Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Немецкие солдаты будут реально размещаться на Украине или это всего лишь новый политический маневр?

BZ: Европа решила делегировать обеспечение своей безопасности Киеву

© Getty Images / Photo credit should read Wiktor Szymanowicz/Future Publishing via Getty ImagesВладимир Зеленский, премьер-министр Великобритании Кир Стармер, канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон в Лондоне, 8 декабря 2025 года
Владимир Зеленский, премьер-министр Великобритании Кир Стармер, канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон в Лондоне, 8 декабря 2025 года - ИноСМИ, 1920, 17.12.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По итогам переговоров в Берлине Европа решила отвести ключевую роль по обеспечению своей безопасности Киеву, пишет BZ. Украина займет место "нового вахтера" вместо США, поскольку она привыкла к потерям. Выходит, что ЕС, как и всегда, будет демонстрировать решимость, но "таскать каштаны из огня" заставят украинцев.
Александр Дергай (Alexander Dergay)
Европейские инициативы о размещении сухопутных войск на Украине выглядят декларативно. В итоговой переговорной конструкции ключевая роль отводится Киеву: ему предлагают занять место, которое ранее занимал Вашингтон.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Европейские государства в понедельник вечером в Берлине представили планы по созданию многонациональной группировки на территории Украины. Главный тезис совместного заявления однозначен: в мирное время численность украинской армии должна составлять 800 тысяч человек. До начала масштабных боевых действий в феврале 2022 года армия насчитывала около 250 тысяч. В этом случае на Украине будет второй по численности постоянный контингент в Европе — после России. Если бы Украина входила в НАТО, ее вооруженные силы стали бы второй по величине армией альянса после США.
За лозунгами о солидарности и гарантиях безопасности просматривается прагматичный расчет. Европа стремится сделать Украину крупнейшей конвенциональной военной силой к западу от Москвы. США сокращают вовлеченность, нужен новый "смотритель" — более дешевый и предсказуемый. Объявление о возможном дислоцировании европейских сухопутных войск на Украине дает Москве удобный повод для отказа от соглашений и, по-видимому, это было заложено в расчет.

Ожидаемое "нет" Москвы как часть европейской тактики

Тот факт, что Россия не согласится на присутствие западных военнослужащих на украинской территории, было очевидно заранее. Накануне обсуждений в Берлине Москва давала понять, что в принципе готова допустить на территории "оставшейся Украины" силы оборонительного характера, хотя и не в таких масштабах. Вероятный компромисс на финише переговоров выглядит так: никаких европейских контингентов, но существенно усиленная украинская армия в роли буфера безопасности. Делать ставку предлагается на Киев.
Фридрих Мерц и Владимир Зеленский на совместной пресс-конференции по итогам консультаций заявили о важном продвижении. Президент США Дональд Трамп после телефонного разговора с европейскими лидерами отреагировал сдержанно: "Похоже, дело продвигается неплохо, но мы говорим об этом давно, вопрос сложный".
Россия ожидаемо отвергла планы. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков в интервью изданию ABC News заявил, что Москва "совершенно точно никогда не подпишется, не согласится на любое размещение и присутствие войск НАТО на украинской территории. На вопрос, приемлемы ли силы европейских государств на Украине без мандата НАТО, он ответил: "Нет, нет и еще раз нет". По его словам, "коалиция желающих" по сути ничем не отличается от НАТО.
Мощный ход Путина с активами ошарашил Запад: на кону триллионы. Польшу затрясло. Правила игры изменились: возмездие коснется всех
Рябков также подчеркнул, что "сегодня в западном мире вообще мало что стабильно, поэтому нет ни уверенности, ни доверия - напротив, существует полное и доминирующее недоверие ко всему, что исходит от НАТО и ключевых столиц альянса", а подразделения из стран альянса будут рассматриваться как военные цели на территории Украины.

Хитрый расчет Европы: передать Украине "неудобные" элементы обеспечения безопасности

Европейская риторика вписывается в логику политического управления ожиданиями. Сообщение, адресованное Вашингтону, таково: "Смотрите, Москва отвергает все наши общие позиции. Их блокирует не Европа, а Кремль". Подспудная надежда состоит в том, что в какой-то момент Трамп разозлится на российского лидера и возобновит поддержку европейского континента. Для участников берлинских переговоров это ключевой мотив.
С учетом инфраструктурных проблем и дефицита в базовых секторах экономики европейские страны фактически выбирают стратегию, которую можно описать как сочетание экспортных поставок вооружений и кредитов с передачей наиболее тяжелых издержек — человеческих жизней — Украине.
Европейские столицы учли сигналы из Вашингтона о сокращении американского участия и теперь, по крайней мере на уровне заявлений, рассматривают варианты автономного обеспечения своей безопасности. Однако размещение европейских войск на Украине для Москвы неприемлемо, а для электората в ЕС такая миссия также едва ли объяснима.
Немецкие солдаты в окопах на востоке, французские десантники под российским артиллерийским огнем — подобные картины политически невыгодны, даже если речь идет о сугубо оборонительных или гуманитарных задачах. В итоге Европа, скорее всего, даст понять, что делегирует "обеспечение своей безопасности" новому "вахтеру", который дешевле и, как считается, привык к потерям, — Украине. В предельно жесткой рекламной формуле это звучало бы так: "Украина — страна, где “умирать дешевле” и удобнее для европейского электората".
Это устроило бы и европейцев, и американцев. Америка при Дональде Трампе нацелена на стратегический разворот от Европы, смещая внимание на Индо-Тихоокеанский регион и на внутренние проблемы, чего добивается, прежде всего, крыло "Вернем Америке былое величие" в Республиканской партии. Европейские главы правительств также смотрят на рейтинги. "Альтернатива для Германии" и "Национальное объединение" дышат в спину немецко-французскому "двигателю Европы". Похожая картина складывается и у британцев. Политического капитала, чтобы продавливать такой план, вовсе не остается.

