Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Самой надежной системой сдерживания Европы от конфликта с Москвой является страх, пишет Ad-Diyar. С одной стороны, Брюссель боится разрушительных экономических последствий войны с Россией а с другой — сокрушительного ядерного ответа со стороны Кремля.
Европа сталкивается с серьезными проблемами в безопасности и экономике, которые обусловлены напряженными отношениями с Россией и конфликтом на Украине.
Самый безопасный путь для нее — серьезная работа над достижением мира, а не безрассудные военные авантюры.
Хотя некоторые европейские политики в последнее время стали более резко высказываться в адрес России, европейские генералы, особенно французские, неоднократно заявляли, что Европа не в состоянии противостоять ей в случае военного конфликта. По их оценкам, даже если ЕС начнет готовиться немедленно, ему потребуется десять лет, чтобы привести армию в боеспособное состояние.
Хотя страны Европейского союза и Великобритания являются членами НАТО и обладают внушительной военной мощью, существует ряд факторов, которые делают прямой военный конфликт с Россией крайне сложным и рискованным.
Факторы эти лежат как в военной, так и в экономической сфере.
Проблема боеготовности и дисбаланс военной мощи
Несмотря на большую совокупную мощь НАТО, европейские армии сталкиваются с рядом проблем, когда дело доходит до текущей боеготовности.
1. Ориентация на обычные вооруженные силы:
После холодной войны европейские страны положились на американский "ядерный зонтик" и сократили численность сухопутных войск, а также запасы боеприпасов и техники. Однако ситуация на Украине продемонстрировала, что для крупномасштабного конфликта по-прежнему требуется значительное количество боеприпасов, танков и артиллерии, которых в настоящее время не хватает в Европе.
2. Российское ядерное сдерживание:
Россия обладает крупнейшими в мире стратегическими ядерными силами, которые она готова использовать в случае возникновения угрозы безопасности. Это служит своего рода "страховкой", исключающей даже мысли о традиционной конфронтации.
Президент России Владимир Путин недавно утвердил обновленную доктрину ядерного сдерживания. Однако, несмотря на усиление России в ядерной сфере, совокупный потенциал Соединенных Штатов, Великобритании и Франции также достаточен.
Россия может провести кибератаки на критически важную европейскую инфраструктуру, включая электросети и связь. Кроме того, она может заниматься шпионажем и проводить диверсии внутри европейских стран. (Россия не использует методы и технологии гибридных войн — прим. ИноСМИ). Это требует особого внимания к безопасности не только военной, но и гражданской инфраструктуры. По информации французских военных источников, в настоящее время страны ЕС не в полной мере готовы к подобным вызовам.
4. Разрыв в численности сухопутных войск:
Россия обладает численным превосходством в сухопутных войсках: 950 000 военнослужащих против 750 000 объединенных сил стран НАТО (включая Великобританию). Это неравенство становится еще более тревожным, учитывая продолжающееся усиление российской армии.
Более того, возможности развертывания войск на восточном фланге НАТО крайне ограничены. Так, чтобы развернуть необходимые для защиты Прибалтики силы может потребоваться несколько недель.
В начале 1970-х годов французы смогли оперативно перебросить на восток 75 тысяч солдат сухопутных войск. Однако сегодня они не способны отправить в Восточную Европу более 15 тысяч военнослужащих, и даже это, по словам французских же генералов, займет 45 дней!
5. Сокращение американского присутствия:
Соединенные Штаты стремятся сократить военное присутствие в Европе и сосредоточиться на таких ключевых направлениях, как Гренландия, Венесуэла, Колумбия и Мексика.
Это возлагает на европейцев тяжелое бремя развития собственной обороны. Уже сейчас им приходится увеличивать численность армий, набирать новобранцев и модернизировать арсеналы. Однако где достать на все это деньги?
6. Американская "блестящая изоляция"
Недавно один из американских министров заявил, что в случае военного конфликта между Европой и Россией США сохранят нейтралитет. Будут лишь "продавать" оружие европейцам.
