Первая часть
Роза Шанина была миловидна, как котенок, однако она была еще и опасна, как сибирский тигр. Эта 20-летняя девушка привлекала к себе внимание многих в Советском Союзе во время Второй мировой войны — голубые глаза, светлая кожа, светлые волосы с рыжим оттенком. Но вот ее репутация была грозной, заработанной на фронте. Эта снайпер-ас выследила и уничтожила, согласно официально подтвержденным данным, 75 немецких офицеров и солдат, включая 12 вражеских снайперов.
Роза была одной из более чем двух тысяч женщин, получивших снайперскую подготовку. Они ликвидировали тысячи человек из немецких «пайковых списков», вселяя ужас в сердца агрессоров. Другие женщины были еще более опасными и более известными. Например, Людмила Павличенко имеет на своем счету 309 официально подтвержденных убитых немецких солдат и офицеров. Она участвовала в визите доброй воли, организованном союзниками по антигитлеровской коалиции во время войны, и в рамках этого визита встречалась с тогдашним президентом США Франклином Рузвельтом в Белом доме.
Первыми женщинами-снайперами были такие люди, как Нина Петрова, которая работала медсестрой на фронте, хотя до войны она была инструктором по физкультуре и тренировала стрелков. Вначале Советы не хотели ее использовать ее из-за пола и возраста, ей было уже 48 лет. Однако эта медсестра проявила настойчивость, получила снайперскую винтовку, а через некоторое время ей разрешили в свободное время «ходить на охоту». Поскольку список убитых ей немцев постоянно увеличивался, она получила разрешение на большее количество «выходов», а также начала участвовать в подготовке фронтовых снайперов.
Другие подразделения тоже ввели такие курсы, и уже в марте 1942 года в поселке Вешняки рядом с Москвой была организована Центральная школа инструкторов-снайперов. Петрова, Павличенко и другие женщины уже зарекомендовали себя на фронте и продемонстрировали выдержку под огнем противника. Поэтому довольно логичным представляется дальнейшие действия советского Верховного командования — разработка в декабре 1942 года отдельной трехмесячной программы для подготовки женщин-снайперов.
За время войны более тысячи снайперов получили подготовку в семи отдельных классах этой школы, а затем были направлены на фронт.
Прошедшие подготовку по этой программе женщины продолжали удивлять офицеров своей самоотверженностью, решительностью и отличным стрелковым мастерством. В конце мая 1943 года эта программа получила новое название — Центральная женская школа снайперской подготовки, а продолжительность обучения была увеличена с трех до семи месяцев. Спустя месяц эта женская школа была переведена в поселок Амерево в Чечне (так в тексте — прим. перев.), а еще через несколько месяцев она переместилась в подмосковный город Подольск.
Женщины на этих курсах изучали баллистику и маскировку, рассчитывали дистанцию, работали в парах, применяли камуфляж, а также проводили много часов на стрелковом полигоне, тренируя меткость на дистанциях от 200 до 1400 метров. Их учили игнорировать «простых солдат» и фокусировать внимание на офицерах, пулеметчиках и связистах.
Они учились действовать налегке — снайперская винтовка Мосина-Нагана с патронами, лопата и походный набор. Самым важным было то, что им выдавали также две гранаты — одну для немцев, и одну для себя в качестве последнего средства, чтобы не попасть в плен, не быть изнасилованной, не подвергнуться пыткам и не погибнуть от рук врагов. Некоторые женщины в ходе войны предпочитали брать с собой вместо двух гранат трофейный немецкий пистолет, последняя пуля из обоймы которого предназначалась для себя.
Этих женщин учили тому, как важно преследовать и убивать врага с дальней дистанции. Они не участвовали в смертельных массовых наступлениях вместе с мужчинами. А еще они не вели никаких дневников, которые могли бы оказаться полезными для врага в случае пленения.
«Тройка» Розы Шаниной
Большинство женщин-снайперов следовали этим логичным правилам. Однако Роза была верна себе и игнорировала важнейшие директивы относительно дневника и фронтовых наступлений. Ее дневник стал ее «доверенным лицом», как выразился один обозреватель. Ему она доверяла свои самые личные мысли и чувства, даже те, которыми она не делилась с двумя своими самыми близкими своими подругами — Александрой Якимовой и Калерией Петровой. Они были вместе после прохождения подготовки в Подольске и сформировали то, что они называли «тройкой».
