https://inosmi.ru/20240818/f-104-269823239.html
"Летающий гроб". Почему у истребителя F-104 Starfighter мрачная репутация
"Летающий гроб". Почему у истребителя F-104 Starfighter мрачная репутация
"Летающий гроб". Почему у истребителя F-104 Starfighter мрачная репутация
Американский истребитель F-104 Starfighter называют "летающим гробом" и "вдоводелом", пишет "Фокус". Эксперт объяснил, почему самолет, прославившийся благодаря... | 18.08.2024, ИноСМИ
2024-08-18T00:11
2024-08-18T00:11
2024-08-18T00:11
фокус.ua
сша
пакистан
германия
general electric
lockheed martin
нато
политика
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/23820/51/238205142_0:180:4034:2449_1920x0_80_0_0_ea581f54534806dd05a286c6edfe70c1.jpg
Ольга ШевченкоИстребитель послужил Воздушным силам США лишь 11 лет и имеет противоречивый послужной список. На 100 тысяч летных часов F-104 приходилось более 30 катастроф, из-за чего самолет получил от летчиков нелестное прозвище.Истребитель Lockheed F-104 Starfighter, разработанный легендарной компанией Skunk Works под руководством Кларенса "Келли" Джонсона, был новаторским самолетом, прославившимся благодаря своей скорости в 2 Маха и обтекаемому корпусу. Представленный в 1958 году, он служил во Вьетнамской войне и во многих международных воздушных силах."Фокус" перевел статью бывшего офицера ВВС США Кристиана Д. Орра о неоднозначном истребителе, который получил нелестное прозвище от летчиков.Ракета с человеком внутри: наследие истребителя F-104 StarfighterИстребитель Lockheed F-104 Starfighter происходит из аристократического семейства, начало которому положил Кларенс "Келли" Джонсон и его легендарная программа Skunk Works. Среди множества потрясающих творений, созданных в рамках программы Skunk Works мистера Джонсона, были SR-71 Blackbird, до сих пор остающийся самым быстрым воздушным судном в мире, а также P-38 Lightning времен Второй мировой войны, на котором "ас из асов" Америки, майор Ричард Айра Бонг, совершил все 40 своих побед в воздушных боях.Благодаря такой родословной можно было бы подумать, что F-104, известный как "ракета с человеком внутри", достигнет таких же высот (плохой каламбур). Но все вышло не совсем так.F-104: не полный провал, но…Starfighter совершил свой первый полет 4 марта 1954 года, а официально поступил на вооружение 20 февраля 1958 года. Всего было построено 2578 самолетов.Хотя F-104 не полностью оправдал возложенные на него надежды, он все же вошел в историю, став первым серийным самолетом, развившим в полете скорость 2 Маха (2469 километров в час).Во время войны во Вьетнаме с апреля 1965 по июль 1967 года Starfighter сослужил США хорошую службу. За время конфликта он совершил в общей сложности пять тысяч вылетов, и пилоты Северного Вьетнама ни разу не победили его в бою. Однако не все "птицы" остались в воздухе: 14 F-104C были потеряны в Юго-Восточной Азии – шесть из-за наземного огня, четыре по небоевым причинам, три из-за советских ракет "земля-воздух" SA-2 и один из-за китайского истребителя Shenyang J-6 при отказе навигационных систем в районе китайского острова Хайнань.Основной задачей "Старфайтеров" было сопровождение материнских самолетов Lockheed EC-130, перевозивших беспилотники и самолеты раннего предупреждения Big Eye, оснащенные радарами. Последние обеспечивали наблюдение за американскими самолетами над Северным Вьетнамом. Летчики-истребители выполняли ударные миссии и ближнюю воздушную поддержку в Северном и Южном Вьетнаме, а также участвовали в операции Iron Hand по уничтожению северовьетнамских ЗРК.Однако недостатками F-104 были малая дальность полета, устаревшая авионика, высокая посадочная скорость и ненадежный двигатель, который заменили только в конце 1967 года. Все эти факторы сдерживали долгосрочный потенциал развития самолета. Помимо упомянутого выше ярлыка "ракета с человеком внутри", а также прозвищ "Молния" или "Зип", F-104 получил и куда более трагичные прозвища "летающий гроб" и "вдоводел". На 100 тысяч летных часов приходилось более 30 катастроф. Как отмечает Роберт Фарли, "больше половины F-104, состоявших на вооружении в Канаде, были потеряны в катастрофах, более 30% из которых произошло в Германии". В 1969 году ВВС США сняли эту птицу с вооружения, а в 1975 году их примеру последовала Национальная воздушная гвардия.F-104 Starfighter – звезда иностранных ВВСНесмотря на плохую репутацию этого так называемого "летающего гроба", он продолжал служить в ВВС многих зарубежных стран даже после того, как американские "Старфайтеры" были сняты с вооружения, в том числе в странах-союзниках по НАТО – Канады, Германии, Турции, Нидерландов и Италии. Кроме того, "молнию" выбирали союзники, не входившие в НАТО, такие как Япония и Пакистан.Что касается Люфтваффе после Второй мировой войны, то на официальном сайте Lockheed Martin отмечается, что после вступления в НАТО 9 мая 1955 года тогдашней Западной Германии потребовалась реальная замена устаревшим реактивным истребителям, одолженным у США и Канады. После того как немецкие чиновники увидели полет уже выпускавшегося самолета – изящного, но выносливого Lockheed F-104 Starfighter, – они сразу же поняли, что нашли идеальный самолет.Стремясь избавиться от мрачной репутации самолета, компания Lockheed запустила специальные полностью финансируемые программы обучения, чтобы ознакомить неопытных немецких летчиков с их новыми самолетами, и это резко сократило количество несчастных случаев в полете.Итальянцы, в свою очередь, оставили свои "Молнии" на вооружении до 2005 года. Но первая победа F-104 в воздухе была совершена не западной страной, а Пакистаном. 6 сентября 1965 года, во время индо-пакистанской войны, лейтенант ВВС Пакистана Афтаб Алам Хан сбил один из самолетов Dassault Mystère IV и повредил еще один самолет ВВС Индии.Где они сейчас?В США любители музеев военной авиации, желающие воочию посмотреть на Starfighter, могут выбирать из множества мест. Он входит в число экспонатов Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне и музея Wings Over the Rockies в Денвере, штат Колорадо. Другие сохранившиеся самолеты находятся в музеях и на аэродромах, разбросанных по 17 странам.F-104: технические и общие характеристики
/20240806/f-16-269739975.html
сша
пакистан
германия
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2024
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/23820/51/238205142_265:0:3770:2629_1920x0_80_0_0_1dd535eae4b446c85e64d0d0d08879be.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
фокус.ua, сша, пакистан, германия, general electric, lockheed martin, нато, политика