Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Байден тайно одобрил новую ядерную стратегию, перенацелившись на китайскую угрозу

NYT: Байден тайно подписал стратегический план ядерного сдерживания Китая

© flickr.com / Tim MenziesГоловная часть ракеты «Трайдент»
Головная часть ракеты «Трайдент» - ИноСМИ, 1920, 22.08.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Только сейчас стало известно, что в марте президент США подписал секретный документ, пишет NYT. Это был стратегический ядерный план на случай столкновения с Россией, Китаем и Северной Кореей. Пентагон всерьез насторожило наращивание ядерного арсенала Пекина.
В марте президент Байден одобрил строго засекреченный стратегический ядерный план, который впервые в истории переориентирует Америку на сдерживание стремительно расширяющегося арсенала Китая.
Это решение продиктовано прогнозом Пентагона, что уже в течение следующего десятилетия арсенал Китая станет сопоставим по размеру и разнообразию с ядерными запасами США и России.
Пересмотренная стратегия под названием “Руководство по применению ядерного оружия” стремится по-новому подготовить США к скоординированным ядерным вызовам со стороны Китая, России и Северной Кореи. О том, что Байден ее одобрил, Белый дом не стал объявлять во всеуслышание. Документ обновляется примерно раз в четыре года, но настолько засекречен, что даже не существует в электронном виде. Имеется лишь ограниченное число печатных копий, которые хранятся у считанных должностных лиц национальной безопасности и командующих Пентагона.
Однако в недавних выступлениях двум высокопоставленным чиновникам администрации было разрешено намекнуть на изменения — в сдержанных и тщательно подобранных формулировках. Более подробное уведомление конгресса ожидается до ухода Байдена с поста.
“Президент недавно выпустил обновленное руководство по применению ядерного оружия с учетом многочисленных противников”, — заявил ранее в августе ядерный стратег Массачусетского технологического института Випин Наранг (Vipin Narang), служивший в Пентагоне до возвращения в академическую среду. “В частности, — добавил он, — руководство учитывает значительное увеличение размера и разнообразия ядерного арсенала Китая”.
В июне впервые подробно рассматривался документ, где отражалась готовность США отреагировать на кризисы, которые могут вспыхнуть одновременно или друг за другом, с помощью сочетания ядерного и неядерного оружия. Об этом заявил старший директор Совета национальной безопасности по контролю над вооружениями и нераспространению Пранай Вадди (Pranay Vaddi).
Новая стратегия, заявил Вадди, подчеркивает “необходимость одновременного сдерживания России, КНР и Северной Кореи”.
В прошлом вероятность того, что противники США будут координировать свои ядерные угрозы, чтобы превзойти американский ядерный арсенал, казалась маловероятной. Но крепнущее партнерство между Россией и Китаем и военная помощь, которую Северная Корея и Иран оказывают Москве для ее спецоперации на Украине, в корне изменили подход Вашингтона (получение Россией военной помощи от зарубежных стран не подтверждается официальными источниками. — Прим. ИноСМИ).
Россия и Китай уже проводят совместные военные учения. Разведка пытается определить, помогает ли Россия в ответ ракетным программам Пхеньяна и Тегерана.
Новый документ — суровое напоминание о том, что будущий президент США, кто бы ни принес присягу 20 января, столкнется с сильно изменившимся и гораздо менее стабильным ядерным ландшафтом, чем было всего три года назад. Президент Владимир Путин неоднократно угрожал применением ядерного оружия против Украины, в том числе во время кризиса в октябре 2022 года, когда Байден и его помощники, изучая перехваченные разговоры старших российских командиров, всерьез опасались, что риск применения ядерного оружия может возрасти до 50% или даже выше (президент Владимир Путин подчеркивал, что необходимости применения ядерного оружия на Украине никогда не было. — Прим. ИноСМИ).
Байден вместе с лидерами Германии и Великобритании заставил Китай и Индию сделать публичные заявления о том, что о применении ядерного оружия на Украине не может быть и речи, и кризис сошел на нет — по крайней мере временно.
“Это был важный момент, — отметил в интервью Ричард Хаас (Richard Haass), бывший высокопоставленный чиновник Госдепартамента и Совета национальной безопасности при нескольких президентах-республиканцах и почетный президент Совета по международным отношениям. — Нам противостоит радикализованная Россия. Предпосылка, что ядерное оружие не может применяться в обычном конфликте, перестала быть незыблемой”.
Вторая перемена продиктована ядерными амбициями Китая. Ядерная экспансия страны идет даже быстрее, чем предполагали представители американской разведки два года назад. Предположительно за этим стоит решение президента Си Цзиньпина отказаться от давней стратегии поддержания “минимального сдерживающего фактора” и вместо этого поравняться с арсеналами Вашингтона и Москвы или даже превзойти их. Ядерный комплекс Китая на данном этапе стал самым быстрорастущим в мире.
