Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жизнь поляков значительно ухудшилась. Последние пять лет изменили все

© AP Photo / Nam Y. HuhПокупатель в продуктовом магазине в Гленвью, штат Иллинойс, США
Покупатель в продуктовом магазине в Гленвью, штат Иллинойс, США - ИноСМИ, 1920, 14.03.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За последние пять лет жизнь простых поляков значительно ухудшилась, пишет Onet. Издание побеседовало с жителями Варшавы и Кракова, которые пожаловались на постоянный рост цен. Особенно, по их словам, подорожало жилье – на его стоимость повлияла пандемия и конфликт на Украине.
Иоанна взяла ипотеку пять лет назад. Во время пандемии родила дочь. "Оглядываясь назад, я знаю, что приняла правильное решение, потому что пять лет назад кредит был реальной мечтой. Сегодня у меня не было бы шансов купить квартиру в столице", — говорит 35-летняя женщина. "Хуже всего то, что у меня сложилось впечатление, что о простом человеке забыли политики, работодатели и все вокруг. Я не могу себе представить создание семьи сейчас, потому что я просто не могу себе этого позволить", — говорит другая наша собеседница, Марта. Прошло четыре года с начала пандемии. Мы проверили, как изменилось качество жизни поляков за последние годы.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В 2019 году никто не осознавал, что с марта 2020 года жизнь изменится так кардинально. Обнаружение первого случая коронавируса повлекло за собой шквал решений, которые отразились на всех поляках. Это повлияло не только на окружающую реальность, ритм которой изменили пандемические ограничения, но и на стоимость жизни. Сегодня мы все жалуемся на дороговизну. А как было в 2019 году? До начала пандемии мы жили лучше?
Украинские беженцы на железнодорожной станции в Перемышле, Польша - ИноСМИ, 1920, 13.03.2024
"Польша — это маленькая Украина". Должны ли мы потакать украинским беженцам, или пора прекратить этот фарс?Попав в Польшу, некоторые украинцы начали вводить там свои порядки, пишет NDP. "Благодарные" беженцы хитро и изобретательно обманывают хозяев. Превращаться в "Малую Украину" поляки не хотят и требуют от властей радикальных действий.

"Кредит был реальной мечтой"

Иоанна очень хорошо помнит 2019 год. Первые полгода она провела, посещая кредитных консультантов и специалистов по недвижимости. "Мне исполнилось 30 лет. Я хотела перемен. Покупка квартиры в кредит казалась исполнением моих желаний. Оглядываясь назад, я знаю, что приняла правильное решение, потому что пять лет назад кредит был реальной мечтой. Сегодня у меня не было бы шансов купить квартиру в столице", — рассказывает она о событиях, произошедших несколько лет назад.
Иоанна 10 лет откладывала деньги на первоначальный взнос. Без помощи родителей ей не удалось бы собрать необходимые 20%. "В пределах моей досягаемости были студии или небольшие двухкомнатные квартиры. Самые дешевые квартиры в Варшаве тогда можно было купить за пять-шесть тысяч злотых за квадратный метр. Наконец, я выбрала недвижимость в районе Прага, за которую застройщик просил семь тысяч злотых за квадратный метр", — вспоминает она о тогдашних ценах на недвижимость в столице.
Ключи от заветной квартиры Иоанна получила в ноябре 2019 года. "Я и понятия не имела, что через три месяца после этого события нас запрут в домах. Торговые центры не работали, строительные магазины работали редко. Это чудо, что мне удалось отремонтировать квартиру за два месяца. Если бы не знакомая строительная бригада, я бы провела свой первый карантин в пустой квартире без мебели", — вспоминает она начало 2020 года.

"Сегодня ходить в кино — это роскошь"

Дариушу 38 лет, он живет в Варшаве с женой и дочерью. Их постоянным ритуалом еще пять лет назад был поход в кино в воскресенье. "Я прекрасно знаю, что в наши дни все очень быстро появляется в сети, но я хотел бы научить нашу девочку, что культуру нужно впитывать вне дома", — объясняет мужчина. К сожалению, ежегодное повышение цен привело к тому, что просмотр фильмов в кино сократился до одного выхода в месяц.
"Может быть, кто-то над этим посмеется, но сейчас один фильм обходится для нас почти в 200 злотых. Дочери всего семь лет, и за нее нужно платить почти столько же, сколько и за взрослых. А сколько сегодня стоит билет? На данный момент это примерно 30 злотых за одного. Нас трое. Клара всегда хочет какой-нибудь попкорн — в комплекте это почти 50 злотых. До пандемии такой набор стоил вдвое дешевле, а билеты по акции могли стоить до 15 злотых. Тогда мы могли позволить себе роскошь выходить в кино всей семьей. Сейчас нам приходится себя ограничивать", — объясняет он.
"Страшно смотреть, как сильно изменилась наша жизнь за последние годы. А будет еще хуже, все государственные постпандемические средства заканчиваются. Кто-нибудь думает, что продавцы откажутся от увеличенной маржи? Нет. Все это отразится на нас. Скоро мы будем покупать морковь за пять злотых, и это никого не удивит. Вы давно покупали чипсы в магазине? Ведь большинство из них уже стоит более 10 злотых. Пять лет назад шесть злотых стоили чипсы, запеченные в духовке. А, как известно, это сегмент премиум. Мне всегда вершиной роскоши казались чипсы в банке. Сегодня большинство других брендов стоят дороже", — комментирует Дариуш.
По его мнению, жизнь поляков сильно ухудшилась. Мало кто ходит в ресторан, и если уж решил поужинать вне города, то по особому случаю. "Пандемия изменила нас навсегда. Мы поняли, что собираться дома тоже может быть весело. Когда все открылось, мы уже неохотно шли пить пиво в баре. Теперь это скорее не выбор, а просто высокие цены. В настоящее время цены на крафтовое пиво достигают 30 злотых. Кто захочет 0,5 литров пива по такой цене? Не говоря уже о том, что за 20 злотых в столице вы почти не поедите. Популярный фаст-фуд под золотыми арками ассоциировался у меня с дешевизной — сегодня это роскошный ресторан. Их флагманский зимний бутерброд 2019 года стоил 15 злотых, сегодня — 24 злотых. Разница гигантская", — перечисляет 38-летний мужчина.
Премьер-министр Польши Дональд Туск и президент Украины Владимир Зеленский на встрече в Киеве - ИноСМИ, 1920, 05.03.2024
Союзник, который не выдержал: Польша рассматривает возможность полностью закрыть границу с Украиной, хотя трафик через нее необходим для украинского выживанияПольша рассматривает возможность полностью закрыть границу с Украиной, пишет Advance. По мнению автора статьи, этот шаг станет настоящим предательством со стороны Варшавы. Поражение Киева станет неминуемым. И делать для этого ничего не придется: Украина взорвется изнутри.

