https://inosmi.ru/20250107/arktika-271414902.html
Запад ввел санкции против российского СПГ. Но его импорт в ЕС растет
Запад ввел санкции против российского СПГ. Но его импорт в ЕС растет
Запад ввел санкции против российского СПГ. Но его импорт в ЕС растет
Россия расширяет производство СПГ в Сибири, пишет NZZ. Запад вводит санкции против российского газа, вместе с тем его импорт в Европу растет. Россия ищет... | 07.01.2025, ИноСМИ
2025-01-07T13:50
2025-01-07T13:50
2025-01-07T23:59
neue zürcher zeitung
экономика
россия
брюссель
новатэк
ес
совкомфлот
проект «ямал спг
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/09/14/256215274_0:320:3072:2048_1920x0_80_0_0_25172b6fc2d7f617267eaf9208524310.jpg
Летом 2024 года по Северному Ледовитому океану был отбуксирован внушительных размеров промышленный объект весом 640 тысяч тонн и высотой более 100 метров. Он хорошо виден даже на спутниковых снимках из космоса. Путь от Белокаменки у российского города Мурманска, где была собрана огромная конструкция, до места назначения занимает около месяца. Это место находится в районе впадения крупной реки Обь в Карское море.Россия строит центр по производству сжиженного природного газа (СПГ) на полуостровах Ямал и Гыдан в Западной Сибири, вкладывая в строительство миллиарды. Это свидетельствует о стремлении Москвы догнать ведущих мировых поставщиков — США, Австралию и Катар — в качестве производителя и поставщика СПГ.Завод, прибывший на Гыданский полуостров в августе этого года, является вторым из трех запланированных производственных модулей для проекта "Новатэка" "Арктик СПГ 2″. Производственная мощность каждого модуля составляет около шести миллионов тонн СПГ в год. Когда проект был запущен, график предусматривал, что с 2026 года с газового месторождения под Гыданским полуостровом можно будет экспортировать по всему миру около 20 миллионов тонн СПГ в год.Однако сейчас в механизм этого крупного проекта попал песок. Это связано с санкциями, которые многие страны ввели против России в связи с ее СВО на Украине. Как сообщило в октябре агентство Bloomberg, производство первого модуля на полуострове Гыдан, который планировалось ввести в эксплуатацию в 2024 году, временно приостановили. Все промежуточные хранилища переполнены, а транспортных мощностей для доставки СПГ на рынки сбыта не хватает.Транспортные маршруты во льдах являются препятствиемПуть к рынкам сбыта не только долог, но и труден. Он ведет от устья Оби либо на запад через арктические окраинные моря — Карское и Баренцево, — либо на восток вдоль арктического побережья России до Берингова пролива, а оттуда в Восточную Азию. В каждом случае приходится преодолевать от сотен до тысяч километров морского пути в сложных условиях. Большую часть года условия в арктических водах требуют судов самого высокого ледового класса или даже сопровождения российских ледоколов, идущих впереди.Однако СПГ-танкеры так называемого класса Arc-7, отвечающие этим условиям, в настоящее время в дефиците у оператора "Арктик СПГ-2″ компании "Новатэк". В соответствии с требованием, согласно которому на каждую мегатонну производственной мощности должно приходиться одно такое судно, был заказан 21 танкер.Но это было в лучшие времена, когда технологическая кооперация со странами и компаниями, способными производить эти узкоспециализированные и соответственно дорогие суда, еще работала.В условиях санкций это уже не так. В частности, американские меры, введенные с 2023 года и прямо направленные против Arctic LNG 2, создают проблемы для масштабного проекта.Первоначально планировалось, что первые шесть единиц Arc 7 будут построены непосредственно южнокорейской судостроительной компанией Hanwha Ocean, которая уже имеет опыт работы в этом секторе. Половина из них была заказана российской судоходной компанией "Совкомфлот", а половина — японской Mitsui OSK Lines (MOL). Еще пятнадцать судов должны были быть построены на российской верфи "Звезда" под Владивостоком на берегу Тихого океана с привлечением технологического опыта и продукции поставщиков, например южнокорейских и французских компаний.Однако санкции, во-первых, не позволили "Совкомфлоту" оплатить три заказанных судна. А во-вторых, MOL собирается отказаться от контракта на фрахт трех танкеров Arc-7. Это связано с тем, что работа по контракту на "Арктик СПГ 2″ повлечет за собой вторичные санкции.Первые шесть танкеров Arc-7 должны были обеспечить транспортировку продукции с модуля 1, который был введен в эксплуатацию в 2024 году. Из-за их отсутствия партнеры по проекту "Арктик СПГ 2″ теперь не могут выполнить свои контракты на поставку. Партнерами являются "Новатэк" (доля 60 процентов), а также Total Energies (Франция), CNPC, CNOOC (обе — Китай) и Japan Arctic LNG (по 10 процентов).