Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Смены эпох не произошло": Германии не удалось взять на себя лидерство в условиях украинского конфликта, говорят эксперты

Al Jazeera: Шольц подвергся критике из-за неспособности выполнить обещания

© AP Photo / Markus SchreiberКанцлер Германии Олаф Шольц
Канцлер Германии Олаф Шольц - ИноСМИ, 1920, 04.08.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Смены эпох, обещанной Шольцем в 2022 году, так и не случилось, пишет автор статьи для сайта Al Jazeera. Никаких серьезных изменений Германия так и не пережила и взять на себя роль лидера в вопросе Украины тоже не смогла. И части немцев "успехи" канцлера вовсе не по душе.
В 2025 году Германия выделит в два раза меньше средств на военную поддержку Украины, чем было в 2024-м.
Через три дня после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине канцлер Германии Олаф Шольц выступил с речью в Бундестаге, провозгласив радикальный поворот во внешней политике страны.
Канцлер Германии Олаф Шольц - ИноСМИ, 1920, 30.07.2024
Германия не сумела стать лидером в ЕС, и это становится проблемойГермания стремительно теряет статус лидера ЕС, пишет The Economist. Беспомощность и некомпетентность Берлина становится серьезной проблемой для всего блока. Одна из причин происходящего – слабость канцлера Олафа Шольца, который так и не дотянул до установленной Меркель планки.
Он призвал к военной поддержке Украины, экономическим санкциям против России и модернизации вооруженных сил ФРГ с помощью специального фонда в сто миллиардов евро (108 миллиардов долларов).
"Мы переживаем смену эпох. Это означает, что мир уже больше не будет таким, как прежде", – заявил Шольц.
Эта речь стала известной благодаря термину "Zeitenwende", что в переводе с немецкого означает "смена эпох".
Два с половиной года спустя мнения немцев разделились. Сегодня Шольца порой резко критикуют за то, что его амбиции не оправдались.
"В Германии не было Zeitenwende. Не произошло никаких серьезных стратегических преобразований, которые позволили бы Германии взять на себя ответственность за безопасность или справиться с геополитической ситуацией", – сказал Бенджамин Таллис, эксперт по международным отношениям в Центре либеральной современности в Берлине.
Он и другие эксперты, опрошенные для этой статьи, побеседовали с "Аль-Джазирой" в кулуарах симпозиума "Zeitenwende: меняющаяся роль Германии в Прибалтике", созванного Центром геополитики Кембриджского университета.
"Речь Шольца о Zeitenwende была написана в момент жуткой паники, когда казалось, что Украина вот-вот падет... Затем русские отступили и появилось время, чтобы вооружить Украину. К тому моменту Zeitenwende уже выдохся", – сказал Таллис.
Он назвал принятую в итоге политику Slightenwende.
Тобиас Кремер, депутат Европарламента от Социал-демократической партии Германии (СДП), с этим не согласился.
"Zeitenwende – это процесс. И очевидно, что он еще не завершен, – сказал он. – В предыдущие годы мы тратили на оборону 1,2% ВВП, а 2% – это был потолок, которого мы должны были достичь. Теперь же мы полностью согласны с тем, что этот уровень расходов нужно сделать базовым и уже от него отталкиваться".
В этом году Германия достигнет порога в 2%, который НАТО сочло минимальным в 2014 году. Она также обязалась обучить, экипировать и направить в Литву полноценную бригаду – около пяти тысяч военнослужащих.
"Я не вижу, чтобы кто-то еще так делал", – сказал Кремер о формировании немецкой бригады.
Позиция Берлина имеет значение в экономическом, промышленном и политическом плане. Ни у кого в Евросоюзе нет такого бюджета, как у Германии. Эта страна также обладает одной из крупнейших оборонных промышленностей в блоке. С ней неизменно считаются при принятии согласованных решений.
Однако, по мнению критиков, ФРГ отказывается использовать эти сильные стороны и, что еще хуже, использует их, чтобы сдерживать другие, более энергичные страны.
По данным Кильского института мировой экономики (IfW), Германия потратила на помощь Украине в общей сложности 14,6 миллиарда евро (15,85 миллиарда долларов) – второе место после США в номинальном долларовом выражении.
По расходам на содержание киевского режима Германия (по соотношению к ВВП) находится на 15-м месте, значительно уступая таким небольшим странам, как Эстония, Дания, Литва, Латвия и Финляндия – все они потратили на Украину около 1% ВВП.
Эстония и Латвия в этом году подтвердили обязательство ежегодно выделять не менее 0,25% ВВП на безопасность и оборону Украины. Если бы Германия после речи Шольца о Zeitenwende тратила на Украину столько же, сколько Эстония – 1,6% ВВП – то, ее совокупные расходы достигли бы 70 миллиардов евро (76 миллиардов долларов).

