https://inosmi.ru/20250818/istoriya-274257612.html
Гениально "до безумия". СССР создал танк, который мог парить над врагом
Гениально "до безумия". СССР создал танк, который мог парить над врагом
Гениально "до безумия". СССР создал танк, который мог парить над врагом
"Летающий танк" советского производства стал символом дерзости и изобретательности в годы Великой Отечественной войны, пишет The National Interest. А-40... | 18.08.2025, ИноСМИ
2025-08-18T16:34
2025-08-18T16:34
2025-08-18T19:33
the national interest
ссср
красная армия
история
танк
вооружение
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/08/12/274259995_0:13:1539:879_1920x0_80_0_0_f76158f5094eba8c4d74459706ecdb6b.jpg
Исследования и разработки во время войны могут быть невероятно изобретательными. Но старые советские проекты в годы различных конфликтов, особенно во время Второй мировой, подчас доходили до безумия. Взять, к примеру, проект А-40 "Летающий танк" — бронированную машину, способную, как явствует из названия, парить в небе и спускаться на вражеские позиции, открывая для бронетехники совершенно новые наступательные возможности."Кончилась пехота". Украинская оборона пошла трещинами — ВСУ держатся на последнем издыханииРазработанный в суровые для Восточного фронта дни Второй мировой А-40, он же "Крылья танка", был поистине диковинкой. В 1942 году это диво разработал известный авиаконструктор Олег Антонов. Эта гибридная машина, по сути, представляла собой модифицированный легкий танк Т-60, оснащенный массивными деревянными бипланными крыльями и хвостовой балкой.Для чего СССР понадобился летающий танк?К началу 1940-х годов Советский Союз уже экспериментировал с парашютным и планерным десантом, осознавая стратегическую ценность заброски войск за линию фронта для нарушения каналов снабжения, захвата ключевых объектов и окружения армий противника. Однако воздушно-десантным войскам зачастую не хватало огневой мощи, а парашютисты могли нести лишь легкое вооружение. В то же время планеры, как правило, ограничивались перевозкой пехоты или небольшой техники.Танки с их толстой броней и мощными пушками были необходимы для прорыва обороны, но традиционные методы их переброски по воздуху, включая разборку и последующую сборку на земле, требовали много времени и были уязвимы для контратак. Успешное применение немцами воздушно-десантных войск в ходе высадки в Норвегию и на Крит в 1940–1941 годах в очередной раз подчеркнуло необходимость бронетанковой поддержки в подобных операциях.Советские стратеги вдохновлялись и более ранними концепциями, включая идею крылатого танка, изложенную американским инженером Джоном Уолтером Кристи в 1930 году. Они стремились разработать метод доставки танков по воздуху непосредственно к линии фронта.Именно на этом этапе в этой странной истории появляется легендарный конструктор Олег Антонов. Специалист по планерам и будущий разработчик культовых советских самолетов Ан-2 и Ан-225 поверил, что сможет выполнить эту сложнейшую задачу. Антонов работал в Центральном бюро планерных конструкций Осоавиахима и быстро приступил к переделке легкого танка Т-60 в планер. Антонов выбрал Т-60, поскольку на тот момент это был самый легкий из всех танков Красной Армии.Чтобы сделать танк пригодным к полетам, команда Антонова сняла с машины все ненужное, включая вооружение, боеприпасы, фары и основную часть топлива, тем самым уменьшив ее вес для летных испытаний примерно на две тонны. Затем они прикрепили массивные бипланные крылья из дерева и ткани, а также хвостовую балку с рулевыми поверхностями для управления самолетом во время планирования. Крылья проектировались съемные, что позволяло экипажу сбрасывать их непосредственно после приземления и немедленно вступать в бой с Вермахтом.Вся конструкция, задуманная Антоновым и его командой, была безмоторной и полностью зависела от самолета-буксировщика, который поднимал это чудище в воздух, после чего десантировал летающий танк к цели. Модифицированный легкий танк Т-60, по сути, планировал прямиком на неприятеля на передовой.