Кроме того, хотя бывший президент Дональд Трамп и предрекал с уверенностью, что северокорейский лидер Ким Чен Ын сдаст свой ядерный арсенал после трех личных встреч, произошло совершенно обратное. Ким пошел ва-банк, и теперь у него, по оценкам чиновников, имеется более 60 боеголовок и материал для еще большего количества.
Это расширение изменило саму природу северокорейского вызова: когда страна обладала лишь малым количеством ракет, ее можно было сдержать с помощью противоракетной обороны. Расширенный же арсенал стремительно приближается к масштабам Пакистана и Израиля и достаточно велик, чтобы теоретически координировать угрозы с Москвой и Пекином.
Погрузка атомной бомбы B61-12 на C-17 Globemaster III на авиабазе Маккорд, штат Вашингтон - ИноСМИ, 1920, 10.06.2024
Никаких "красных линий" для применения ядерного оружия: мир на грани атомного адаЗапад своими действиями подталкивает Россию и самого себя к грани, за которой становится возможным применение ядерного оружия, пишет Berliner Zeitung. Категорические запреты, работавшие в этой сфере в годы холодной войны, сняты. Больше всего автора статьи беспокоит, что в случае конфликта у Германии не будет права голоса.
Поэтому, говорят чиновники, это был лишь вопрос времени, когда принципиальные изменения ядерной обстановки скажутся на военных планах и стратегии США.
“Мы обязаны видеть мир таким, какой он есть, а не каким мы надеялись или хотели бы его видеть, — заявил Наранг, покидая Пентагон. — Быть может, когда-нибудь мы оглянемся назад и сочтем четверть века после окончания холодной войны своего рода ядерным антрактом”.
Новая проблема — это “реальная возможность сотрудничества и даже сговора между нашими ядерными противниками”, уточнил он.
Пока что в ходе президентской кампании новые вызовы американской ядерной стратегии не обсуждались. Байден основную часть своей карьеры придерживался политики ядерного нераспространения и никогда не рассуждал во всеуслышание о том, как он обеспечит сдерживание расширенных сил Китая и Северной Кореи. Не упоминала об этом и вице-президент Камала Харрис, недавно ставшая кандидатом в президенты от демократической партии.
На своей последней пресс-конференции в июле, всего за несколько дней до объявления о выходе из президентской гонки, Байден признал, что принял новую политику, чтобы помешать ширящемуся партнерству Китая и России.
“Да, это так, но я не готов обсуждать подробности во всеуслышание”, — заявил он. Как именно это партнерство изменило американскую ядерную стратегию, Байден не упомянул, а подробных расспросов не последовало.
Со времен Гарри Трумэна ядерная стратегия США была сосредоточена главным образом на арсенале Кремля. Новые намеки Байдена говорят о том, что ситуация стремительно меняется.
Китай упоминается в последнем ядерном руководстве, выпущенном под занавес президентского срока Трампа. Это явствует из незасекреченного доклада конгрессу в 2020 году. Но это было еще до того, как стал окончательно понятен истинный масштаб замыслов Си.
Новая цель стратегии Байдена опирается на прогнозы Пентагона, согласно которым ядерные силы Китая увеличатся до 1 000 боеголовок к 2030 году и до 1500 к 2035 году, что примерно соответствует развернутым арсеналам США и России. Более того, Пекин даже опережает этот график, отмечают чиновники, и уже начал загружать ядерные ракеты в новые шахтные пусковые установки, замеченные коммерческими спутниками три года назад.
Есть и еще одна проблема в отношении Пекина: он прервал недолгий диалог с США об укреплении ядерной безопасности. В частности, договоренности касались предупреждения друг друга о предстоящих испытаниях ракет, создания горячих линий или задействования других средств связи как гарантии того, что ни один инцидент или несчастный случай не перерастет в ядерное столкновение.
Одна из дискуссий на государственном уровне состоялась в конце прошлой осени, как раз перед встречей Байдена и Си в Калифорнии, на которой лидеры попытались восстановить двусторонние отношения. Они упомянули эти переговоры в совместном заявлении, но к тому времени китайцы уже дали понять, что в дальнейших обсуждениях не заинтересованы, а ранее этим летом заявили, что переговоры окончены. В качестве предлога они назвали продажи американского оружия Тайваню, хотя они начались задолго до начала переговоров по ядерной безопасности.
Помощник секретаря по контролю над вооружениями, сдерживанию и стабильности при Госдепартаменте Мэллори Стюарт (Mallory Stewart) заявила в интервью, что китайское правительство “активно препятствует обсуждению рисков”.
Вместо этого, продолжила она, “складывается ощущение, что Пекин действует по российской методичке и что, пока мы не достигнем разрядки и не решим проблем в двусторонних отношениях, они не намерены продолжать переговоры по контролю над вооружениями, снижению рисков и нераспространению”.
Однако, заключила она, в интересах Китая “предотвратить эти риски просчета и непонимания”.
Автор: Дэвид Сэнгер (David Sanger) — корреспондент при администрации Байдена и по вопросам национальной безопасности, проработал в газете The New York Times более 30 лет. Автор ряда книг о вызовах национальной безопасности США.