Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
К миру на Украине всерьез относятся лишь США

Spectator: никто из Евросоюза не вступит в войну за Украину

© AP Photo / Maryam MajdВладимир Зеленский
Владимир Зеленский - ИноСМИ, 1920, 17.12.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США предлагают Киеву "платиновую" гарантию безопасности "в духе НАТО", но на самом деле она ничего не стоит, пишет Spectator. Евросоюз говорит о готовности к войне и о "разгроме Путина", но не хочет и не может воевать за Украину. Время работает против Киева, а единственные, кто хотят заключить реальную сделку — это США и Россия.
Что именно представляет собой "платиновая" гарантия безопасности, которую столь усердно навязывает Владимиру Зеленскому Дональд Трамп? Хотя часть подробностей так и не была обнародована, утверждается, что Киеву будут представлены гарантии "в духе статьи 5 устава НАТО", которая гласит, что "вооруженное нападение на одного из членов рассматривается как нападение на весь альянс" и "приводит в действие обязательство каждого члена оказать ему помощь".
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Звучит, что уж тут говорить, обнадеживающе. За исключением слова-ловушки "в духе", за которым притаилась целая бездна отступлений и оговорок. Начнем с того, что устав НАТО не обязывает остальных членов альянса предпринимать военные действия в случае нападения на одного из них, а оставляет это решение на усмотрение отдельных государств. Помощь, которую подразумевает статья 5, "может включать или не включать применение вооруженной силы" и может состоять "в любых действиях, которые страны — члены НАТО сочтут необходимыми для восстановления и поддержания безопасности Североатлантического региона". Что бы там ни подразумевалось под "платиновой" гарантией Трампа, она будет даже более зыбкой, чем эта.
Владимир Зеленский - ИноСМИ, 1920, 17.12.2025
Осторожный подход к дислоцированию немецкого контингента на Украине. Ларс Клингбайль поддерживает "мощный дипломатический сигнал ради настоящего мира на Украине"Европейские лидеры готовы стоять плечом к плечу, когда дело доходит до разговоров о защите Украине, пишет NOZ. Однако никаких обязательств ни одна из стран ЕС брать на себя не собирается, особенно Германия. Вице-канцлер Клингбайл дал ясно понять, что дальше громких слов ничего не будет.
По сути, надежная гарантия безопасности — ранее это называлось "альянсом" — обозначает обещание вступить в войну в защиту союзника. Именно такой гарантией был англо-польский мирный договор от марта 1939 года, обязавший Великобританию вступить в войну в защиту Польши от нацистской агрессии. Таким был и Лондонский мирный договор 1839 года, который обязал нас защищать отважную маленькую Бельгию, когда Германия нарушила ее границы в 1914 году, — и мы сдержали это национальное честное слово ценой гибели 880 тысяч британцев. Напротив того, Будапештский меморандум 1994 года, в котором США, Великобритания, Франция и Россия гарантировали безопасность границ Украины, остался лишь клочком бумаги, когда один из его подписантов — Россия — сама же беспечно его нарушила (меморандум был подорван Западом, а не Россией — прим. ИноСМИ), присоединив в 2014 году Крым.
Немудрено, что Зеленский опасается поверять будущую безопасность своей страны еще одному бессмысленному листку бумаги. Обсуждаемую сейчас "платиновую" гарантию согласовали в ходе двухдневных встреч в Берлине на этой неделе Зеленский, посланник США по вопросам мира Стив Уиткофф и зять Трампа Джаред Кушнер. "Сегодня мы услышали от американской стороны, что они готовы предоставить нам гарантии безопасности, соответствующие статье 5", — провозгласил Зеленский. Но при этом украинцы требуют, чтобы любая гарантия США была одобрена Конгрессом и получила силу международного договора.
