Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грозит ли французам мобилизация в случае войны?

Le Monde: у мобилизации во Франции есть несколько сценариев

© AP Photo / Thomas Padilla, PoolПрезидент Франции Эммануэль Макрон на военной базе в Варсе, Франция
Президент Франции Эммануэль Макрон на военной базе в Варсе, Франция - ИноСМИ, 1920, 27.11.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Макрон объявил о введении во Франции со следующего года добровольной военной службы. Это побуждает французов задуматься о том, что недавно казалось немыслимым – о войне и всеобщей мобилизации, пишет Le Monde. Издание представило читателям несколько возможных сценариев.
Адель Мильяни, Ноа Мусса (Adel Miliani, Noa Moussa)
Слова [начальника Генштаба] генерала Мандона и заявление Эммануэля Макрона о создании добровольной национальной службы заставляют задаваться вопросами относительно сценария, ранее казавшегося немыслимым.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
На фоне известий о том, что ряд европейских стран недавно пересмотрел порядок несения военной службы в связи с ростом напряженности на континенте, Эммануэль Макрон также ступает на этот путь. <…> Предполагается, что речь пойдет об учебном курсе продолжительностью 10 месяцев для молодых добровольцев, которым будет выплачиваться вознаграждение в сумме 900–100 евро. Цель — создание оперативного резерва.
"Вы сами начали эту опосредованную войну". Европейцев ткнули носом в то, что они наделали
Это сообщение последовало за вызвавшими полемику заявлениями начальника генерального штаба вооруженных сил Франции, 18 ноября предупредившего, что в случае столкновения с Россией Франция должна быть готова "смириться с потерей своих детей". Хотя генерал Мандон впоследствии постарался смягчить формулировки, уточнив, что он просто хотел "предупредить" французов на фоне "стремительного ухудшения обстановки", его выступление [на съезде мэров Франции] заставило многих задаться вопросами относительно сценария, который до этого казался немыслимым: объявления во Франции мобилизации для участия в вооруженном конфликте.
Президент Франции Эммануэль Макрон - ИноСМИ, 1920, 25.11.2025
Возможная отправка французских солдат на Украину, "российская угроза", новая инициатива по военной службе... что нужно запомнить из выступления Эммануэля МакронаМакрон призвал "улучшить" американский мирный план и дополнить его пунктами, предложенными Киевом и Европой, пишет Le Figaro. Иными словами, он нацелился на срыв переговоров — а так и будет, если Запад будет настаивать на неприемлемых для Москвы условиях.

Кто может быть мобилизован в случае вооруженного конфликта?

Ключевые элементы оборонной стратегии Франции — ее профессиональная армия и силы ядерного сдерживания, подчеркивал Эммануэль Макрон в феврале, одновременно с этим предупредив, что Москва представляет "экзистенциальную угрозу" для Европы (в Москве неоднократно подчеркивали, что Россия никому не угрожает, заявления о возможной будущей атаке на западные страны президент Владимир Путин назвал "чушью", — прим. ИноСМИ).
По действующим правилам, в случае серьезного кризиса на территории страны или в случае вмешательства извне подлежат мобилизации только лица, добровольно взявшие на себя соответствующие обязательства. По данным министерства вооруженных сил, в 2025 году их численность составит около 240 тысяч человек, включая:
— 182 тысячи военнослужащих действующей армии: 111 тысяч — в сухопутных войсках, 34 тысячи — на флоте и 34 тысячи — в военно-воздушных и космических силах;
— 38 тысяч резервистов, в том числе добровольцев и военнослужащих запаса (которые должны оставаться в состоянии боевой готовности в течение пяти лет по завершении контракта).
Армия стремится к 2030 году увеличить это количество до 210 тысяч действующих военнослужащих и 80 тысяч резервистов.

Можно ли расширить число лиц, подпадающих под мобилизацию, за счет гражданского населения?

Да. В зависимости от типа угрозы правительство может, в соответствии со статьей L2141-2 Оборонного кодекса:
— объявить о введении режима "боевой готовности", этот режим предоставляет правительству свободу действий в целях обеспечения безопасности населения, оборудования и военных операций;
— объявить о "всеобщей мобилизации", которая позволяет призывать людей, реквизировать товары или услуги для целей обороны.
Эти меры не требуют одобрения парламента: это прямая прерогатива исполнительной власти во время кризиса. Для принятия решения потребуется "подпись президента республики и, как минимум, дополнительно подпись премьер-министра", объясняет Тибо Мюлье, специалист по вопросам конституционного права, доцент кафедры публичного права Университета Париж-Нантер. Такой сценарий требует, чтобы мобилизованные явились в предписанное место и получили уточнения относительно "обучения, которое им предстоит пройти, и установленного срока, в течение которого они должны поступить в распоряжение вооруженных сил".
На самом деле, если бы Франция объявила всеобщую мобилизацию, она полагалась бы на уже существующие ресурсы (профессиональные солдаты, резервисты), к которым могли бы присоединиться гражданские лица, обладающие особыми техническими навыками (в области кибербезопасности, здравоохранения, военной промышленности и т. д.), уточняется в статье L2141-3.
"Речь идет не о призыве в пехоту", — подчеркивает Тибо Мюлье. Из-за отсутствия возможности военной подготовки и достаточного количества вооружений и экипировки мобилизация скорее выльется в глубокую реорганизацию страны с целью "наращивания оборонного потенциала", что отличается от массового призыва в армию, действовавшего в прошлом, добавляет эксперт. Государство может "реквизировать предприятие", например, оружейный завод, больницу или транспортную компанию, приводит пример исследователь.
Президент Франции Эммануэль Макрон и начальник Генерального штаба Фабьен Мандон на церемонии, посвященной 107-й годовщине перемирия, положившего конец Первой мировой войне. Париж, 11 ноября 2025 года - ИноСМИ, 1920, 27.11.2025
Франция не готова отправлять своих детей в бойРечь начальника Генштаба Мандона, который намекнул на возможное восстановление воинской обязанности, вывела французов из равновесия, пишет FT. Читатели газеты отреагировали категорично: "Вы сами начали эту опосредованную войну, расширив НАТО до границ России и усадив в Киеве фашистский режим".
Следует отметить, что в случае проведения всеобщей мобилизации в современных условиях соответствующий указ, вероятно, будет содержать корректировки в сравнении с документами, принимавшимися накануне Второй мировой войны — последней по состоянию на сегодняшний день всеобщей мобилизации. Так, указ может распространяться на женщин, которые не упоминались в таких документах в прошлом. "Если под мобилизацию подпадают два родителя, один из них должен остаться, чтобы заботиться о ребенке", — предполагает Мюлье. Также могут быть приняты во внимание физические или медицинские критерии, учитывая, что "ранее были обязательные минимальные критерии по росту", — добавил он.