Антонов завершил этот смелый проект всего за считанные месяцы, а строительство проходило в условиях строжайшей секретности на фоне вторжения нацистов в Советский Союз. Конфигурация планера А-40 опиралась на прежний опыт Антонова в разработке тяжелых планеров, но внедрение в нее танка представляло собой задачу не из легких. Одной из самых сложных проблем стала идеальная балансировка центра тяжести, чтобы обеспечить устойчивость в полете.Крутой облом — но красивыйЭкипаж в ходе испытательных полетов состоял из одного пилота, который рулил планером из танка, используя доработанное управление для управления планером с помощью тросов, соединенных с крыльями и хвостом. Теоретически такая конструкция позволяла отбуксировать танк на высоту, откуда бы тот мог безопасно спланировать над территорией противника и приземлиться на ровное поле или открытую дорогу, чтобы поддержать десантников в атаке на укрепленные позиции.2 сентября 1942 года под Москвой, в самый разгар войны между нацистской Германией и Советской Россией, состоялся единственный испытательный полет А-40. Пилотировал эту невероятную летательную машину многоопытный летчик-испытатель Сергей Анохин, прославившийся своей работой над экспериментальными самолетами. В качестве буксировщика был выбран тяжелый бомбардировщик Туполева ТБ-3 — четырехмоторный исполин 1930-х годов.Испытания начались многообещающе. ТБ-3 успешно оторвал А-40 от земли после короткого разбега, при этом гусеницы танка обеспечили начальную тягу на взлетно-посадочной полосе. Однако практически сразу же возникли трудности.Из-за дополнительного сопротивления и веса планирующего танка двигатели ТБ-3 перегрелись, и пилотам пришлось отцепить А-40 преждевременно. Анохину удалось взять снижение под контроль, и он пролетел небольшое расстояние, после чего сел на брюхо в поле. Примечательно, что танк получил минимальные повреждения, а Анохин остался невредим. Анохин даже отвез прототип обратно на базу, отсоединив крылья, продемонстрировав жизнеспособность машины после посадки.А-40 "не взлетел", но попытка того стоилаНесмотря на частичный успех, проект Антонова А-40 был вскорости свернут. Главной проблемой стало отсутствие подходящего самолёта-буксировщика: ТБ-3 к 1942 году уже устарел и не справлялся с нагрузкой, а более мощные бомбардировщики, такие как Пе-8 КБ Петлякова, были в дефиците и использовались в первую очередь для бомбардировок. Модернизация действующего флота или разработка новых самолетов считалась неоправданно ресурсоемкой на фоне насущных требований фронта.Кроме того, дальность планирования А-40 была ограничена — по разным оценкам, она составляла всего считанные километры, — а его уязвимость к зенитному огню или пересеченной местности усугубляла риски боевого применения. После приземления "раздетому" танку требовалось время на перевооружение и дозаправку, что сводило на нет эффект неожиданности для немецких противников. Советская доктрина воздушно-десантных войск в итоге сместилась в сторону более крупных планеров, способных перевозить легкую технику, или к уже послевоенным вертолетным технологиям для переброски бронетехники."Некоторый обмен территориями". Трамп загнал Зеленского в уголОднако А-40 остается нестареющим символом изобретательности в стесненных условиях. Хотя танк так и не принял участия в боевых действиях, он оказал влияние на позднейшую разработку воздушной бронетехники, включая легкий авиадесантный танк США M551 "Шеридан". Сегодня А-40 помнят по уменьшенным моделям, документальным фильмам и дискуссиям в интернете. Его по праву и с теплотой вспоминают за дерзость конструкторов.Разве не Фридрих Великий однажды изрек: "Нужна смелость, смелость и еще раз смелость"? (Это сказал французский революционер Жорж Дантон, прим. ИноСМИ)И действительно, нет ничего более дерзкого, чем построить летающий танк посреди войны.
/20250818/ukraina-274254822.html
ссср
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/08/12/274259995_316:0:1488:879_1920x0_80_0_0_69ae6cf367341114c906737c26826612.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the national interest, ссср, красная армия, история, танк, вооружение