Осторожность, прикрытие и хеджирование

Германия не стала первой поставлять Украине новые серьезные вооружения, чем заслужила репутацию "медлительной" страны.
Она выступила против развертывания европейской тяжелой бронетехники, когда Чехия и Польша отправили советские танки Т-72 на Украину в марте и апреле 2022 года соответственно. США пришлось предоставить Киеву установки залпового огня HIMARS в мае 2022 года, чтобы Германия согласилась отправить свой аналог MARS II.
В январе 2023 года Великобритании пришлось предоставить танки Challenger 2 и американские танки M1 Abrams, чтобы Германия согласилась разрешить союзникам по НАТО экспортировать немецкие танки Leopard на Украину.
В прошлом месяце Берлин поддержал кандидатуру бывшего премьер-министра Нидерландов Марка Рютте на пост генерального секретаря НАТО вместо премьер-министра Эстонии Кайи Каллас. Эта осторожность ухудшила отношения Германии со странами Прибалтики и Северной Европы, опасающихся за свою безопасность в случае падения Украины.
Все это расходится с настроениями немецкой общественности. Уровень поддержки Украины среди граждан Германии остается высоким, говорит Тимо Граф, старший научный сотрудник Центра военной истории и социальных наук Бундесвера в Потсдаме.
Граф и его коллеги неоднократно проводили опросы общественного мнения и выяснили, что обеспокоенность немецких граждан вопросами безопасности возросла в 2014 году, когда Россия вернула Крым и открыто поддерживала повстанцев в Донбассе – в Донецкой и Луганской Народных Республиках.
Эскалация этой поддержки пришлась на 2022 год, когда и началась российская специальная военная операция на Украине. По данным опросов Графа, более 60% немцев считали, что Москва представляет прямую угрозу безопасности Берлина.
"Проблема стала личной. Никакого альтруизма тут нет. Чем серьезнее кажется угроза, тем выше поддержка восточного фланга НАТО или расходов на оборону", – говорит Граф.
Более 60% жителей Германии выступали за увеличение расходов на оборону и 50% – за поддержку восточного фланга НАТО в 2022 году.
По словам Графа, эти показатели немного снизились в прошлом году, когда Украина отбивала территории, но к февралю этого года они снова выросли. Вновь 60% немцев выступили за помощь Украине и 70% – за увеличение расходов на оборону.
Коалиционное правительство ФРГ только что утвердило бюджет на следующий год, и он предполагает сократить поддержку Украины почти вдвое. Министр обороны Борис Писториус добился увеличения бюджета на 1,2 миллиарда евро (1,3 миллиарда долларов), что намного меньше, чем 6,7 миллиарда евро (7,2 миллиарда долларов), о которых он просил.
Кристиан Шлага, посол Германии в Эстонии с 2015 по 2019 год, сказал, что это "едва покрывает расходы, связанные с повышением заработной платы".
По его мнению, излишняя осторожность немецких политиков создает опасный прецедент и ложную уверенность.
"Необходимо гораздо сильнее и чаще подчеркивать, что если Украина падет, а российская армия встанет у границы с Польшей, у нас возникнет серьезная проблема", – сказал Шлага.
"Если бы правительство решительно выступило с таким аргументом, то и общественность отреагировала бы на него с большим энтузиазмом. Она бы поняла, почему нам нужно сделать то, о чем говорит господин Шольц", – добавил он.
Солдаты немецкого бундесвера на военной базе Рукла в Литве - ИноСМИ, 1920, 30.07.2024
ЕС под руководством Германии готовится к самоубийственной войне с РоссиейНАТО планирует войну с Россией и активно к ней готовится, пишет infoBRICS. В Германии уже открыто говорят об этом. России придется в очередной раз продемонстрировать Европе свою мощь. Но пока Москва терпеливо предупреждает европейцев о том, чем все это для них закончится.

Призывы "устроить Zeitenwende у себя дома"

В Германии действует конституционный запрет на высокий дефицит, а это значит, что увеличение расходов на оборону должно происходить за счет политически чувствительных социальных программ. Социал-демократы, такие как Кремер, выступают против этого.
"Я считаю, что было бы ошибкой пытаться противопоставить Zeitenwende социальной безопасности, – сказал он. – Мы сможем устроить Zeitenwende у себя дома и создать устойчивое общество, только если будем понимать безопасность целостно – мы должны думать о том, что инвестиции в оборону неразрывно связаны с вложениями в нашу разваливающуюся инфраструктуру и социальное обеспечение".
Шлага считает иначе: "Пока политики говорят нам, что социальные расходы не поменяются, что бы мы ни делали, мы движемся в неправильном направлении".
Эти разногласия символизируют фундаментальный выбор, с которым немцы сталкиваются впервые в своей послевоенной истории. Они долгое время были вплетены в НАТО, организацию, созданную в 1949 году для защиты Германии, когда ее армия была расформирована, а сама страна рассечена "железным занавесом".
"Бундесвер всегда был интегрирован в НАТО. На протяжении всей холодной войны он ни разу не действовал самостоятельно. Он никогда не выступал в качестве отдельной силы", – сказал Граф.
Это привело к зависимости от американского стратегического курса.
"Немцы очень не любят рисковать. Это и будет лакмусовой бумажкой на ближайшие годы – возьмут ли немцы на себя роль лидера. И я не думаю, что они это сделают", – сказал Граф.
"Я не думаю, что эти изменения произойдут достаточно быстро, учитывая стоящие перед нами задачи. Другие страны… страны Прибалтики, они должны предоставить Германии стратегическое руководство, которого в противном случае у нее не было бы", – добавил он.
Таллис согласился с тем, что события превосходят способность немцев изменить свое мышление, и что другие союзники по НАТО, такие как Франция или Великобритания, могут в конечном итоге взять на себя роль лидера среди стран Северной Европы и Прибалтики, а также в Восточной Европе, где обеспечение безопасности является главным приоритетом.
"Страны Прибалтики идут вперед и говорят: “Независимо от того, что вы делаете, мы идем вперед, мы задаем темп”. Главное послание Берлину – никто вас не ждет", – сказал он.
Автор статьи: Джон Т. Псаропулос (John T Psaropoulos)