Есть ли вероятность восстановления обязательной военной службы?

В 1997 году призыв на военную службу — обязательная военная служба — был приостановлен (а не отменен), а затем, в 2002 году, заменен на "день обороны и гражданства" (обязательный для всех молодых французов и француженок в возрасте от 16 до 25 лет образовательный день, направленный на укрепление гражданской ответственности и информирование о правах и обязанностях граждан, — прим. ИноСМИ). Однако в законодательстве уточняется, что "мобилизация на военную службу" может быть "законодательно восстановлена в любое время, если того потребуют задачи по обеспечению обороны страны или цели, поставленные перед армиями".
Такая возможность является предметом давних и постоянных дискуссий. Но за последние десятилетия возникли другие сценарии, основанные на концепции добровольного участия и имеющие своей целью скорее усиление гражданской активности. В соответствии с этими задачами были созданы инициативы с военной составляющей:
— добровольная военная служба: обучение дисциплине и основам профессиональной интеграции, в 2024 году в ней приняли участие 1500 человек;
— адаптированная военная служба: программа социально-профессиональной интеграции, осуществляемая под руководством подразделений, действующих за пределами страны; количество участников в 2024 году — 5800 молодых людей;
— всеобщая национальная служба: двухнедельная выездная стажировка для подростков 15-17 лет, в которой в 2023-2024 учебном году приняли участие 50 тысяч человек.
Участники этих программ не относятся к категории военных и "в случае введения частичной или всеобщей мобилизации будут призваны на общих основаниях", уточняет Тибо Мюлье. Пока неизвестно, каким будет статус участников новой "добровольной национальной службы".

Можно ли отказаться от мобилизации?

Да, но только в том случае, если человек признан недееспособным после обследования, проведенного компетентным медицинским органом, назначенным военными в соответствии со статьей R4139-55 Оборонного кодекса. Невыполнение указа о мобилизации является правонарушением. В Кодексе военной юстиции различаются две ситуации:
— неповиновение — неявка по повестке — является правонарушением, наказуемым лишением свободы на срок до одного года в мирное время (и до десяти лет во время вооруженного конфликта);
— дезертирство — когда лицо, уже зачисленное в ряды армии (действующий военнослужащий или резервист), покидает подразделение или отказывается прибыть к месту приписки — наказывается лишением свободы сроком на три года в мирное время (и 20 годами в военное время).

Во Франции нет законодательства военного времени

Военное положение обозначает в ряде стран, например, на Украине, в России или, например, в Таиланде, режим, при котором военные заменяют гражданские власти в обеспечении правопорядка, с возможностью ограничения свобод, введения комендантского часа или судебного преследования гражданских лиц в военных судах.
Вопреки распространенному мнению, во французском праве такого понятия не существует. Вместо него есть три чрезвычайных режима, которые могут быть объявлены президентом республики в случае серьезного кризиса:
— Чрезвычайное положение: усиливает полномочия полиции, при этом ситуация остается под контролем гражданских властей: вводятся ограничения передвижения, обыски, запрет на собрания. Например, он был введен после террористических атак 13 ноября 2015 года и действовал на протяжении почти двух лет.
— Более редкий: осадное положение, предусмотренное конституцией. Передает определенные полномочия военным властям в ограниченных районах, особенно в вопросах поддержания порядка или реквизиций. "Законодательство о военном положении в том или ином виде существует, в формате осадного положения, — признает Мюлье, отмечая сходство между такими режимами в вопросе передачи полномочий военным. — Кроме того, предусмотрено усиление полицейских полномочий (например, возможность запрещать публичные собрания или резко ограничивать свободу выражения мнений) во время осадного положения, в таком случае решение будет принимать не обычный судья, а органы военной юстиции", — уточнил он.
— Статья 16 конституции наделяет президента республики чрезвычайными полномочиями в ситуации, когда институты или целостность территории находятся под "серьезной и непосредственной" угрозой.
Однако ни один из этих режимов не влечет за собой автоматической мобилизации гражданского населения, это механизмы антикризисного управления.