Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Щелкунчик" – культурная жертва конфликта на Украине

NYT: в Литве зрителей возмутила замена "Щелкунчика" на альтернативный балет

Балет Щелкунчик - ИноСМИ, 1920, 23.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Литве запрет балета "Щелкунчик" вызвал волну негодования среди зрителей, пишет NYT. Многие считают, что культуру нельзя приносить в жертву политике, особенно в случаях общепризнанных классических шедевров.
Эндрю Хиггинс (Andrew Higgins), Дженни Гросс (Jenny Gross), при участи Томаса Дапкуса (Tomas Dapkus)
В знак солидарности с Украиной, воюющей с Россией, литовский национальный оперный театр прекратил показ шедевра Чайковского 1892 года. Однако вскоре новый министр культуры Литвы выразил симпатию к русскому композитору, что вызвало негодование.
…Замена "Щелкунчика" их не впечатлила и поэтому в антракте мать вместе с дочкой покинули театр – так они выказали свое маленькое несогласие с решением оперного театра отказаться от исполнения рождественской классики русского композитора.
"В “Щелкунчике” всё намного лучше — и музыка, и танец, и сюжет", — сказала 38-летняя Эгле Бредиене (Egle Brediene) на прошлой неделе, спеша покинуть Литовский национальный театр оперы и балета после первого акта другой балетной постановки какого-то итальянца, которую давали вместо "Щелкунчика".
Литва, будучи непоколебимой сторонницей Украины, аннулировала Чайковского и его балет, весьма популярный в праздничные дни, еще два года назад, объявив "ментальный карантин" по отношению к российской культуре в знак солидарности против агрессора.
Данный шаг вызвал недовольство театралов. Правда, их раздражение в значительной степени поутихло, когда в нынешнем месяце в Литве пришло к власти новое правительство, и недавно назначенный министр культуры этой страны заявил, что ему нравится слушать Чайковского. Как заявил сам министр Шарунас Бирутис (Sarunas Birutis) в радиоинтервью, нет каких-либо причин "бояться, что, посмотрев рождественскую сказку, мы все станем прокремлевскими".
Его слова вызвали негодование у ярых сторонников Украины и аплодисменты у любителей русской музыки, в результате чего разгорелся ожесточенный спор, по большому счету это был спор между поколениями, – дискуссия о том, следует ли разделять культуру и политику во время вооруженного конфликта.
Многие представители мира искусства выступают против запрета произведений по национальному признаку, полагая, что культура обладает объединяющей силой и её нельзя засорять политикой.
А по мнению ветерана борьбы Литвы за освобождение от Советского Союза Дариуса Куолиса (Darius Kuolys), бывшего первого министра культуры Литвы, занявшего свой пост сразу после провозглашения независимости в 1990 году, вполне очевидно, что Кремль зачастую эксплуатирует культуру в политических целях. Однако Куолис добавил: "Мне как министру никогда и в голову не приходило советовать людям, что им следует смотреть или слушать".
Господин Куолис не приостановил показ "Щелкунчика" и не пытался отменить "Весну священную" Игоря Стравинского даже несмотря на кровавые столкновения в январе 1991 года в литовской столице Вильнюсе, в которых участвовали советские войска.
"Мы боролись с советской властью для того, чтобы получить свободу – свободу не запрещать", — сказал 62-летний господин Куолис, в настоящее время он является профессором литовской литературы Вильнюсского университета.
Культура Литвы тесно переплетена с Россией, добавил Куолис, отметив, что семья Стравинского ведет свои корни именно из Литвы, и поэтому запрет русских художников вместе с их произведениями "нанесет нам большой вред".
Министр культуры Симонас Кайрис (Simonas Kairys) – а он еще в 2022 году настаивал на введении "карантина", который бы предотвратил российское влияние, проникающее через музыку, – теперь утверждает, что он никогда ничего не запрещал, а только давал "рекомендации" национальному оперному театру и другим финансируемым государством учреждениям, и те немедленно сняли с показа "Щелкунчика" и другие русские постановки.
"У них был выбор. А от меня никакого указания не было, — говорит сорокалетний господин Кайрис. — Они просто понимали ситуацию". И еще добавил: "Когда вы воюете, вы должны выбрать правильную сторону. Середины нет".
Балет Щелкунчик в постановке хореографа Юрия Посохова - ИноСМИ, 1920, 17.12.2024
Национальный балет меняет в постановке "Щелкунчика" русские конфеты на украинские пирогиАнглийский национальный балет изменил классическую сценографию балета "Щелкунчик", пишет The Telegraph. Из новой постановки удалены русский танец и карамельная трость, которую почему-то сочли русской конфетой. Зато во дворце сластей персонажей ждут украинские пироги.
Во время Второй мировой войны Национальная галерея Великобритании организовала серию концертов, во время которых исполнялись произведения немецких композиторов, например, Бетховена. Данный шаг, по словам тогдашнего директора галереи, должен был показать, что Британия борется с Гитлером и нацистами, а не с народом Германии и не с его культурой.
