Впрочем, эта коррекция курса оказалась слишком резкой.
Все началось с протестов польских фермеров, которых не устраивало появление на внутреннем рынке украинского зерна, масла и кукурузы. А с учетом того, что осенью в Польше пройдут парламентские выборы, выиграть которые ПиС будет очень нелегко, голоса фермеров становились "золотой акцией", ради которой официальная Варшава пошла на обострение с союзником.
В мае Польша и еще три страны (Венгрия, Словакия и Болгария) ввели запрет на продажу украинской агропродукции – шаг, который эти страны не должны были предпринимать без одобрения Еврокомиссии.
В Киеве это восприняли крайне болезненно, прекрасно понимая, что за этим запретом стоит именно Варшава. Впрочем, тогда украинские власти воздержались от вынесения своих обид в публичную сферу, сосредоточившись на решении этой проблемы при посредничестве Еврокомиссии.
Более того, Киев дважды пошел на уступки: сначала согласившись в мае на введение Еврокомиссией временного запрета на экспорт агротоваров в пять стран ЕС (в уже упомянутые четыре страны и Румынию), а затем в июне – на продление запрета до середины сентября.
Впрочем, согласившись на продление запрета, Киев отмечал, что это последняя уступка. И эту позицию поддержали в Брюсселе. Вместе с тем пятерка стран делала заявления о целесообразности продления действия запрета как минимум до конца года.
Но именно Польша пошла ва-банк, заявив, что не будет открывать свой рынок для украинской агропродукции даже при условии противоположного решения Еврокомиссии. И на этот раз Киев молчать не стал.

Воронка кризиса

"Это недружественный и популистский шаг, который больно ударит по мировой продовольственной безопасности и экономике Украины. Призываем партнеров и Европейскую комиссию обеспечить беспрепятственный экспорт украинского продовольствия в ЕС", – так двадцатого июля на заявления польской стороны отреагировал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
Слова украинского премьера вызвали острую реакцию в Варшаве. Показательно, что ответ поступил не из польского правительства, а из команды президента Анджея Дуды, занимавшего более проукраинскую позицию. В частности, в июне во время визита в Киев польский президент заявил об отсутствии оснований продлевать запрет для украинской агропродукции.
Руководитель офиса по вопросам международной политики в администрации Анджея Дуды Марчин Пшидач в интервью польским СМИ сказал, что Украина действительно получила огромную поддержку от Польши и ей "стоило бы начать ценить роль, которую она сыграла для нее в течение последних месяцев и лет". В ответ украинский МИД вызвал посла Польши, что вызвало протесты уже польского дипведомства – там в ответ вызвали к себе украинского посла.
В конце концов, было озвучено уже упомянутое заявление Павла Яблонского, который, среди прочего, отметил, что существует достаточно много вопросов, по которым между Польшей и Украиной "нет согласия". Среди них в польском МИД вспомнили и вопросы истории, очевидно, допустив возвращение их в повестку дня двусторонних отношений, если Киев не даст согласие на продолжение запрета на ввоз агропродукции.
Также Варшава осторожно намекает на возможность пересмотра своего решения о разрешении транзита украинской сельхозпродукции – шаг, который стал возможным после выхода России из "зернового соглашения" и блокирования транзита по Черному морю. Означает ли этот конфликт пересмотр условий отношений между странами? И да, и нет.
Конечно, в определенной части польского общества популярной является позиция, что если Польша так много сделала для Украины, то она имеет право требовать определенных уступок от Киева. Однако до последнего времени публично озвучивать такие тезисы могли себе позволить лишь политические маргиналы, имевшие минимальные шансы прийти к власти.
Все изменил стремительный рост рейтингов партии "Конфедерация" – сейчас это единственная влиятельная политическая сила у соседей, которую можно назвать антиукраинской. Дошло до того, что эта партия вышла уже на третье место по рейтингам и может получить "золотую акцию" при формировании новой коалиции.
Успех "Конфедерации", откусившей часть избирателей у ПиС, насторожил партию власти. И похоже, что там решили подкорректировать свою политику, показав избирателям более жесткую политику в отношении Украины. Показательно, что и польская оппозиция пока очень осторожно комментирует эти вопросы, не спеша становиться на защиту Киева.
В такой ситуации наиболее остро раскритиковал действия польских властей экс-министр иностранных дел Яцек Чапутович, назвав нынешний курс Варшавы "политикой гиен и шакалов". Заметим, что Чапутович не связан с политическими партиями, а потому не зависит от предвыборных раскладов.
Учитывая, что парламентские выборы у соседей должны пройти пятнадцатого октября, нас ждут более двух месяцев непростых отношений с Польшей.
Тем более, что последние намеки из Варшавы позволяют предположить, что в случае сопротивления Киева в ход могут пойти другие претензии – озвучивать их до завершения конфликта больше не является табу. А перечень этих претензий и обид в Варшаве достаточно длинный.
Впрочем, маловероятно, что конфликт коснется вопросов безопасности. По крайней мере, предыдущее обострение отношений с Польшей, произошедшее при президентстве Петра Порошенко, показало: в Варшаве прекрасно умеют отделять вопросы безопасности и не делать их заложниками двусторонних отношений.
Герб Украины - ИноСМИ, 1920, 09.08.2023
Кто оплатит украинские счета: людьми, экономикой и политикой?Киев идет по пути социальной и экономической ликвидации украинского государства, пишет Nové slovo. Страна стала орудием в руках США против России. Рано или поздно Запад избавится от нее, и больше о проблемах Украины в западном медиамире никто не услышит. Жизненный цикл Украины завершится.
С другой стороны, далеко не факт, что после завершения выборов появится возможность возвращения двусторонних отношений к предыдущему формату. Политическое напряжение может никуда не деться, продолжая негативно влиять на двусторонние отношения.
Поиск выхода из этой ситуации станет вызовом для Киева. Украинской дипломатии в отношении Польши придется в буквальном смысле маневрировать между Сциллой и Харибдой.
Польша болезненно реагирует на попытки Киева решить спорные вопросы при посредничестве ЕС – однако именно это посредничество усиливает нашу позицию. Так же в Варшаве крайне остро реагируют на вынесение имеющихся проблем в публичное пространство – однако без этого их решение не представляется возможным.
Автор: Юрий Панченко