Проблемы с финансированием и экономический кризис
Экономические факторы, безусловно, являются для обеих сторон главным оружием сдерживания. Наиболее важны из них:
1. Чрезмерная дороговизна войны
Вступление в крупномасштабную традиционную войну с сопоставимой по площади Россией неизбежно повлечет огромные финансовые издержки и станет серьезным дополнительным бременем для европейских экономик, которые и так уже испытывают трудности. А ведь переход на военное положение — штука крайне дорогая, сложная и длительная.
2. Санкции — палка о двух концах
Российская экономика сильно зависит от сырьевой ренты, европейские санкции оказали на нее негативное влияние в смысле снижения нефтяных поступлений. Однако Европа и сама столкнулась с серьезными проблемами, лишившись дешевого российского газа: взлет цен на энергоносители привел к росту стоимости жизни для европейцев. Любая прямая военная эскалация со стороны Европы, безусловно, парализует экономические отношения и окажет негативное влияние на всю мировую экономику.
3. Внутренние разногласия по поводу финансирования
Несмотря на почти единодушную поддержку Украины европейскими странами, есть некоторые разногласия и трудности, связанные с увеличением помощи и созданием единой европейской оборонительной инфраструктуры.
В частности, горячие споры вызвала идея использовать замороженные российские активы для поддержки Украины. Это показывает, насколько чувствительны для стран-членов финансовые и экономические вопросы. Нарушение международного законодательства при отъеме российских денег повлияет на глобальную экономическую систему, именно поэтому международные банки выступают против такого варианта.
4. Давление на национальные бюджеты
В настоящее время европейские государства стремятся значительно увеличить расходы на оборону и разрабатывают планы по расширению армий и приобретению современных систем вооружения (таких как F-35 и современные танки). Это оказывает дополнительное давление на государственные бюджеты, которые и уже сейчас сталкиваются с инфляцией и увеличением государственного долга.
Страны ЕС и Великобритания испытывают значительные затруднения при выполнении обязательств по расходам на оборону (цель НАТО — 5% ВВП). Ситуация дополнительно усугубляется введенными президентом Трампом тарифами.
Наиболее серьезные трудности заключаются в следующем:
1. Проблема большого государственного долга и дефицит бюджета
Размер государственного долга в некоторых крупных странах Евросоюза, таких как Италия, Греция, Испания и Франция, превысил 100% ВВП. В Италии этот показатель превышает 140%, а в Греции он превысил 160% ВВП (по состоянию на конец 2024 года). Совокупный долг Великобритании и Франции составляет около четырех триллионов евро!
Большинство стран сталкивается со значительным ежегодным бюджетным дефицитом, что означает постоянное привлечение финансирования в форме кредитов. Заем дополнительных средств, в свою очередь, увеличивает стоимость обслуживания долга (платежи по кредитам) из-за роста ключевых ставок.
Каждый потраченный на обслуживание долга евро — это средства, которые могли бы пойти на приобретение нового военного оборудования или обучение военнослужащих.
2. Давление на социальные бюджеты
Европа сталкивается с серьезными демографическими проблемами из-за старения населения, что создает дополнительную нагрузку на пенсионные и медицинские бюджеты, которые во многих странах являются основными статьями государственных расходов. Сегодня разногласия по социальным расходам — одно из главных препятствий для принятия национального бюджета во Франции и основная причина падения французских правительств одного за другим в течение нескольких часов, дней или месяцев. Европе сложно перенаправить средства с этих важных (и, разумеется, крайне популярных) статей расходов на оборону, не вызывая при этом резкого социального недовольства.
3. Экономический спад и инфляция
В еврозоне экономика растет медленнее, чем в США и Китае. Это означает меньшие налоговые поступления, необходимые для финансирования новых проектов. Попытки же повысить налоги только усугубляют кризис.
Хотя в последнее время инфляция несколько замедлилась, предыдущий период вызванной подорожанием энергоносителей инфляции увеличил издержки при закупке военной техники и строительных материалов. Это, в свою очередь, снизило покупательную способность текущих оборонных бюджетов.
4. Финансирование "зеленого" перехода и энергетики
Европейские страны выделяют значительные средства на финансирование "зеленого" перехода и использование возобновляемых источников энергии в том числе для снижения зависимости от российского ископаемого топлива.
Европейская дилемма
Нежелание европейских стран и Великобритании вступать в прямую военную конфронтацию с Россией продиктовано целым рядом факторов: российским ядерным сдерживанием, недостаточной готовностью к крупномасштабной войне после десятилетий под американским оборонным крылом и стремлением избежать экономической и социальной катастрофы, которая неизбежно последует за конфликтом.