Однако страх перед Россией и негодование из-за конфликта на Украине заставили многих жителей Литвы и других стран усомниться в том, что культуру можно отделить от политики.
"В России все всегда было неоднозначно, — сказал Арунас Гелунас (Arunas Gelunas), директор Литовского национального художественного музея и сторонник приостановки выступлений и выставок российских художников. – Кремль использует классическую культуру, чтобы отвлечь внимание всего мира от тех зверств, которые он сегодня совершает".
По словам Гелунаса, Россия поработала над своим имиджем, сформировав свой образ – как образ самой утонченной культуры; именно такое впечатление прочно укоренилось в западном мире.
"Сегодня, когда мы с вами разговариваем, а украинцев все еще пытают, насилуют и убивают, я бы предпочел не идти смотреть “Щелкунчика” ни в опере, ни где-либо еще", — сказал господин Гелунас, который ездил на Украину, чтобы помогать с эвакуацией 800 произведений искусства из местных музеев в Литву.
Данную точку зрения разделяют украинские чиновники и общественные деятели, которые хотят "деколонизировать" культуру; они настаивают на том, чтобы российских исполнителей, режиссеров и прочих деятелей искусств, независимо от их политических пристрастий, не допускали на Запад. Некоторые полагают, что все русские вместе с их культурным наследием непоправимо испорчены имперским мышлением – данная точка зрения в большой степени сформировалась под влиянием постколониальных исследований, появившихся в американском научном сообществе.
Для любителей "Щелкунчика" – а он на протяжении нескольких поколений являлся главным элементом рождественского репертуара в Литве – Чайковский (годы жизни 1840 – 1893) не имеет никакого отношения к Кремлю или специальной военной операции России на Украине; вот почему необходимо перестать подходить к этому композитору ханжески, как это делают политики.
По словам 67-летней Татьяны Кузнецовой, отец которой был украинцем, а мать русской, Чайковский "принадлежит всему миру, а не России". На прошлой неделе перед посещением Вильнюсского оперного театра, она вспоминала, как водила своих детей и внуков смотреть "Щелкунчика" на Рождество до того, как его убрали.
"Это классика, — сказала она. – Я патриотка Литвы, но искусство и спорт не должны смешиваться с политикой".
Партия, которая правила Литвой до поражения на октябрьских выборах, поместила в центр своей программы враждебность к России во всех ее проявлениях. Однако новый министр культуры господин Бирутис хотел бы изменить этот подход.
Его симпатии к Чайковскому вызвали вопли негодования со стороны политических соперников, к тому же он получил предупреждение со стороны премьер-министра Гинтаутаса Палуцкаса (Gintautas Paluckas), суть которого заключалась в том, чтобы господин Бирутис прекратил говорить о русской культуре и сосредоточился на правительственной программе.
Жительница Литвы польского происхождения Кристина Борковска (Kristina Borkowska) отправилась со своей пятилетней внучкой на альтернативный балет, но ей хотелось бы вместо него посмотреть знакомую классику Чайковского.
"Я действительно скучаю по возможности это посмотреть, — говорит она. – Какое отношение Чайковский имеет к конфликту на Украине?"
Госпожа Бредиене – та, что в антракте покинула замещающее шоу, – сказала, что в альтернативной постановке под названием "Арлекинада" (Les Millions d’Arlequin), музыку к которой написал не столь известный итальянский композитор Риккардо Дриго (Riccardo Drigo), использовались интересные костюмы [Рикардо Дриго – итальянский и российский композитор, автор многих балетов, в том числе Les Millions d’Arlequin ("Миллионы арлекина", или "Арлекинада", 1900). – Прим. ИноСМИ]. Но эта постановка, добавила Бредиене, совсем не дотягивает до того, что она видела в "Щелкунчике".
Кроме того, русские композиторы столкнулись с негативной реакцией со стороны Литовской академии музыки и театра, которая исключила произведения, написанные россиянами, из выступлений на международном конкурсе пианистов и органов в 2023 году.
Директор академии Юдита Зукиене (Judita Zukiene) заявила, что она отнюдь не запрещала студентам во время обучения исполнять произведения, написанные русскими. Однако, по ее мнению, с русской классической музыкой нужно быть осторожнее, поскольку она "выразительна и очень влиятельна, а значит, может использоваться — и использовалась — в пропагандистских целях".
Заместитель менеджера по маркетингу оперного театра Литвы Аудрюс Кундротас (Audrius Kundrotas) признал, что зрители могут предпочесть "Щелкунчика" малоизвестному аналогу. "Их нельзя сравнивать, — признал он. – Он тоже красив, но это совсем другое".
Кундротас заявил, что постановку "Щелкунчика" можно возродить после окончания конфликта; в настоящее время балеты Чайковского не планируются.
"Возможно, свыкнуться с тем, что эта постановка отсутствует, будет непросто, — сказал Кундротас, — Однако наша позиция изложена очень твердо".