https://inosmi.ru/20240830/ukraina-269945571.html
Украина могла сбить свой же F-16
Украина могла сбить свой же F-16
Украина могла сбить свой же F-16
В Киеве признали потерю первого F-16, пишет Asia Times. Сначала многие предположили, что самолет был уничтожен на базе российским обстрелом. Но в Киеве... | 30.08.2024, ИноСМИ
2024-08-30T11:57
2024-08-30T11:57
2024-08-30T18:37
asia times
политика
спецоперация
самолет
истребитель
украина
киев
ивано-франковск
всу
нато
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/23828/24/238282448_0:0:3067:1725_1920x0_80_0_0_6c9603d1b4a5b55cba210e571cb4a6ab.jpg
Украина потеряла свой первый F-16 в ходе боевой операции: самолет был уничтожен, а пилот погиб. Это официально подтвердили ВСУ Украины, однако где именно и при каких обстоятельствах упал истребитель, остается неясным.Уничтоженный F-16 представлял собой раннюю модель четвертого поколения, модернизированную перед поставкой на Украину. Эта модель способна нести современные ракеты класса "воздух-воздух" для самозащиты и может доставлять крылатые ракеты, планирующие бомбы и другое вооружение.350-е авиакрыло, ведущее подразделение ВВС США для радиоэлектронной борьбы, модернизировало программное обеспечение поставленных Нидерландами F-16 специально для борьбы с российскими средствами подавления.Кроме того, самолет оснащен улучшенным радаром (AN/APG-66), а его системы были адаптированы для новейших видов оружия. Украина заявила, что F-16 уже сбили несколько российских крылатых ракет.Поскольку на Украину было поставлено совсем немного F-16, ВВС страны пока не пытались вступить в прямой бой с российскими истребителями или бомбардировщиками. Украинцы также не использовали F-16 вблизи линии фронта, где действуют российские системы ПВО.В будущем, с увеличением поставок, это может измениться, хотя квалифицированных летчиков не хватает. За штурвалом разбившегося F-16 находился подполковник Алексей Месь. Он был опытным пилотом и одним из первых украинцев, прошедших обучение на F-16.По первым репортажам выходило, что пилот погиб в результате авиаудара по украинской авиабазе. Но теперь украинские ВВС сообщают, что самолет был уничтожен в боевых условиях.Вот как об этом написал российский блогер Рыбарь:"Вышло на связь и Воздушное командование ВСУ, выложившее официальный некролог по пилоту F-16 Алексею Месю. Если верить тексту, управляемый им истребитель вел охоту на российские крылатые ракеты и дроны-камикадзе во время массированного ракетного удара 26 августа, якобы он сбил три крылатых ракеты и один БПЛА, однако погиб сам. Подобная формулировка намекает, что F-16 или был сбит огнем собственной ПВО, которая также вела огонь по ракетам и дронам, или его истребитель врезался в одну из воздушных целей, кстати такой прецедент в ВВС Украины уже был — в декабре 2022 года МиГ-29, ведя охоту за „Геранью“, проиграл и разбился об обломки дрона".Мы не знаем, был ли F-16 сбит российской ракетой — и если да, то какого типа. F-16 предположительно действовал вблизи аэродрома в Ивано-Франковске на западе Украины, вдали от зоны действия российских наземных систем ПВО. Ожидается, что этот аэродром станет одной из многочисленных баз для украинских F-16. Вероятно, его прикрывали и украинские ПВО.Гибель пилота говорит о том, что если его самолет был поражен ракетой, то его система предупреждения не сработала вовремя. Украинские F-16 оборудованы автоматами сброса средств противодействия, встроенными в пилоне PIDS+.Предполагается, что эта система обеспечивает почти сферическое покрытие. При обнаружении ракетной угрозы самолет может предпринять определенные контрмеры, а пилот — маневрировать, чтобы избежать угроз. В данном случае мы просто не знаем, что именно произошло: получил ли пилот предупреждение, и если да, то среагировала ли система PIDS+ — и было ли у него время среагировать?И если F-16 сбила ракета, то что если она была украинской? ПВО Украины представляет собой "сборную солянку" из западных и российских средств. Самые совершенные из них — системы стран НАТО (Patriot, IRIS-T, HAWK-I и NASAMS). Российские системы на вооружении ВСУ представлены комплексами "Бук-M1", "Стрела-10", "Оса", С-300, С-125 и "Панцирь-С1".Системы ПРО и самолеты НАТО оснащены устройствами IFF — или опознавания "свой-чужой". Наземное подразделение запрашивает у самолета определенный идентификационный код. Обмен сигналами между самолетом и системой ПВО проходит несколько этапов, зашифрованных во избежание электронных контрмер и ложных сигналов.Самолеты НАТО используют транспондеры Mode 4 или Mode 5, предназначенные только для военного использования. Криптосистема Mode 5 имеет различные добавочные модули (например, для Raytheon, General Dynamics, Leonardo), но предположительно они совместимы.У России тоже есть запросчики и транспондеры "свой-чужой", но они отличаются от натовских. Российские аппараты основаны либо на системе радиолокационного опознавания "Кремний-2", либо на ее преемнике "Пароль". "Кремний-2" восходит еще к 1950-м. Более современная и лучше зашифрованная система "Пароль" — разработка уже 1980-х.Вполне вероятно, что российское оборудование ВСУ использует систему опознавания "Пароль" — если только украинцы не перешли на натовскую. Однако до появления F-16 у Киева не было причин внедрять систему опознавания НАТО в свои средства ПВО или самолеты.Еще больше карты путает то обстоятельство, что Украина эксплуатирует старые советские самолеты, приобретенные непосредственно у России или из военных запасов в Восточной Европе. Маловероятно, что поставленные из Европы МиГ-29, Су-27 и Су-25 имеют натовские модули опознавания.Если все вышеизложенное верно, то есть высокая вероятность того, что ПВО вокруг Ивано-Франковска представлено старыми советскими подразделениями, поскольку защита этого района не была главным военным приоритетом Украины, а сама база находится далеко от зоны российского наступления.Из этого допущения вытекает, что F-16 с натовской системой опознавания будет несовместим с местной ПВО, использующей ее российский аналог. Таким образом, истребитель могла уничтожить ракета местной ПВО, если системы самозащиты самолета не сработали.Если верить официальной версии, то подполковник Месь охотился на крылатые ракеты и беспилотники. Но такое оружие могло сбить с толку бортовую систему предупреждения PIDS+ — или он мог даже отключить ее сам, поскольку угрозы со стороны российских самолетов не было. Отсюда и риск огня по своим.Истинных обстоятельств гибели первого F-16 в небе над Украиной мы никогда не узнаем. Однако "зоопарк" разной техники и сложность стандартизации остаются эксплуатационной проблемой для Украины. Это чревато далеко идущими последствиями — и одним из них могла стать как раз гибель F-16 и его пилота.Автор статьи: Стивен Брайен.
/20240829/f16-269940989.html
украина
киев
ивано-франковск
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2024
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/23828/24/238282448_143:0:2874:2048_1920x0_80_0_0_e4f126a279b9402c8696f55519a37e73.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
asia times, политика, спецоперация, самолет, истребитель, украина, киев, ивано-франковск, всу, нато, f-16, миг-29