Согласно чартерному соглашению с "Новатэком", японская компания MOL должна будет выставить три своих судна на продажу российскому партнеру, если не сможет выполнить свои транспортные обязательства. Однако в этом случае она попала бы под американские санкции, которые направлены против любых сделок с "Новатэком".Таким образом, у "Новатэка" остается только перспектива покупки пятнадцати судов с российской верфи. Но даже эта цифра сейчас является чисто теоретической. Без ключевых западных технологий Россия сможет достроить суда лишь с большой задержкой, если вообще сможет. Самые важные компоненты двух танкеров уже были установлены до вступления в силу санкций. Эти суда могут быть введены в эксплуатацию в ближайшие несколько месяцев. Еще три танкера находятся в стадии строительства, хотя закупка ключевых компонентов стала неопределенной.Что касается эксплуатации флота Arc-7, то здесь также возникают вопросы о снабжении запасными частями. Ведь не все оригинальное западное оборудование можно просто заменить, например, копиями из Китая. Это видно на примере танкера, который работает на "Ямал СПГ", другом проекте "Новатэка".Санкции не так просто обойти с помощью газаВ связи с проблемами транспортировки сжиженного газа, производимого на Гыданском полуострове, "Новатэк" вынужден искать экстренные решения. Летом обычные СПГ-танкеры могут быть задействованы в течение четырех месяцев. Как только появятся первые суда Arc-7, они смогут перевозить СПГ на плавучие перегрузочные станции за кромкой льда, которые "Новатэк" закупил и разместил вблизи Мурманска и полуострова Камчатка.Однако на эти две так называемые ПХГ (плавучие хранилища) также распространяются санкции, а значит, такой способ работы также проблематичен. Тот, кто хочет оставаться в бизнесе с США в качестве международного игрока или просто зависит от доллара как платежного средства, вряд ли захочет иметь там пришвартованный танкер СПГ.При экспорте нефти Россия применяет суда "теневого флота", которые вопреки международному морскому праву отключают свои индикаторы положения, чтобы тайно направиться в российские порты погрузки и таким образом обойти санкции. Вероятно, эта концепция летом будет использована и в секторе СПГ. Во всяком случае, на это есть очевидные признаки.Однако бизнес СПГ сложнее. Транспортные суда дороже и сложнее, чем нефтяные танкеры, и, к тому же, их гораздо меньше. Согласно недавно опубликованному исследованию Оксфордского института энергетических исследований, в мире эксплуатируется около 9 000 нефтяных танкеров и лишь около 800 СПГ-перевозчиков. Это облегчает выявление "паршивых овец" и их владельцев. А благодаря спутниковому наблюдению их действия можно отслеживать эффективнее.Реэкспорт из стран ЕС вызывает критикуТаким образом, на данный момент ситуация для "Арктик СПГ 2″ "Новатэка" складывается не лучшим образом. Однако компания также успешно эксплуатирует проект "Ямал СПГ" на полуострове Ямал, также в устье Оби, который был запущен в эксплуатацию в 2017 году. Его мощность — 17 миллионов тонн в год — почти такая же, как у "Арктик СПГ 2″.Значительная часть ямальского сжиженного природного газа в настоящий момент поступает в ЕС. По данным Брюсселя, в первые месяцы 2024 года импорт природного газа из России в ЕС составил 18% от общего объема импорта. Это незначительное увеличение по сравнению с 2023 годом.Однако недавно Брюссель дал понять, что будет, по крайней мере, ужесточать меры по реэкспорту российского СПГ в третьи страны, который проходит через порты ЕС, в частности в Испании, Франции и Бельгии, и составляет около 20 процентов от общего объема поставок. Этот реэкспорт, в частности, является предметом критики энергетической политики ЕС в отношении России. Аргумент заключается в том, что Россия в большей степени зависит от Европы в сфере СПГ, чем наоборот. Таким образом, в руках ЕС есть рычаг, который он использует слишком нерешительно.Если Брюссель начнет постепенно перекрывать кран московского СПГ вслед за трубопроводным газом, для "Ямал СПГ" наступят более трудные времена. Не будет недостатка в природном газе, но будет недостаток мощностей для его транспортировки из Арктики на целевые рынки, все еще открытые для России, по конкурентоспособным транспортным ценам.
/20241225/spg-271312066.html
/20241221/spg-271266541.html
россия
брюссель
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/09/14/256215274_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_0c89d33f7c507cf78fd7ec7cf2eae305.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
neue zürcher zeitung, экономика, россия, брюссель, новатэк, ес, совкомфлот, проект «ямал спг