В последние недели высшие европейские военные чины начали активно готовить западное общество к войне. Франция должна быть готова "терять своих детей" в потенциальном конфликте с Россией, предостерег в ноябре начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Фабьен Мандон, а уже на этой неделе начальник штаба обороны главный маршал авиации сэр Ричард Найтон призвал "сыновей и дочерей" Великобритании готовиться к борьбе с крепнущей российской угрозой. Наконец, на этой неделе канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что Путин намерен "восстановить Советский Союз", и сравнил его с Гитлером.
Кая Каллас призналась в провале: встреча в Берлине обернулась крахом Украины
Но, несмотря на всю эту бравурную риторику, мы можем быть уверены в одном — никакие гарантии безопасности Зеленскому не заставят Запад начать войну из-за Украины. Так что эпитет "платиновый" в данном случае не из словаря дипломатов, а заимствован из мира недвижимости, и в переводе означает "ну, вроде как".
Однако есть убедительные доказательства того, что американское трактовка гарантий безопасности в любом случае надежнее, чем всё предусмотренное Европой. Возьмем, к примеру, документ из десяти пунктов, распространенный на этой неделе правительством Германии. Немецкие "гарантий безопасности" Киева начинаются с организации "регулярных консультаций на высоком уровне между министерствами обороны по вопросам политики в области вооружений", создания в Берлине отдельного ведомства по связям с украинской военной промышленностью, и "расширения штатов военного атташе в посольстве Германии в Киеве". Также предлагается "углубить совместную разработку и производство военной техники" и ввести "инвестиционные гарантии для содействия работе немецких оружейных компаний на Украине". Единственный пункт берлинского плана из десяти пунктов, касающийся собственно военных операций, — это предложение использовать украинские "цифровые данные и аналитические материалы о боевых действиях" для улучшения немецкого оружия "в оборонительной борьбе с Россией".
Основатель современной Германии Отто фон Бисмарк заметил, что "великие вопросы времени решаются не речами и резолюциями большинства, a железом и кровью". В современное прочтение бисмарковской формулы следует вписать еще и деньги. Однако на деле европейцы не хотят или не могут предоставить Украине достаточное количество ни техники, ни средств, ни живой силы для военной победы над Россией.
Эта суровая реальность приводит к трем решающим слабостям в нынешнем положении Европы. Во-первых, и Зеленский, и его европейские союзники убеждены, что переговоры об окончательных условиях мира ведутся с Трампом, тогда как в действительности последнее слово было и остается за Путиным — а он, скорее всего, с ходу отвергнет любые гарантии безопасности "в духе статьи 5", не говоря уже о "силах поддержки", на которых продолжают настаивать европейцы. Во-вторых, такое ощущение, что Европа одновременно верит в то, что Россия балансирует на грани военного и экономического краха и непременно рухнет, если только Украина продержится еще немного, но при этом Москва настолько могущественна, что Европе следует опасаться буквального вторжения в самом ближайшем будущем. Хотя очевидно, что это заведомо взаимоисключающие вещи. В-третьих, европейцы даже не допускают, что время может быть не на стороне Украины. Только на этой неделе удары российских ракет и беспилотников отключили электроэнергию в Одессе и Сумах на несколько дней, коррупционные скандалы неуклонно подтачивают доверие к Зеленскому, а его армии грозит серьезный кадровый голод.
По сути, европейцы требуют, чтобы мир был таким, каким бы им хотелось, тогда как их коллеги из США принимают его как есть. "Сейчас настало время для мира", — заявил на этой неделе канцлер Мерц. Но из союзников Украины как раз американцы говорят о мирном урегулировании к Рождеству, тогда как Европа отчаянно ищет способы профинансировать военную кампанию Украины еще минимум на два года. Как заметил всё тот же Бисмарк, "политика есть искусство возможного, достижимого; искусство приемлемого". А в том, что касается гарантий безопасности, наилучшее из возможных — это формула, приемлемая не только для Украины, Европы и США, но, в конечном счете, и для Кремля. Всякий, кто с этим не согласен, волен прямо сейчас начать войну с Россией, разгромить Путина и навязать ему свои условия. Ну что, есть желающие?