В то же время некоторые французские генералы проявляют пессимизм, утверждая, что идея единой европейской обороны — это "мечты", которые никогда не будет реализованы.
Три основных аспекта свидетельствуют, что военная угроза больше не ограничивается конвенциональными силами.
1. Дисбаланс в использовании беспилотников
Недавно произошел инцидент с F-35 и беспилотником в польском воздушном пространстве. (Причастность России к инцидентам в польском воздушном пространстве не доказана — прим. ИноСМИ). Этот случай является классическим примером асимметричного вызова, когда дорогостоящие передовые технологии сталкиваются с относительно недорогой угрозой. В ходе операции применялся истребитель F-35, стоимость которого составляет от 80 до 110 миллионов долларов. Расходы на эксплуатацию в час варьируются от 30 до 42 тысяч долларов.
Ракета, выпущенная F-35 по беспилотнику, — это AIM-9X Sidewinder. Стоимость одной такой ракеты превышает 500 тысяч долларов.
Стоимость беспилотника обычно зависит от его модели и может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов (но не более 20 тысяч).
Другими словами, для уничтожения одного российского беспилотника, который даже не участвовал в атаке, была использована ракета, стоимость которой в 80 раз превышает стоимость самого беспилотника.
Этот пример наглядно демонстрирует, что в настоящее время европейские ВВС не способны эффективно противостоять российским!
2. Российские конвенциональные ракеты
Россия обладает значительным количеством баллистических и крылатых ракет, которые изначально разрабатывались для доставки ядерных боеголовок. Однако они могут быть адаптированы для доставки обычного заряда, что значительно увеличивает возможности по их применению.
Наиболее известные из них:
Максимальная дальность поражения составляет около 500 километров. Она может нести боеголовку весом около 480 килограммов (обычно фугасную или противобункерную). Эта ракета используется с конвенциональными высокоточными боеголовками, но она также может нести ядерную боеголовку.
Ракеты морского базирования могут преодолевать расстояние свыше 1500–2500 километров, что позволяет им поражать наземные цели на значительном удалении. Это многоцелевая крылатая ракета (противокорабельная и для поражения наземных целей), которая может быть оснащена ядерной или обычной боеголовкой.
Гиперзвуковые ракеты, обладающие дальностью полета свыше двух тысяч километров. Они могут нести как ядерные, так и обычные боеголовки массой около 480 килограммов. Из-за высокой скорости эти ракеты считаются одними из самых сложных целей для перехвата.
Следует отметить, что использование ракет двойного назначения, то есть тех, которые могут быть использованы как в ядерном, так и в неядерном исполнении, ведет к увеличению рисков. Противник не может с уверенностью отличить ядерную боеголовку от обычной во время запуска, что вызывает риск обмена ядерными ударами.
3. Российские морские БПА (торпеда "Посейдон")
"Посейдон" — совершенно уникальное стратегическое оружие, представляющее собой гигантскую торпеду с ядерным двигателем.
Система способна преодолевать расстояния до 10 тысяч километров со скоростью 60-70 узлов (приблизительно 110-130 км/ч), что невероятно быстро для подводных лодок и торпед.
Оружие способно погружаться на глубину до километра, что делает его перехват практически невозможным.
"Посейдон" может нести массивную ядерную боеголовку, мощность которой, по некоторым данным, достигает двух мегатонн.
Цель — вызвать разрушительное цунами, которое в долгосрочной перспективе нанесет огромный ущерб прибрежным территориям в результате обширного радиоактивного заражения.
Это "оружие Судного дня" предназначено для стратегического сдерживания. Для его размещения разрабатываются специальные подводные лодки, такие как АПЛ "Белгород", которая может нести некоторое количество "Посейдонов".
Все это показывает, что военный баланс зависит не только от количества, но и от качества вооружений. В настоящее время крайне важно, чтобы европейские страны и все народы, особенно американцы, русские и китайцы, стремились к взаимопониманию и диалогу. Кроме того, необходимо продолжать сокращение вооружений: только это позволит избежать гонки, которая может привести к глобальным катастрофам в будущем.