Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Газополитическая борьба

© РИА Новости Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкЗнак "газопровода" по дороге в Сургут
Знак газопровода по дороге в Сургут - ИноСМИ, 1920, 11.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На фоне конфликта на Украине в мире обострилась газополитическая борьба, пишет Cumhuriyet. Россия активно расширяет партнерство с Турцией и Ираном. Другие страны тоже не отстают. Но главное в вопросе энергетики – не конкурировать, а сотрудничать, считает автор статьи.
Можно выделить четыре основных зоны добычи природного газа в нашем регионе: 1) Россия; 2) Каспий: Азербайджан, Туркмения; 3) Персидский залив: Иран, Катар; 4) Восточное Средиземноморье: Египет, Израиль.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Ближайший и крупнейший рынок для этого газа – Европа. Украинский конфликт в определенной мере изменил существовавшее газополитическое уравнение. Поставки российского "голубого топлива" в Европу сократились. Вашингтон как с помощью политического шантажа в отношении Брюсселя, так и в результате диверсии на "Северном потоке" смог в некоторой степени добиться уменьшения закупок газа у Москвы европейскими странами. И отчасти США заполнили образовавшийся пробел своим дорогим сжиженным природным газом.
С другой стороны, запасы, обнаруженные в Восточном Средиземноморье, а также шаги по нормализации отношений со странами Персидского залива и расчистка пути для природного газа из общего бассейна Ирана и Катара изменили энергополитические балансы в целом и газополитические балансы в частности в нашем регионе.

Россия и электронная торговая площадка в Турции

Турция в этой газополитической борьбе является мостом между газовыми запасами и Европой. И для Турции критически важно суметь взять на себя роль терминала.
На самом деле украинский кризис открыл для Анкары возможности в этом отношении. Россия выступила с предложением создать газовый хаб в Турции. Предполагалось, что Турция будет не только центром транспортировки газа через свою территорию, но и центром хранения этого топлива. Соответственно, это дало бы некоторые преимущества, прежде всего участие в ценообразовании.
Денежные купюры США и монеты номиналом один рубль - ИноСМИ, 1920, 10.08.2023
Русские идут! Санкции привели Россию в пятерку лидеров по номинальному ВВП
Однако в вопросе газового хаба не удалось достичь должного прогресса. Также обращают на себя внимание слова, сказанные недавно президентом России Владимиром Путиным на этот счет: "Тема газового хаба остается на повестке дня. Хочу, чтобы было понятно: проект не предполагает хранение газа в больших объемах. Речь идет о создании электронной торговой площадки" (30.07.2023).

Работа по созданию газового хаба в Иране

Это заявление Путина можно рассматривать не столько как понижение уровня проекта с Турцией, сколько как тактический ход в сторону новой конкуренции, возникающей из-за вступающего в игру нового газа.
Дело в том, что в регионе происходят серьезные газополитические ходы. Например, предпринимается попытка построить новое партнерство между Россией и Ираном.
Министр нефти Ирана Джавад Оуджи (Cevad Ovci) на днях заявил о стремлении создать газовый хаб в Ассалуйе на юге Ирана в сотрудничестве с Россией, Туркменией и Катаром.
Вслед за этим заявлением иранская делегация отправилась в Россию. Заместитель министра нефти Ирана Маджид Чегани (Mecid Çegini) отметил: "В настоящее время наша группа экспертов находится в России. В этом отношении были достигнуты некоторые договоренности, и мы надеемся, что все пойдет хорошо".

Коллективная региональная выгода

Таким образом, планируется создать два газовых хаба: один – в Иране, другой – в Турции. Претворится ли в жизнь только один из них, или понадобятся два отдельных газовых хаба – увидим...
На самом деле нужны оба, учитывая и европейский, и азиатский рынки. Более того, координация двух проектов будет означать коллективную выгоду для производителей.
Разумеется, создание газового хаба в Иране для российского, иранского, катарского и туркменского газа крайне важно в силу калибра производителей. Однако это не исключает возможности создания газового хаба в Турции. Ведь для Турции не только российский газ, но и "голубое топливо" Египта – Израиля также является важным фактором. К тому же есть еще и азербайджанский газ.
Сейчас становится все более очевидно, что строительство подводного газопровода из Восточного Средиземноморья через Кипр – Крит – Грецию нереалистично. Самым коротким и экономичным решением для египетского и израильского газа по-прежнему является Турция.
Собственно говоря, Израиль готов обсуждать это. Мало того, это была бы одна из тем повестки дня визита премьер-министра Израиля Нетаньяху в Турцию, если бы он не был отложен из-за проблем со здоровьем. С другой стороны, начало нормализации отношений Турции с Египтом также повысит шансы турецкого маршрута.
Главный вопрос заключается в том, чтобы эти проекты были не конкурентами, а партнерами друг для друга. Это возможно при использовании подхода, основанного на коллективной региональной выгоде.
Автор: Мехмет Али Гюллер (Mehmet Ali Güller)