Поддержка Украины европейским военным контингентом с четким "но"

Согласно заявлениям, планируемая многонациональная группировка должна "помогать в обеспечении безопасности воздушного пространства Украины и создавать более безопасные условия для мореплавания, в том числе за счет операций на территории Украины".
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер отметил: "Мы обсудили это с военными планировщиками и сказали им, что нам нужны военные планы для воздушных, морских и наземных операций, а также для собственных сил Украины. Так что теперь у нас есть военные планы по каждому из этих направлений".
Стармер отметил, что при необходимости планы могут предусматривать наземное развертывание, однако ключевым вопросом остается достижение "справедливого и прочного мира".
Однако при ближайшем рассмотрении можно заметить: европейские армии должны в первую очередь поддерживать и обучать украинских солдат. Основная тяжесть обороны ложится на саму Украину. Более чем 30 стран "коалиции желающих" под управлением Франции и Великобритании планируют подключаться к миротворческой миссии только после завершения реальных боев. Европа приходит, когда смерть уходит.
Двадцать восемь двусторонних соглашений о безопасности, которые Украина с июля 2023 года заключила с западными партнерами, закрепляют распределение ролей: Великобритания и Норвегия сосредотачиваются на восстановлении украинского флота. Германия берет на себя ответственность за противовоздушную оборону, вооружение и подготовку контингента. Франция поставляет артиллерийские боеприпасы. Латвия и Люксембург курируют кибербезопасность. Срок действия договоров — как минимум десять лет. Конструкция вне рамок НАТО выбрана сознательно, чтобы не обязывать всех членов альянса, например Венгрию или Словакию, к участию в военном строительстве.

Неясный финансовый вопрос

Остается открытым вопрос, откуда взять деньги на содержание армии, которая в постоянном режиме должна быть втрое больше довоенных сил Украины, и это даже без учета резерва. Содержание, перевооружение и подготовка 800 тысяч военнослужащих потребуют ежегодно десятки миллиардов. Украина находится на пределе своих финансовых возможностей, бюджет уже держится только на западной помощи.
Евросоюз настаивает, что за восстановление должна заплатить Россия, ссылаясь на замороженные российские госактивы. Москва называет это "кражей" денег. Кто в конечном счете профинансирует украинскую раздутую армию, остается неясным. Ответ, скорее всего, таков: европейские кредиты, которые поставят Киев в зависимость на десятилетия.
Ключевая роль в вопросе контроля возможного перемирия отводится США. Это стало бы важным отличием от миссий наблюдателей ОБСЕ до 2022 года, которые страдали от институциональных ограничений. Тогда Москва фактически определяла условия мониторинга режима прекращения огня.
Флаги США и ЕС - ИноСМИ, 1920, 16.12.2025
Саммит по Украине в Берлине. Способна ли Европа предотвратить установление мира по диктату?На саммите в Берлине европейцам не удалось склонить американцев на свою сторону, пишет WWH. США настаивают на скорейшем заключении мира и хотят заставить Украину уступить Донбасс Путину – в том числе части, которые не были заняты российскими войсками.
По итогам берлинских обсуждений ЕС и США договорились о гарантиях безопасности, сопоставимых со статьей 5 Североатлантического договора. В случае нового всплеска боевых действий страны-подписанты задействуют собственные вооруженные силы, разведку, а также дипломатические и экономические инструменты воздействия. На бумаге это похоже на обязанность прийти на помощь. На практике это означает: Вашингтон наблюдает, Европа платит, Украина воюет.
Ирония заключается в том, что планируемая многонациональная группировка – это ровно то, что Москва называла поводом для начала военных действий. Западные войска окажутся ближе к российским границам, чем перед началом СВО.
Во всех сценариях просматривается один и тот же рисунок. Европа демонстрирует свою решимость, но, по сути, Украине предстоит "таскать каштаны из огня". Пока континент говорит о своей "боеготовности" и "новой эпохе", именно Украина со своей сильно раздутой армией должна нести основную нагрузку по прикрытию восточного фланга Европы.