Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Cтрах охватывает мировые рынки

The Economist: американские фондовые рынки демонстрируют двузначные потери

© AP Photo / Richard DrewСотрудники Нью-Йоркской фондовой биржи
Сотрудники Нью-Йоркской фондовой биржи - ИноСМИ, 1920, 07.08.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мировые фондовые рынки охватывает паника, пишет The Economist. Она связана с ослаблением американской экономики, разочарованием в искусственном интеллекте и стоящей за ним индустрией производства микросхем, а также укреплением японской иены.
Американские и японские индексы падают. То же самое происходит с банками и золотом
Как быстро меняется атмосфера! Всего две недели назад фондовые рынки демонстрировали, казалось бы, неудержимый рост и несколько месяцев рекордных максимумов. Сейчас они перешли в состояние свободного падения. Американский индекс Nasdaq 100, в котором доминируют стоявшие в центре бума технологические гиганты, упал более чем на 10% с июльского максимума. Японский базовый индекс Topix демонстрирует двузначные потери и только 2 августа упал на 6%, чего не бывало с 2016 года, а после снижения на 3% 1 августа наступил худший двухдневный период с 2011 года. В других странах цены на акции упали не так сильно, но рынки все равно охватывает паника. “Шкала страха” Уолл-стрит, она же индекс VIX, который отражает ожидания инвесторов относительно ситуации на рынке, взлетел до максимальных значений со времен обрушившегося в прошлом году на США регионального банковского кризиса.
Копнув глубже и проанализировав ситуацию отдельных секторов и фирм, можно увидеть еще более мрачные настроения. Индекс Philadelphia semiconductor, который отслеживает компании-участницы мировых цепочек поставок микросхем, за считанные недели потерял больше одной пятой. Фирма Arm, например, утратила 40% рыночной стоимости. Резко упала цена акций Nvidia, фаворита предыдущего периода повышения. Начиная с 30 июля, за три дня он упал на 7%, взлетел на 13% и снова упал на 7%. 2 августа стоимость Intel, другого производителя чипов, снизилась более чем на четверть. И такая тенденция наблюдается не только в полупроводниковой промышленности. Индекс акций американских банковских компаний KBW за считанные дни упал на 8%. С японскими банками ситуация схожая.
Неплохо себя чувствуют — или, по крайней мере, чувствовали — те убежища, к которым инвесторы традиционно бросаются в трудные времена: золото, японская иена и американские казначейские облигации. Однако беспокойство вызывает тот факт, что 2 августа резко упала даже цена на золото — с пиковых значений аж на 2%. Обычно золото играет роль защиты от хаоса, который сейчас буквально витает в воздухе. Факт снижения цены на него говорит о том, что инвесторы продают актив не потому, что хотят, а ввиду необходимости побыстрее собрать наличные для внесения гарантийных депозитов где-то еще. В таком случае существует риск, что последуют и другие экстренные продажи с последующим самоусиливающимся порочным кругом.
Из колеи инвесторов выбило три события. Первое — это осознание того, что на искусственный интеллект (ИИ), и особенно на стоящую за ним индустрию производства микросхем возлагались чересчур нереалистичные надежды. Сильнейшие колебания цен на американские акции произошли в ту декаду, когда пять технологических гигантов — Alphabet, Amazon, Apple, Meta* и Microsoft — опубликовали данные, повергшие их акционеров в уныние. После публикации отчета цены на акции упали даже у Alphabet и Microsoft, чьи доходы превосходят ожидания аналитиков. А Amazon пострадал и того сильнее. Повальные неудачи свидетельствуют о постепенном стихании прежней эйфории инвесторов по поводу всего, что связано с ИИ.
