Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина потеряла первый F-16

Asia Times: Украина могла сбить свой же F-16

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкИстребители F16 турецких и польских военно-воздушных сил
Истребители F16 турецких и польских военно-воздушных сил - ИноСМИ, 1920, 30.08.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Киеве признали потерю первого F-16, пишет Asia Times. Сначала многие предположили, что самолет был уничтожен на базе российским обстрелом. Но в Киеве выдвинули свою — более героическую — версию. Автор статьи предупреждает: реальность может оказаться намного мрачнее.
Украина потеряла свой первый F-16 в ходе боевой операции: самолет был уничтожен, а пилот погиб. Это официально подтвердили ВСУ Украины, однако где именно и при каких обстоятельствах упал истребитель, остается неясным.
Уничтоженный F-16 представлял собой раннюю модель четвертого поколения, модернизированную перед поставкой на Украину. Эта модель способна нести современные ракеты класса "воздух-воздух" для самозащиты и может доставлять крылатые ракеты, планирующие бомбы и другое вооружение.
350-е авиакрыло, ведущее подразделение ВВС США для радиоэлектронной борьбы, модернизировало программное обеспечение поставленных Нидерландами F-16 специально для борьбы с российскими средствами подавления.
Кроме того, самолет оснащен улучшенным радаром (AN/APG-66), а его системы были адаптированы для новейших видов оружия. Украина заявила, что F-16 уже сбили несколько российских крылатых ракет.
Поскольку на Украину было поставлено совсем немного F-16, ВВС страны пока не пытались вступить в прямой бой с российскими истребителями или бомбардировщиками. Украинцы также не использовали F-16 вблизи линии фронта, где действуют российские системы ПВО.
В будущем, с увеличением поставок, это может измениться, хотя квалифицированных летчиков не хватает. За штурвалом разбившегося F-16 находился подполковник Алексей Месь. Он был опытным пилотом и одним из первых украинцев, прошедших обучение на F-16.
По первым репортажам выходило, что пилот погиб в результате авиаудара по украинской авиабазе. Но теперь украинские ВВС сообщают, что самолет был уничтожен в боевых условиях.
Вот как об этом написал российский блогер Рыбарь:
"Вышло на связь и Воздушное командование ВСУ, выложившее официальный некролог по пилоту F-16 Алексею Месю. Если верить тексту, управляемый им истребитель вел охоту на российские крылатые ракеты и дроны-камикадзе во время массированного ракетного удара 26 августа, якобы он сбил три крылатых ракеты и один БПЛА, однако погиб сам. Подобная формулировка намекает, что F-16 или был сбит огнем собственной ПВО, которая также вела огонь по ракетам и дронам, или его истребитель врезался в одну из воздушных целей, кстати такой прецедент в ВВС Украины уже был — в декабре 2022 года МиГ-29, ведя охоту за „Геранью“, проиграл и разбился об обломки дрона".
Мы не знаем, был ли F-16 сбит российской ракетой — и если да, то какого типа. F-16 предположительно действовал вблизи аэродрома в Ивано-Франковске на западе Украины, вдали от зоны действия российских наземных систем ПВО. Ожидается, что этот аэродром станет одной из многочисленных баз для украинских F-16. Вероятно, его прикрывали и украинские ПВО.
Гибель пилота говорит о том, что если его самолет был поражен ракетой, то его система предупреждения не сработала вовремя. Украинские F-16 оборудованы автоматами сброса средств противодействия, встроенными в пилоне PIDS+.
Предполагается, что эта система обеспечивает почти сферическое покрытие. При обнаружении ракетной угрозы самолет может предпринять определенные контрмеры, а пилот — маневрировать, чтобы избежать угроз. В данном случае мы просто не знаем, что именно произошло: получил ли пилот предупреждение, и если да, то среагировала ли система PIDS+ — и было ли у него время среагировать?
И если F-16 сбила ракета, то что если она была украинской? ПВО Украины представляет собой "сборную солянку" из западных и российских средств. Самые совершенные из них — системы стран НАТО (Patriot, IRIS-T, HAWK-I и NASAMS). Российские системы на вооружении ВСУ представлены комплексами "Бук-M1", "Стрела-10", "Оса", С-300, С-125 и "Панцирь-С1".
Системы ПРО и самолеты НАТО оснащены устройствами IFF — или опознавания "свой-чужой". Наземное подразделение запрашивает у самолета определенный идентификационный код. Обмен сигналами между самолетом и системой ПВО проходит несколько этапов, зашифрованных во избежание электронных контрмер и ложных сигналов.
Самолеты НАТО используют транспондеры Mode 4 или Mode 5, предназначенные только для военного использования. Криптосистема Mode 5 имеет различные добавочные модули (например, для Raytheon, General Dynamics, Leonardo), но предположительно они совместимы.
Истребитель F-16A ВВС Норвегии - ИноСМИ, 1920, 29.08.2024
Истребитель F-16 американского производства разбился на УкраинеСпустя всего несколько недель после прибытия на Украину шести долгожданных самолетов F-16 один из них, как пишет WSJ, потерпел крушение. Удивительным образом происшествие совпало с датой ракетного обстрела военных объектов Украины российскими войсками.
У России тоже есть запросчики и транспондеры "свой-чужой", но они отличаются от натовских. Российские аппараты основаны либо на системе радиолокационного опознавания "Кремний-2", либо на ее преемнике "Пароль". "Кремний-2" восходит еще к 1950-м. Более современная и лучше зашифрованная система "Пароль" — разработка уже 1980-х.
Вполне вероятно, что российское оборудование ВСУ использует систему опознавания "Пароль" — если только украинцы не перешли на натовскую. Однако до появления F-16 у Киева не было причин внедрять систему опознавания НАТО в свои средства ПВО или самолеты.
Еще больше карты путает то обстоятельство, что Украина эксплуатирует старые советские самолеты, приобретенные непосредственно у России или из военных запасов в Восточной Европе. Маловероятно, что поставленные из Европы МиГ-29, Су-27 и Су-25 имеют натовские модули опознавания.
Если все вышеизложенное верно, то есть высокая вероятность того, что ПВО вокруг Ивано-Франковска представлено старыми советскими подразделениями, поскольку защита этого района не была главным военным приоритетом Украины, а сама база находится далеко от зоны российского наступления.
Из этого допущения вытекает, что F-16 с натовской системой опознавания будет несовместим с местной ПВО, использующей ее российский аналог. Таким образом, истребитель могла уничтожить ракета местной ПВО, если системы самозащиты самолета не сработали.
Если верить официальной версии, то подполковник Месь охотился на крылатые ракеты и беспилотники. Но такое оружие могло сбить с толку бортовую систему предупреждения PIDS+ — или он мог даже отключить ее сам, поскольку угрозы со стороны российских самолетов не было. Отсюда и риск огня по своим.
Истинных обстоятельств гибели первого F-16 в небе над Украиной мы никогда не узнаем. Однако "зоопарк" разной техники и сложность стандартизации остаются эксплуатационной проблемой для Украины. Это чревато далеко идущими последствиями — и одним из них могла стать как раз гибель F-16 и его пилота.
Автор статьи: Стивен Брайен.