Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
БРИКС+ знаменует собой конец неолиберальной идеологии

AT: БРИКС бросил вызов интеллектуальному и системному наследию неолиберализма

© AP Photo / Silvia IzquierdoМировые лидеры позируют для группового фото на 17-м ежегодном саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро 6 июля 2025 года
Мировые лидеры позируют для группового фото на 17-м ежегодном саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро 6 июля 2025 года - ИноСМИ, 1920, 18.09.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
БРИКС олицетворяет переход от неолиберального порядка к более прагматичной международной системе, пишет AT. Создавая новые финансовые институты, поощряя торговлю в местной валюте и выступая за многополярное управление, блок предлагает альтернативу западным системам.
Ян Крикке (Jan Krikke)
БРИКС олицетворяет переход от неолиберального порядка к более прагматичной международной системе, пишет AT. Создавая новые финансовые институты, поощряя торговлю в местной валюте и выступая за многополярное управление, блок предлагает альтернативу западным системам.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Появление блока БРИКС — изначально в составе Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, к которым со временем присоединяется все больше членов и партнеров — представляет собой одно из самых значимых событий в области глобального управления со времен окончания Второй мировой войны.
Начавшись со свободной коалиции за реформу многосторонних институтов, блок со временем действует всё решительнее и продвигает экономический суверенитет и альтернативные модели управления. Таким образом, БРИКС бросает вызов интеллектуальному и системному наследию неолиберализма — идеологического преемника неоколониальных структур послевоенной эпохи.
Саммит ШОС -2025. День второй
Саммит ШОС: беспокойство по поводу Востока на ЗападеСаммит ШОС и военный парад в КНР продемонстрировали США и НАТО силу восточного альянса, пишет Evrensel. Объединение стран, ставших мишенью западных угроз и ограничений, подало Трампу серьезный сигнал. Однако Запад не сдаст позиции просто так, предостерегает автор.

Период

Господствующая структура

Основные инструменты

Воздействие на Глобальный Юг

Итог

1950-е — 1970-е (эпоха деколонизации

Неоколониализм

Иностранная помощь на конкретных условиях, торговая зависимость от бывших колонизаторов, транснациональных корпораций и альянсов времен холодной войны

Формальная политическая независимость при экономическом подчинении, исключительно сырьевой экспорт, задолженность

Западные страны сохранили рычаги влияния даже без формальных империй

1980-е — 1990-е (Долговой кризис и Вашингтонский консенсус

Неолиберализм

Структурная перестройка МВФ и Всемирного банка, либерализация торговли, приватизация, дерегулирование, жесткая экономия

Деиндустриализация, утрата систем социального обеспечения, неравенство в обществе, “потерянное десятилетие” в Латинской Америке, потрясения в Африке

Финансовые учреждения заменили колониальные ведомства в качестве инструмента контроля

2000-е — 2010-е (ускорение глобализации)

Глобальный неолиберальный порядок

Правила ВТО, глобальные цепочки создания стоимости, режим интеллектуальной собственности, соглашения о свободной торговле

Экономики формально интегрированы в глобальные рынки, но в качестве производителей с низкой добавленной стоимостью; отток капитала; “гонка по нисходящей” на рынке труда

Сохраняющаяся внешняя зависимость под личиной “конкурентоспособности”

2020-е — настоящее время

Кризис неолиберализма и новые неоколониальные формы

Режимы санкций, финансовая изоляция (Swift, господство доллара), торговые меры, связанные с климатом (например, механизм трансграничного углеродного регулирования ЕС SVAM)

На развивающиеся страны давят соперничество великих держав, климатические издержки и требования добычи ресурсом (лития, кобальта)

Отголосок неоколониального извлечения ресурсов ради прибыли, но с помощью финансовых и технологических рычагов

После 1945 года международная система выстраивалась вокруг институтов под началом Запада: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Банка международных расчетов, Международного суда ООН и так далее. Их подход до сих пор отражает геополитические условия середины 20‑го века.
Например, Совет Безопасности ООН по-прежнему предоставляет постоянное право вето Великобритании и Франции (чье совокупное население составляет менее 150 миллионов человек), тогда как столь густонаселенные державы как Индия (1,45 миллиарда) и Индонезия (283 миллиона) по-прежнему не имеют статуса постоянного члена.
Неоднократные предложения реформировать эти институты зашли в тупик. В ответ страны БРИКС создали Новый банк развития (НБР) и Пул условных валютных резервов (CRA) со штаб-квартирой в Шанхае в качестве альтернативы МВФ и Всемирному банку, соответственно.
К 2025 году НБР одобрил проекты на сумму свыше 30 миллиардов долларов, в основном в области инфраструктуры и устойчивого развития, что подчеркивает способность БРИКС выступать в качестве параллельной финансовой архитектуры.

Шок эпохи Трампа

Углубление интеграции БРИКС шло неравномерно, пока внешние потрясения не придали ей новый импульс. Переизбрание президента США Дональда Трампа подстегнуло блок сразу в нескольких направлениях:
— Торговая политика: пошлины Трампа, включая 50-процентные на индийские товары, сигнализировали Нью-Дели о хрупкости партнерства с США. Премьер-министр Индии Нарендра Моди в ответ активизировал дипломатические контакты с Пекином и Москвой, одновременно продвигая торговлю внутри Глобального Юга. Эта смена позиции укрепила роль БРИКС как центра незападного экономического взаимодействия и сотрудничества в области безопасности.
— Политика безопасности: Трамп открыто поставил под сомнение целесообразность включения Украины в НАТО, частично согласившись с озабоченностями России и встревожив европейских союзников. Его частые заявления о том, что “эта опосредованная война не должна была начинаться”, лишь подчеркнули расхождение с трансатлантическим консенсусом.

Расширение НАТО

Конфликт на Украине стал поворотным моментом в международных отношениях и в судьбе стран БРИКС. Западные политики подают эту опосредованную войну как защиту “мирового порядка на основе правил”, но, с точки зрения БРИКС, она отражает классическую неолиберальную стратегию экономической и финансовой экспансии.
После распада Советского Союза Россия при Борисе Ельцине провела “шоковую терапию”, либерализовав рынки капитала по совету западных экономистов. Результаты оказались поистине катастрофическими: стремительная приватизация сказочно обогатила олигархов, ВВП обрушился с 1991 по 1998 год почти на 40%, а уровень бедности вышел на невиданный уровень. К 1998 году Россия уже нуждалась в финансовой помощи МВФ на сумму 22,6 миллиарда долларов.
Как отказ Путина от неолиберальной политики Ельцина изменил историю

Явление

Эпоха Ельцина (1991-1999)

Эпоха Путина (2000-е)

Экономическая модель

Неолиберальная “шоковая терапия”, быстрая либерализация, дерегуляция, реформы при поддержке МВФ

“Управляемый капитализм”, усиление роли государства, избирательные рыночные реформы, экономический национализм

Приватизация

Поспешная и хаотичная распродажа государственных активов и, как следствие, возвышение олигархов

Обуздание олигархов, ренационализация стратегических секторов (нефть, газ, ВПК)

Распределение богатства

Крайнее неравенство, богатство сосредоточено за счет немногих

Большее перераспределение за счет повышения заработной платы, пенсий и социальных расходов; умеренное сокращение бедности

Государственные доходы

Полный крах из-за масштабной неуплаты налогов, слабых институтов и повальной коррупции

Стабилизация в связи с ростом цен на нефть и газ; создание стабилизационного фонда

Финансовая стабильность

Обвал рубля в 1998 году, дефолт по долгам, банковский коллапс

Восстановление макроэкономической стабильности, укрепление рубля, погашение внешнего долга

Отношения с Западом

Сильная зависимость от западных займов и консультантов (экономисты Гарварда и МВФ)

Более независимая политика, чуждающаяся чрезмерного влияния Запада; Россия снова заявила о себе как о сверхдержаве

Общественное восприятие

Хаос, бедность, коррупция, разочарование в демократии

Относительная стабильность, повышение уровня жизни, восстановление государственной власти

Путин откатил назад часть из этих неолиберальных реформ, восстановив государственный контроль над стратегическими отраслями промышленности и сузив политическое влияние олигархов. Один этот разворот к экономическому суверенитету настроил его против неолиберального порядка.
Расширение НАТО на восток, особенно решение 2008 года распахнуть двери для Украины и Грузии, лишь усилило это противостояние. Западные попытки обложить Россию санкциями (“адскими”, по выражению США) и изолировать ее были направлены на смену режима. Однако Россия не только выстояла, но и углубила экономическую интеграцию с Китаем, Индией и другими незападными партнерами.
Европа долгое время зависела от лидерства США в Атлантическом альянсе, но теперь осознала пределы своих возможностей в отношении России. Решительно поддержав Украину, но избежав при этом прямого вмешательства, европейские государства втянулись в дорогостоящую опосредованную войну на истощение.
Россия контролирует Крым и основную часть Донбасса, тогда как Украина страдает от острой нехватки живой силы. Если итоги урегулирования отразят фронтовые реалии, Европе грозит внутренняя критика из-за жесткого политического контроля, господствующей в СМИ риторики и нерешенных противоречий, включая подрыв газопроводов “Северный поток”.
Сегодня Европа перевооружается и задумалась о возврате всеобщей воинской обязанности. Этот переход “от благоденствия — к войне” подразумевает переориентацию ресурсов и соответствует неолиберальной налогово-бюджетной догме: сокращению социальных расходов в сочетании с военной экспансией.
Упрямо не желая признавать поражения на Украине, Европа упрочивает свою провальную политику и теперь стоит особняком во всем мире как последний бастион неолиберального проекта.
Упадок неолиберализма совпал с приходом к власти националистических лидеров — Трампа и Путина, — чья политика, пусть и зиждется на разных традициях, в целом совпадает с приоритетами БРИКС.
Экономический суверенитет: Трамп продвигает реструктуризацию и тарифы; Путин выступает за самодостаточность; члены БРИКС поддерживают промышленную политику и государственное управление стратегическими секторами экономики.
Скептическое отношение к глобализации: Трамп критикует ВТО и глобальные каналы цепочки поставок; Путин рассматривает глобализацию как инструмент господства Запада; БРИКС стремится к многополярности и реформированию правил мировой торговли.
Популистская легитимность: Трамп взывает к “позабытым американцам”; Путин — к национальной гордости; лидеры БРИКС, включая Лулу, Моди, Си и Рамафосу, используют схожую националистическую и популистскую риторику для оправдания альтернативных институтов.
БРИКС неуклонно меняет международные отношения. Создавая новые финансовые институты, поощряя торговлю в местной валюте и выступая за многополярное управление, БРИКС предлагает альтернативу западным системам.
Влияние БРИКС заключается не в прямой замене “Семерки” или НАТО, а в “плюрализации” глобального управления и создании пространства, где голоса Глобального Юга формируют свои правила и институты. В этом смысле БРИКС олицетворяет переход от неолиберального порядка к более многополярной и прагматичной международной системе.