Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Correctiv в Кельне: все понимают Путина? Театральный вечер превращает сторонников мира в сторонников воинской обязанности

BZ: немецкий постановщик подтасовывал в спектакле факты о России

© CC BY-SA 4.0 / Raimond Spekking (via Wikimedia Commons)Здание театра Schauspiel Köln в Кельне
Здание театра Schauspiel Köln в Кельне - ИноСМИ, 1920, 24.11.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новая постановка немецкого театра о России и жизни Путина наполнена ложной информацией, пишет BZ. Спектакль в форме сценического эссе, якобы прошедший тщательный фактчекинг, умалчивает и искажает реальные сведения. Зрителей, указавших на очевидную ложь, обвиняют в поддержке Кремля.
Макс Флориан Кюлем (Max Florian Kühlem)
В очередной раз исследовательская сеть обращается к театральной сцене и в театре Schauspiel Köln пытается выяснить, какую угрозу на самом деле представляет Россия Путина.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Роман Толстого "Война и мир" является одним из самых нечитаемых романов мировой литературы — из-за его огромного объема, насчитывающего около 2000 страниц, на которых автор разворачивает панораму общества во время наполеоновских войн в начале XIX века, со множеством социальных деталей, нюансов и оттенков. Теперь название "Война и мир" также носит так называемое "сценическое эссе о России, Украине и воинской обязанности", созданное в сотрудничестве с исследовательской и фактчекинговой сетью Correctiv в театре Schauspiel Köln. Все то, что одна сторона фактчекеров всегда считала замечательным, а другая — ужасным, будет представлено на сцене в этот вечер.
"Хотим победы и поражения России". В ставшей "политическим трупом" Европе не рассматривают других вариантов
"Здравствуйте! Я Калле Фур, и я рассказываю истории, — приветствует Калле Фур на своей домашней странице. — В основном я делаю это со сцены — иногда как оратор, иногда как режиссер, иногда как автор, а иногда во всех амплуа сразу". В новой постановке театра Schauspiel Köln, в котором в дальнейшем планируется усилить союз театра и журналистики и, таким образом, сотрудничество с Correctiv, Калле Фур делает все сразу. Он один выступает около 100 минут, и его сценическое эссе можно было бы назвать сценическим подкастом, аудиокнигой в прямом эфире или Ted-Talk — с точки зрения маркетинга это было бы, вероятно, даже разумно, чтобы привлечь молодую аудиторию.
План Фура на вечер откровенно смел, но это иногда бывает с акциями, в которых участвует Correctiv. Только в сентябре на той же сцене прошло "продолжение" "Секретного плана против Германии", театрального вечера, посвященного тайному расследованию встречи правых экстремистов в Потсдаме, которое вызвало протесты по всей Германии. В "Войне и мире" режиссер, автор и спикер задается не менее важным вопросом: "Я хотел узнать, насколько Путин действительно опасен. Насколько мы зависим от него? Я хотел отойти от мнения к предположению. Для этого я обратился за помощью к Correctiv".
Вид со смотровой площадки МГУ им. М.В. Ломоносова на Международный деловой центр «Москва-Сити» в Москве - ИноСМИ, 1920, 24.11.2025
Британцев тянет в Россию, потому что там нет преступности и чистые улицыТысячи жителей стран Запада, в том числе британцев, переезжают в Россию, где им жить во всех смыслах комфортнее, пишет Daily Star. Издание не нашло ничего лучше, как сопроводить эту информацию выдумками о "шпионаже" российского судна вблизи Британских островов. Очевидно, других "аргументов" против переезда не нашлось.

Факты без контраргументов

Вечер, по сути, представляет собой длительную проверку фактов. Действие начинается в 1980-х годах, когда Владимир Путин работал в резидентуре КГБ в Дрездене, рассказывается о его учебе в Горном институте Санкт-Петербурга, его восхождении до поста премьер-министра при Ельцине и избрании президентом в 2000 году. [...] В одном месте Калле Фур в своем захватывающем монологе, который едва ли можно назвать сценическим и который дополняется лишь несколькими изображениями и графиками на двух экранах, признает: "Я рассказываю в очень сжатом формате. Но чтобы вы могли убедиться, что я не несу чепуху, мы совместно с Correctiv подготовили проверку фактов, благодаря которой вы можете проверить все источники, которые я сегодня привожу".
Проблема, однако, заключается не в том, что люди не хотят верить фактам, а в том, что в какой-то момент они задаются вопросом, действительно ли факты в этом деле помогают, и нет ли других исторических сведений, с помощью которых можно было бы рассказать историю с противоположной точки зрения. Калле Фур вставляет свою коллекцию фактов, которые представляют Путина как якобы безжалостного авторитарного правителя, в свою личную историю: 31-летний мужчина происходит из буржуазной семьи в Дюссельдорфе, вырос в семье пацифистов, участвовал, в частности, в демонстрациях против последней войны в Ираке. "Моя молодость, проведенная в движении за мир, заставила бы меня сейчас снова поднять знамя мира, — говорит он в конце пьесы. — Но когда я смотрю на все это, я понимаю, почему политические лидеры принимают решение о возобновлении военного строительства".

Контраргументы не принимаются всерьез

Его 100-минутное повествование может послужить для того, чтобы привлечь сторонников движения за мир к текущему курсу "военной готовности". Единственная критика современных политико-военных решений в Германии заключается в монопольном положении дюссельдорфского оборонного концерна Rheinmetall, который может диктовать правительству все более высокие цены без соблюдения правил прозрачности. Театрального автора также беспокоит то, что в области кибербезопасности и энергетического перехода не делается больше.
В своем спектакле Калле Фур практически не говорит о том, что, конечно, и другие державы, такие как США, проводят (гео)политику, используя сырьевые ресурсы и энергетическую зависимость. Он ни словом не упоминает о подрыве газопровода "Северный поток — 2", обстоятельства которого до сих пор не выяснены — в ходе расследования в поле зрения попала группа украинцев. Геополитические решения НАТО упоминаются только в одной венской беседе на вечеринке: Фур имитирует гостя с австрийским акцентом, который критикует расширение западного оборонного альянса на восток. Он не использует дискредитирующий термин "понимающий Путина" (Putinversteher), но все в его ироничном выступлении ясно дает понять, что он считает своего собеседника именно таким и не воспринимает его аргументы всерьез.

Причины конфликта

Чтобы привести пример того, как Correctiv иногда не слишком точно относится к фактам, стоит упомянуть, что Калле Фур говорит о "гибридной войне" России против Германии и в качестве доказательства приводит, среди прочего, инциденты с беспилотниками над немецкими аэропортами. Однако ни одно из этих событий нельзя однозначно приписать России. Единственный идентифицированный дрон принадлежал оператору-любителю, которых в стране сейчас немало.
Даже если вы этого не хотите, после такого вечера вы рискуете быть заклейменным как социально отверженный "понимающий Путина". Потому что, несмотря на постоянный поток фактов, все здесь выглядит слишком упрощенно. Это не эпическое произведение, такое как "Война и мир", в котором есть место для нюансов и которое учитывает, что в военных конфликтах речь идет также о чувствах, часто вековых легендах, обидах и страхах, скорее о вере, чем о знании — и что, возможно, для поиска причин конфликта нужно вернуться гораздо дальше, чем в 1980-е годы.
 
Популярные комментарии
e
eugene.ardaev
31
Видимо, лживая пресса не справляется с одурачиванием населения Германии, приходится делать спектакли, которые ставят идиоты для идиотов.
И вечный бан, свободы слова нет.
23
Гебельсагитпроп ни сколько не изменился.