Когда путь корабля к цели по морю оказывается заблокированным, его приходится отправлять к месту назначения по суше. Или, по крайней мере, частично. В 1942 году шесть немецких подводных лодок на специальных тяжеловозах были перевезены из Дрездена в Ингольштадт, путь составил почти 350 км. Это был самый короткий маршрут, по которому можно было соединить Эльбу с Дунаем. Затем их перевезли на транспортных кораблях дальше в Румынию, где они были подготовлены к выходу в Черное море. Одна из этих подлодок после четырехлетних поисков была обнаружена к северо-востоку от Стамбула.
Построенная в 1935-1936 годах подводная лодка U-23 класса IIB, в общем-то, была списана еще в 1940 году и использовалась только для обучения нового экипажа в Балтийском море. Но ранней осенью 1941 года для нее нашлось новое применение.
Вермахт к этому времени практически, как было запланировано, захватил значительные территории на западе СССР. Но из уже окруженной Одессы советский черноморский флот эвакуировал свыше 80 тысяч солдат и гражданских лиц, прежде чем город был взят немецкими и румынскими войсками. Хуже того: штурм также окруженной базы ВМФ Севастополя в Крыму не приносил успеха с середины октября 1941 года, в том числе потому, что защитники города продолжали получать снабжение по морю.
Порт Севастополя действовал и в течение последующих месяцев. Верховное командование вермахта постоянно сообщало об «активном судоходстве», несмотря на интенсивный артиллерийский огонь. Чтобы осложнить задачу немецким артиллеристам, порт покрывали искусственным туманом.
Против транспортных судов у вермахта было хорошее оружие — подводные лодки. Но нейтральная Турция отказала немецкому флоту во входе в Черное море. Тогда появилась идея перебросить шесть подлодок с Балтийского моря через Канал кайзера Вильгельма и Эльбу в Дрезден, а затем по суше в Ингольштадт и далее по Дунаю до Румынии.
Для этих целей была образована 30-я флотилия подводных лодок военно-морского флота. Она отбирала лодки, организовывала транспортировку и вводила их в строй в 1942-43 годы. Поскольку мощные подводные лодки класса VII были задействованы в сражении в Атлантике, командир флотилии адмирал Дёниц отобрал шесть небольших, немного устаревших подводных лодок класса IIB.
Лодки класса IIB были оснащены тремя торпедными аппаратами в носовой части и располагали в общей сложности пятью торпедами. Экипаж состоял из трех офицеров, командира, первого офицера и ведущего инженера, а также 22 рядовых членов экипажа. Такая подлодка могла погружаться на глубину до 120 метров.
30-й флотилии потребовался один год, до середины октября 1942 года, чтобы первая доставленная в Черное море субмарина U-24 была принята на вооружение. К этому моменту вермахт уже захватил во втором сражении за Севастополь советский военный порт. Последняя из шести подводных лодок, обнаруженная сейчас подлодка U-23, была принята на вооружение лишь к началу июня 1943 года.
Шесть подлодок 30-й флотилии в течение двух лет, с осени 1942 года до осени 1944 года, совершили в общей сложности 56 боевых походов. Они затопили девять транспортных судов и два десятка малых советских судов, в основном тягачей или тральщиков. Общий потопленный тоннаж составил, по официальным данным, 45 500 брутто-регистровых тонн.
Затратная операция по доставке в Черном море не оправдала себя. Одна только подлодка U-30 класса VIIA в 1939/40 годах в ходе восьми походов в Северном море и Атлантике потопила почти в два раза больше вражеских судов, чем вся 30-я флотилия. При этом U-30 считалась скорее средней подводной лодкой, не отличавшейся особыми успехами, в отличие от подлодки U-48, которая за восемь боевых походов потопила 52 корабля массой почти 308 тысяч брутто-регистровых тонн.
U-23 провела в общей сложности семь операций в Черном море. При этом были потоплены пять советских военных катеров и грузовой корабль, шедший под румынским флагом. 10 сентября 1944 года старший лейтенант ВМФ Рудольф Арендт провел контролируемое потопление подводной лодки у берегов Турции. Экипаж был полностью интернирован. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции в конце августа у подлодки больше не было порта базирования, а путь в Средиземное море через Босфор был заблокирован. То есть у Арендта и командиров остальных немецких подлодок в Черном море не было выбора.
Согласно данным турецких СМИ, Арендт был проинформирован об обнаружении его подводной лодки. Контр-адмиралу бундесмарине в отставке несколько дней назад исполнилось 96 лет.