Хотя ранний ее военный дневник оказался потерянным для истории, ее второй, более поздний дневник сохранился. В нем содержатся записи обо всех взлетах и падениях в жизни этого 20-летнего снайпера. Иногда она предстает грубоватой молодой женщиной, у которой бывают радостные моменты, но также продолжительные периоды грусти. В своем дневнике Роза признается в том, что она не раз плакала во время конфликтов со своими начальниками. Ее настроение часто менялось, возможно, она страдала от того, что сегодня назвали бы биполярным расстройством.
8 августа 1944 года она по «покинула» свое снайперское подразделение и ушла в самоволку в особой форме — а именно пошла в атаку вместе с остальными мужчинами. Она выполнила задачу — она убивала немцев и даже смогла взять трех пленных, однако была наказана за свои действия. То же самое она повторила через несколько дней и чуть было не заплатила своей жизнью за свою авантюру, когда ее подразделение наткнулось на немецкие танки. Но вновь она осталась в живых и взяла в плен нескольких немцев.
Эти ее действия, а также другие «самовольные» вылазки на линию фронта привели к дальнейшим наказаниям. А также к вспышке гнева с ее стороны, когда политрук отказался разрешить ей участвовать в атаках. Ей необходим был адреналин, и она очень хотела вернуться на линию фронта. «Какая-то сила влечет меня туда, — написала она в своем дневнике. — Скучаю здесь. Некоторые говорят, что я хочу к ребятам, но я же там никого не знаю. Я хочу видеть настоящую войну».
В ходе одной атаки на передовой Роза, как было установлено, убила 54 немца и захватила в плен еще трех. Эти данные не были включены в ее официальный послужной список снайпера, но рассказ об этом попал на первую страницу одного московского журнала. Ее действия заставили советского писателя-пропагандиста Илью Эренбурга «поблагодарить ее 57 раз подряд, тысячи советских людей спасла она».
В конечном счете, она была награждена «Орденом Славы III степени», а также «Орденом Славы» II степени за свою меткую стрельбу. Ее характер и ее поведение способствовали созданию вокруг нее почти мистического статуса, а также появлению новых статей в советской и международной прессе о смертоносном и миловидном снайпере.
Один раз Розе было официально разрешено принять участие в крупном наступлении на фронте. 1 ноября 1944 года она вернулась с линии фронта почти без сил. «Запомнится мне эта война. 4 раза местечко (около Пилькаллена, в Восточной Пруссии) переходило из рук в руки. Я три раза уходила из-под самого носа фашистов. Вообще-то, война на территории врага — дело серьезное», — призналась она.
В начале января 1945 года Роза убедила командующего 1-ым Белорусским фронтом, и он разрешил ей участвовать в наступательной операции в Восточной Пруссии. После этой атаки, 14 января, у нее, судя по всему, возникло предчувствие близкой смерти. Вот что она тогда написала в своем дневнике: «Содержание моего счастья — борьба за счастье других… Если нужно для общего счастья погибнуть, то я готова к этому». Она погибла 27 января, всего за несколько месяцев до своего 21-го дня рождения, а произошло это в жестоком бою в Восточной Пруссии в тот момент, когда она пыталась спасти раненого артиллерийского офицера.
«Может быть, для Розы это хорошо, что она погибла. Как бы она смогла жить после войны? Она убила так много людей», — сказала ее мать.
Продолжение следует…
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 6 Моя бабушка ушла на фронт добровольцем в июле 1941 года. До войны получила знак "Ворошиловский стрелок", несколько раз побеждала на крупных стрелковых соревнованиях, награждалась за это ценными подарками. Попав на Карельский фронт, спасала раненых на передовой, доставляла в госпиталь, была сначала медсестрой, попала в окружение под Петрозаводском, вышла из него. В конце 1942 или 1943 года была отозвана с фронта. О войне почти не рассказывала, на вопрос "сколько убила фрицев" не отвечала. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| -4 Vlad5555, Интересно, а почему отозвана с фронта. Не думал что такое было, вроде как война на всю катушку а людей убирали. Причина наверное серьёзная? 
| 0 alebdun2000, был приказ И.В. Сталина об отзыве учителей с фронта в тыл. Страна заботилась о воспитании и образовании детей несмотря на войну. 