Это немедленно скажется на производителях микросхем, которые в случае сокращения инвестиций в сферу ИИ могут столкнуться с небывалым спросом на свою продукцию. По сути, последние недели дали соответствующим фирмам массу поводов для опасений. 17 июля акции полупроводниковых компаний резко упали, после того как Дональд Трамп предложил Тайваню самостоятельно покрывать оборонные нужды в противостоянии с Китаем. Компания TSMC, которая производит подавляющее большинство наиболее современных чипов в мире, базируется на Тайване и в случае вторжения попадет под удар. Также администрация Байдена планирует ввести новые ограничения на ввоз в Китай оборудования для производства микрочипов. Сокращение запасов последних неудивительно, учитывая двойную угрозу — снижение спроса и ухудшение геополитической обстановки.
Параллельно с технологическими компаниями проседает и американская экономика — второй фактор, спровоцировавший у инвесторов приступ депрессии.До недавнего времени девиз рынка звучал так: “плохие новости — это хорошие новости”. Любой намек на замедление экономического роста и ослабление рынка труда благоприятствовал росту цен на активы, поскольку это подразумевало сохранение низкого уровня инфляции и более оперативное снижение процентной ставки Федеральной резервной системой. Но к тому времени, когда 2 августа появился отчет о занятости в Америке, настроение изменилось, и плохие новости снова стали плохими новостями.
Отчет показал, что в июле уровень безработицы вырос до трехлетнего максимума в 4,3%, а новых рабочих мест появилось всего 114 тысяч, хотя консенсус-прогноз сулил 175 тысяч. Иными словами, возрос риск рецессии,которой, как многие думали, удалось избежать. Соответственно, трейдеры предположили, что с целью предотвращения спада на следующем заседании центрального банка в сентябре ФРС снизит ставку на полпроцента. И это несмотря на то, что ее председатель Джером Пауэлл отвергал предположение о том, такой шаг вообще рассматривался. Доходность казначейских облигаций рухнула до 3,9%, а это более чем на один процентный пункт ниже уровня конца апреля. Несколько недель назад такое снижение стоимости заимствований могло бы способствовать росту акций. Теперь же инвесторы вместо стремления к удешевлению денег опасаются побочных эффектов замедления экономического роста и его последствий для доходности компаний.
Третьей движущей силой, взволновавшей рынки, является позиция японской иены. В последние недели она укреплялась по отношению к корзине валют чуть ли не самыми быстрыми за последние 20 лет темпами. Отчасти это связано с неожиданным решением Банка Японии повысить процентную ставку на десятую часть процентного пункта в последний день июля. Рост иены автоматически снижает котировки японских акций, поскольку многие из крупнейших компаний страны, разбросанные по всему миру, такие как Hitachi, Sony и Toyota, получают прибыли за рубежом в иностранной валюте.
Отчасти этим можно объяснить падение японских фондовых индексов. Однако куда важнее здесь сворачивание популярных сделок, связанных со слабой иеной и ультрамягкой денежно-кредитной политикой. Сочетание этих двух факторов позволило получать дешевые займы в иенах, конвертировать вырученные средства в доллары и инвестировать в казначейские облигации, получая больше прибыли, чем идет на погашения долга — так называемые “краткосрочные спекуляции”. Но с ростом процентных ставок в Японии и их падением в Америке привлекательность такого подхода снижается. Что еще хуже, стремительное укрепление иены увеличивает долларовые затраты на погашение долга и уводит торговлю в минус. Резкие изменения последних недель вынудят многих инвесторов закрыть позиции, а, может, и в срочном порядке распродать другие активы, что усилит нестабильность как на внутренних, так и на мировых фондовых рынках.
Закрытый сталелитейный завод в Дортмунде, Германия - ИноСМИ, 1920, 17.07.2024
Экономика ФРГ увязла в хронической стагнации
В конце любой неспокойной недели главный вопрос состоит в том, не случился ли где-нибудь в разгар хаоса скачок цен на активы, достаточно резкий, чтобы поставить под угрозу компании, сильно подверженные его влиянию. В этом плане снижение цен на золото и банковские акции выглядит зловеще. Другой вопрос заключается в том, какой будет следующая неделя: лучше или хуже. Если предположить, что ни один крупный инвестор не решит распродавать активы, все будет зависеть от общей атмосферы. И, если судить по последним событиям, ничего хорошего ждать не приходится.
*деятельность компании Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская