Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Испанский блогер попытался объяснить философию великого русского мыслителя Федора Достоевского в видео для своего YouTube-канала. Иностранец считает, что Достоевский предупреждал мир о бедах, которые влечет за собой духовный вакуум, но, увы, его не услышали.
"Преступление и наказание" остается самым известным русским романом, а также одним из величайших произведений мировой литературы. Это прежде всего захватывающий детективный роман, но тут мы с самого начала знаем, кто совершил ужасное преступление.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Достоевский сосредотачивается на душевных муках и моральных дилеммах Раскольникова, обедневшего студента-юриста, неспособного оплатить свое обучение. Его можно рассматривать как материалиста-рационалиста, что было редкостью в то время. Он был увлечен идеей смерти Бога, был убежден, что единственная причина, по которой кто-либо ведет себя морально, заключается в трусости и традиции.
Достоевский хотел создать персонажа, у которого были бы все основания совершить убийство — философские, практические и этические. Раскольников разрабатывает план убийства злой старухи-процентщицы, у которой много денег, полученных от людей, находящихся в тяжелом финансовом положении. Подслушав разговор, в котором студент утверждал, что мир стал бы лучше, если бы она была мертва, а деньги были бы отданы тому, кто нуждается в них больше, он верит, что может освободиться от бедности и продолжить совершать великие дела для общества, где цель оправдывает средства.
Раскольников рационализирует свою философию убийства, заявляя: "Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?" Однако все пошло не по плану. После тщательно спланированного убийства он оказывается в растерянности, паранойе и с чувством отвращения к содеянному. У него начинаются периоды бреда, в которых он борется с чувством вины и ужаса, и его преследуют серии тревожных снов.
В некотором смысле, вместе с убийством он убил и часть себя самого. Гордость Раскольникова отделяет его от общества. Он видит себя своего рода "высшим" существом, личностью необыкновенной, стоящей выше всех моральных правил, которые управляют остальным человечеством, и поэтому он не может найти общий язык с обычными людьми, которые должны жить в послушании и не имеют права преступать закон.
Он говорит: малое количество людей рождаются с новой идеей или способны сказать нечто новое, и великие гении, вершины человечества, возможно, являются результатом существования многих миллиардов людей на земле. Он считает себя одним из таких гениев, и, учитывая суровые жизненные обстоятельства и продвижение человечества вперед, он переступает через препятствия в виде убийства и грабежа. После убийства его изоляция усиливается.
В романе глубоко исследуется психология внутреннего мира Раскольникова. Достоевский, кажется, намекает, что реальное тюремное заключение и наказание намного лучше, чем стресс и тревога попыток избежать наказания. В конце концов, нужно признаться или сойти с ума.
Достоевский изображает Раскольникова как нигилиста, мрачного, с ощущением пустоты. На протяжении большей части романа он является утилитаристом, который считает, что моральные решения должны основываться на принципе наибольшего счастья для наибольшего числа людей, оправдывая, таким образом, в своем уме убийство. В свете реформ в России XIX века, преступление — это протест против ненормальной структуры общества и ничего более.
Другими словами, окружающая среда — это то, что испортило людей. Таким образом, если бы общество было организовано нормально, то все преступления исчезли бы мгновенно, поскольку не было бы причины для протеста, и все сразу стали бы праведниками. Однако Достоевский жестко критикует эту идею, заявляя: "Человеческая природа не принимается в расчет, она исключается, предполагается, что ее не существует. Сторонники этой идеи верят, что общественная система, вышедшая из математического ума, сразу же реорганизует все человечество и сделает его справедливым и безгрешным в одно мгновение, быстрее любого живого процесса".
Другими словами, мы не можем находиться в жесткой социальной системе. Автор заявляет: "Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики".
Это, по сути, является одним из важнейших аспектов "Преступления и наказания". Человечество гораздо сложнее, чем думают социальные инженеры.
Другой аспект книги — это принятие страдания и искупления. Это было послание Достоевского миру, лихорадочно спешащему в противоположном направлении, стремящемуся отменить страдание и найти счастье. Однако с тех пор мир познал много бед и не нашел счастья. Роман отражает социальные потрясения и крупные изменения в русском обществе.
После веков крепостного права бедность стала основной проблемой, и в результате тяжелых экономических условий возрос уровень насилия. Пьянство, распущенность, болезни, беспризорные дети стали типичными чертами русской повседневности 1860-х годов. В это время стал распространяться нигилизм. Вера и Бог были заменены чем-то иным.
Все, о чем предупреждал Достоевский, стало реальностью в России. Церковь рухнула, нигилизм и атеизм стали повсеместными, а марксизм, заставивший людей верить, что возможно создать идеальное общество без Бога, привел к миллионам смертей.
Произведения Достоевского далеки от того, чтобы исчезнуть в прошлом, — они становятся все более актуальными с учетом дилемм и заблуждений, которые являются частью жизни в наше время. Всю свою жизнь Достоевский искал Бога и, кажется, нашел Его, если вообще нашел, лишь в конце своих дней, пройдя через то, что он называл "огнем сомнения".
То, что делает его книги достойными прочтения сейчас, — это безжалостное видение тех разрушительных сил, которые приходят в мир, когда в нем образуется вакуум духовного понимания. Свобода выбора между добром и злом рассматривается как самая суть человеческого существования.
Все наши несовершенства являются частью человеческого, и нам не следует мучить себя мечтой о том, что мы можем стать совершенными и идеальными существами.