Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest (США): санкции против Ирана в области нефти будут выгодны России

© AP Photo / Tolga Bozoglu/Pool Photo via APПрезидент РФ Владимир Путин и президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани
Президент РФ Владимир Путин и президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американские санкции в отношении Тегерана создают стратегические возможности для Москвы, считает эксперт. Время покажет, сможет ли Россия воспользоваться этой возможностью. Но для предотвращения дополнительной конфронтации с Москвой США должны вести с ней переговоры и заключать сделки. Однако, с учетом опыта последних лет, подобный сценарий не выглядит вероятным.

Главной особенностью новой американской санкционной политики против Ирана является ее односторонний характер. На этот раз Вашингтон действует без широкой международной поддержки, которая в первую очередь и заставила Исламскую Республику сесть за стол переговоров для обсуждения Совместного всеобъемлющего плана действия. Хотя эта политика является рискованной, она, тем не менее, может доказать, что односторонний подход администрации Трампа к внешней политике является эффективным. Существует много факторов, способных поставить под сомнение успех подобных санкций. Одним из них является Россия, которая получает выгоду от вводимых санкций, а также обладает средствами и побудительными мотивами для того, чтобы помочь Ирану ослабить давление со стороны Америки.

Наблюдатели уже справедливо отметили, что новые санкции против Ирана выгодны России в двух отношениях. С одной стороны, Россия способна заместить иранскую нефть, заблокированную санкциями, и она заинтересована в этом. Таким образом Москва оказывается среди бенефициаров американской внешней политики и не только с экономической точки зрения. Важные импортеры иранской нефти — Китай, Италия, Франция, Турция и в меньшей степени Южная Корея — тоже являются важными для российской внешней политики. Если эти страны будут покупать больше нефти у России, а не у Ирана, то это, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию их отношений с Москвой по более широкому кругу вопросов.

С другой стороны, торговля с Россией может стать для Ирана одним из наиболее эффективных инструментов, способствующих ослаблению воздействия санкций. Иран может получить необходимые товары — и, возможно, инвестиции — из России в обмен на нефть, которая будет использована в России, и это позволит Москве поставить дополнительные объемы черного золота на экспорт. Значение этого сотрудничества выходит за рамки российско-иранских отношений и даже за рамки конфликта между Исламской Республикой и другими международными игроками. Такое партнерство укрепит идеологические основания российской политики в рамках геополитического соперничества с Соединенными Штатами. Кроме того, оно покажет, что Россия способна помогать другим странам, вовлеченным в конфликт с Вашингтоном.

Следует иметь в виду, что официальные лица в Вашингтоне утверждали об успешности санкций на основании того факта, что другие страны должны решить, кто будет их предпочтительным партнером — Соединенные Штаты или Иран. Теоретически решение представляется простым: какой бы ни была возможная выгода от сотрудничества с Ираном, она не сможет заменить американские рынки, инвестиции, услуги, а также партнерство с американскими компаниями. Даже если каким-то странам не нравится решение Трампа о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий или односторонние действия Вашингтона, у них не будет достаточного количества побудительных мотивов для эскалации конфликта с Соединенными Штатами по поводу Ирана. Самым наглядным примером являются Франция, Германия и другие страны — члены Евросоюза. После шести месяцев разговоров о возможных механизмах продолжения экономического сотрудничества с Ираном никакие действия, никакие меры не были приняты и не были даже разработаны.

Россия находится в совершенно другом положении. Все санкции, которые Соединенные Штаты могли ввести в отношении России без нанесения значительно ущерба мировой экономике, уже введены.

Весьма важно то, что двустороннее экономическое сотрудничество между Соединенными Штатами и Россией слишком ограничено, и поэтому Москва не боится его потерять. Кто-то может сказать, что Соединенные Штаты, по сути, подталкивают Иран к более тесному экономическому сотрудничеству с Россией. Это происходит во время финальной стадии гражданской войны в Сирии, а дискуссии по поводу будущего этой страны показывают, что Москва и Тегеран не всегда находятся в политическом отношении на одной позиции. После возвращения санкций Иран получит значительный стимул для поиска компромисса с Россией.

Более интенсивное экономическое партнерство между Тегераном и Москвой становится испытательной площадкой для идей о том, как противостоять экономическому давлению Соединенных Штатов. Другие страны будут внимательно за этим наблюдать, а некоторых из них, возможно, тоже будут испытывать давление со стороны Америки. Администрация Трампа, действуя весьма рационально, избежала худшего варианта конфронтации за счет вывода из-под действия санкций самых крупных покупателей иранской нефти, и поэтому Вашингтон уже в ближайшее время должен будет решить, что делать с этими исключениями. Если предоставленные изъятия будут расширены, то будут лишены смысла попытки оказать давление на Иран за счет остановки экспорта его нефти. Кроме того, рассматривая вопрос о расширении изъятий, Соединенные Штаты столкнуться с новыми стратегическими дилеммами. Самой значимой из них будут вопрос о том, следует ли использовать подобные изъятия как инструмент давления в рамках эскалирующего противостояния с Китаем. Если в какой-то момент послабления для Китая перестанут действовать, то смогут ли тогда Соединенные Штаты полностью заблокировать иранский экспорт в Китай?

В любом случае, если Китай, не говоря уже о других странах, присоединится к российско-иранскому сотрудничеству, позволяющему Исламской Республике ослабить экономическое давление, мы станем свидетелями серьезных попыток создать международную систему, которая будет представлять собой коллективную защиту от американских санкций. Подобная система может и не сработать, однако она, несомненно, дестабилизирует современные международные отношения.

Тот факт, что Россия однозначно способна снизить эффективность американских санкций против Ирана, позволяет сделать следующий вывод: что бы ни думали о Москве влиятельные политики в Вашингтоне, весьма сложно игнорировать самую большую страну на Земле. Это особенно верно теперь, когда Соединенные Штаты испытывают сложности в отношениях с теми странами, которые традиционно считались их союзниками. Прекрасные отношения с некоторыми из них (Франция, Турция и Саудовская Аравия, если привести в качестве примера лишь некоторых из них) могут помочь введению новых санкций против Ирана даже без сотрудничества с Россией. Однако нынешние отношения Соединенных Штатов с их союзниками далеки от идеальных. Если США будут действовать за пределами широких международных усилий, то им потребуется сотрудничество, по крайней мере, нескольких государств, вовлеченных в конкретный процесс. Что касается Ирана, то Вашингтон вышел из Совместного всеобъемлющего плана действий, и теперь администрация Трампа, вовлеченная в несколько региональных кризисов вокруг Ирана, не находит взаимопонимания с главными игроками, участвующими в реализации Совместного всеобъемлющего плана действий, а это создает возможность для России, для значимого геополитического соперника, предпринять ответные действия, повысив ставки по другим вопросам.

Время покажет, сможет ли Россия до конца воспользоваться предоставленной возможностью. Для Вашингтона дополнительная конфронтация с Москвой — теперь уже по вопросу о санкциях против Ирана — не кажется неизбежной. Но для предотвращения подобной конфронтации Соединенные Штаты должны вести переговоры и заключать сделки с Россией. Однако, с учетом опыта последних нескольких лет, подобный сценарий не выглядит вероятным.

Николай Пахомов является президентом консалтинговой компании The New York Consulting Bureau.