"Становится только дороже"

Триумф длился недолго. В начале 2021 года Иоанна стала мамой. О беременности в пандемии она отзывается очень плохо. "На все анализы я ездила одна. В больнице были только я и ребенок. Муж увидел дочь только через неделю после ее рождения. Не знаю, как я справилась со всем этим. Я точно знаю, что ограничения, связанные с пандемией коронавируса, очень сильно повлияли на нас. Это то, по чему я точно не скучаю", — говорит она о трудностях послеродового периода.
Отпуск по беременности и родам ассоциируется у нее с повышением процентных ставок. "Три года назад мой кредит составлял около 1300 злотых. Сегодня я плачу в месяц около 2500 злотых. Добавлю только, что моя зарплата особо не меняется. Только один раз я получила 400 злотых прибавки. На нашем домашнем бюджете сильно отразилось рождение дочери. Меня спасает зарплата мужа, который зарабатывает больше меня, и его зарплата повышается примерно раз в год", — рассказывает Иоанна о финансовом положении семьи.
Молодая мама говорит о дороговизне, с которой сталкивается каждый родитель: "Это бездонный колодец. Мы не можем жаловаться, потому что получили много подержанных вещей от родственников, у которых уже есть дети постарше".
Иоанна не могла пойти в отпуск по уходу за ребенком, потому что финансовое положение требовало от нее скорейшего возвращения на работу. "Первый год своей жизни дочь ходила в частный садик, потому что не попала в государственное учреждение. Владелец увеличил плату за обучение во время пандемии дважды. Мы платили две тысячи злотых в месяц, хотя дочь больше времени проводила дома больная или на карантине. Это был самый тяжелый финансовый год в моей жизни", — заключает она.
Сожалеет ли Иоанна о том, что пять лет назад вступила в ряды заемщиков? "Я регулярно проверяю цены на недвижимость в этом районе. Сейчас надо выложить около 13-15 тысяч злотых за квадратный метр. Даже если бы мы продали эту квартиру и погасили кредит, мы не могли бы позволить себе большую квартиру. Не при нынешних ценах за метр, которые недостижимы для большинства молодых родителей", — с сожалением говорит она.
35-летняя женщина привыкла к росту платы за электричество или питание в детском саду своей дочери. "Становится только дороже. Дорогина навсегда вошла в нашу жизнь. Думаю, мы все к ней привыкли. Естественно, что мы живем не на таком уровне, как до пандемии. Все подорожало: цены на продукты питания, туристические услуги, жилье. Мало что остается для удовольствия. Нужно распределять заработанные деньги с умом, потому что вы никогда не знаете, что принесет следующий год", — предостерегает Иоанна.

"Я не могу себе представить создание семьи сейчас, потому что просто не могу себе этого позволить"

Марта снимает квартиру с первого дня учебы в Кракове. Сначала она жила с подругами. Сегодня она уже решила сама снимать однокомнатную квартиру и постоянно боится, что ей позвонит хозяйка и повысит арендную плату.
"Я помню, что мои друзья арендовали общежития примерно за 300-400 злотых. Тогда мне удалось найти комнату за 600 злотых. Через год я переехала с подругой в 70-метровую квартиру в центре Кракова, и мы платили 2800 злотых за все. Получалось 1400 злотых за отличное место. С началом пандемии арендодатели начали повышать арендную плату. Наконец, в середине 2023 года мне пришлось переехать. На данный момент эта же квартира стоит четыре тысячи злотых. Я не могу позволить себе такую роскошь", — объясняет она.
"Я живу одна в однокомнатной квартире за две тысячи злотых, несколько лет назад она была намного дешевле. Рынок жилья изменил пандемия, а также конфликт на Украине. Сегодня на рынке выбор жилья гораздо меньше. Это все ненормально. Хуже всего то, что у меня сложилось впечатление, что о простом человеке забыли политики, работодатели и все вокруг. Я не могу себе представить создание семьи сейчас, потому что я просто не могу себе этого позволить", — говорит Марта.