| -1 Vlad5555, у меня дед воевал до 1944, после форсирования Днепра получил переохлаждение почек и был списан, лечился в госпитале, так до конца жизни по урологам ходил. Воевал рядовым, повидал дерьма, видать, такого, что про войну рассказывал только выпивший,сам начинал разговор,когда просили - молчал как рыба, а так - несколько предложений про быт, а дальше слезы и не может рассказывать... Ну люди покалеченные психологически были, мало в войне приятного, че вспоминать это. Так со слов бабушки че-то и знаем про то где он воевал, ей он рассказывал что-то 
| -1 Vlad5555, Бабушке поклон! 
| 0 moskovskiy71, спасибо. Она уже 26 лет как в земле лежит. Вечная память всем, кто защищал нашу Родину. 
| -4 Неужели мы им все простим??? «Может быть, для Розы это хорошо, что она погибла. Как бы она смогла жить после войны? Она убила так много людей», — сказала ее мать. 
| 10 "Она убила так много людей" ... она убивала врагов. этим можно лишь гордиться... Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| -6 Kifer, гордиться выполнением долга? это просто норма... 
| 0 levenkool:), гордиться выполнением долга - это норма. и да - мой коммент был по смыслу ответ на утверждение в статье на мнение матери об убийствах, совершённых дочерью... 
| 0 levenkool:), качественным выполнением долга можно и должно гордиться. 
| -2 Kifer, родители понимающие детей - мифические существа) 
| 0 levenkool:), может быть... хотя тут трудно представить, что мать могла сказать про дочь "хорошо, что она погибла". или опять всё наврали пиндосы?.. 
| 1 Меня в Первую Чеченскую, я служил в Витязе так сука сижу с Винторезом и смотрю на красавицу напротив с СВД понимаю что я до нее не дострелю у СВСН дальность 400 прицельная Она стреляет мне в титановую сферу, спецпатроном видимо бронебойным по касательной патрон уходит в потолок мне чуть башку не оторвало я заверещал как потерпевший группа пришла заколбасила эту шлюху там с здании СВД много не повоюешь бросила пыталась СПС отстреливаться белобрысая пристрелили вотсмотрите сами Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| -1 mellon37, белобрысая - из прибалтов? 
| -1 Каких умных мыслей можно ожидать от пиндоса с германоеврейской фамилией...? 
| 0 Глядя на сегодняшних губошлёпых, сисястых и жопастых молодых женщин и девушек думаю: на что они способны, кроме ...... ? Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 4 Donproper, и это ты ещё к некоторым сегодняшним особям мужского пола не пригляделся, рядом с которыми даже эти бабоньки будут смотреться не последними мужиками...8) 
| -1 Donproper, долгий период мира, обмельчали. Последние поколения рождаются и живут, не имея никаких целей, кроме урожая лайков в инсте, или флагманского смартфона, или поощрения от начальника на работе. Мелочные амбиции заменили высокие идеалы. С другой стороны, я думаю все это слетит, как шелуха, если начнется серьезная заваруха. Гены. Никуда от них не деться. 
| -2 Лично знал одну такую женщину. Веселая, остроумная. Замужем, но детей не имела. О том, что она ветеран Войны, паче того - снайпер с большим послужным списком и боевыми наградами, узнал только после ее смерти. При жизни не услышал от нее о Войне ни полслова. 
| -2 «Содержание моего счастья — борьба за счастье других… Если нужно для общего счастья погибнуть, то я готова к этому» И таких Роз были миллионы, а содержание счастья типичного современного 20 летнего человека только своя собственная задница и её благополучие. 
| 1 спасибо, девушки 
| 1 «Может быть, для Розы это хорошо, что она погибла. Как бы она смогла жить после войны? Она убила так много людей», — сказала ее мать. Не верю ни одному слову. Мать не могла так сказать ни при каких условиях. Мать не может думать, что хорошо, что ее ребенок мертв. К тому же в сознании советских людей, переживших войну, она никак "не убила так много людей", она совершала святое дело - Родину защищала. Просто нельзя же о русской писать как о герое, потому в конце надо все грязью измазать.
Показать новые комментарии (0)Vlad5555
alebdun2000
Vlad5555
Him
moskovskiy71
Vlad5555
acord
Kifer
levenkool:)
Kifer
Кольский лопарь
levenkool:)
Kifer
mellon37
zigor.2016
chukcha1960
Donproper
Mayrus
Enta
Keith Oxoview
Him
tonton.8282
loratchaikina
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)