НАТО стоит на пороге самоопределения. На предстоящем саммите в Лиссабоне главы двадцати восьми государств, входящих в состав Организации Североатлантического альянса должны одобрить новую стратегию своего, окончательно решив, в каком направлении стоит двигаться и вообще стоит ли таким сложным? ставшим столь противоречивым составом, и понять, на какой форме сотрудничества с Россией остановиться.
В связи с этим в газете International Herald Tribune опубликована статья генерального секретаря НАТО Андерса фон Расмуссена «НАТО нужна противоракетная оборона». Несмотря на то, что угроза ракетного нападения редко попадает в поле зрения большинства людей в Европе, Расмуссен приходит к выводу, что альянсу необходима система противоракетной обороны. К этому его приводят попытки ответить на некоторые ключевые фундаментальные вопросы: существует ли действительно угроза, будет ли работать противоракетная оборона и, если да, то насколько эффективно, сколько это стоит и каковы преимущества системы.
А вот аналитик американского аналитического центра Stratfor Марко Папич считает: первостепенная проблема альянса – все же в принятии новой «стратегической концепции» - документа, где будут изложены задачи альянса на ближайшее десятилетие. Он пишет, что в эпоху холодной войны было ясно, какие угрозы окружают альянс, что создавало условия не только для жизнеспособности и необходимости НАТО, но и для его способности противостоять потенциальным разногласиям, возникающим между входящими в него странами. Однако с каждым годом менялся характер противника: с востока угроз не исходило никаких, расширение НАТО с включением в его состав Центральной Европы стало самоцелью, и с появлением каждого нового члена внутри НАТО появлялся очередной национальный интерес, что стало корневой причиной отсутствия решимости и сплоченности союза. Папич подчеркивает, что нахождение актуальной угрозы, способной придать энергичность и, в конце концов, смысл существованию альянса, зашло в тупик, а это заставляет задуматься - а не станет ли ноябрьский саммит в Лиссабоне началом конца НАТО?
На страницах британской газеты Financial Times вышла совместная статья бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт и ее коллеги, бывшего министра иностранных дел России Игоря Иванова, в которой они призывают свои страны к активному сотрудничеству: «Мы должны возобновить наши застопорившиеся переговоры по ядерной тематике». Авторы напоминают, что сенатский комитет США по иностранным делам «проголосовал в поддержку нового договора СНВ, который является важным шагом на пути ограничения ядерных вооружений в Америке и России», и сетуют на то, что обнадеживающему решению помешала политика: препирательства в Сенате и ожидания российской Думой его вердикта могут отложить рассмотрение документа до 2011 года. Такая задержка приведет к откладыванию новых переговоров по ядерной тематике в будущем. Иванов и Олбрайт советуют форсировать усилия и предпринять новые шаги, чтобы прийти к консенсусу по этой весьма деликатной теме.
В европейском сознании укоренилось представление, что «сегодня Москва для экспансии использует не танки и толпы солдат, а экономические и, прежде всего, энергетические инструменты». Чешский еженедельный журнал Respekt рассказывает о книге венгерского политолога Аниты Орбан «Власть, энергия и новый российский империализм», как о первой попытке полностью нарисовать картину стремлений России завладеть энергетикой стран Вышеградской четверки и одновременно разбить общую энергетическую концепцию Европейского Союза. В работе над книгой ей помогали эксперты со всего мира, и результатом трудов стало краткое изложение энергетической стратегии Кремля в отношении стран Восточной и Центральной Европы. Автор материала подчеркивает, что сведения, которые Орбан сопоставила и связала друг с другом, говорят о том, что дела у Москвы идут неплохо, а значит, есть, над чем подумать ее партнерам по газовому и нефтяному бизнесу.
Тем временем на сайте EUobserver.com появилась информация о том, что фирма малоизвестного бельгийского предпринимателя Куна Минне заключит сделку с Туркменией по компримированному природному газу (КПГ), которая может стать ударом как для европейского проекта Nabucco, так и для российского «Южного потока». Сам Минне утверждает, что Россию такой вариант устроит: «Я не получил с российской стороны ни одного знака, который указывал бы на то, что русские будут возражать». Некоторые европейские дипломаты считают Минне российской марионеткой, задача которой - сорвать проект Nabucco, но он это отрицает. Сетевое издание отмечает, что более масштабный, чем планы Минне, проект Евросоюза потенциально мог бы завязать новые политические связи между Туркменией и Западом и ускорить интеграцию Евросоюза с ранее находившимися в российской сфере влияния странами Закавказья, но в отношениях Европы и Туркмении не все благополучно, так как Евросоюз считает это среднеазиатское государство одним из самых репрессивных и коррумпированных в мире, и критикует его руководство за нарушение прав человека.
«Лондон и Москва готовы забыть взаимные обиды», - сообщает Русская служба Би-би-си. Новый глава Министерства иностранных дел Великобритании Уильям Хейг приезжает в Москву с целью способствовать перезагрузке двусторонних отношений, подобной той, которую стремится осуществить администрация Барака Обамы для российско-американских отношений. Официально обеим сторонам давно хочется найти выход из тупиковой ситуации и забыть «проблему Лугового». В Кремле такое желание демонстрируют с помощью не самого обычного жеста – Хейга примет сам Медведев, хотя по протоколу он совершенно не обязан этого делать. Со стороны Британии делаются соответствующие шаги, поскольку в Лондоне все же предпочитают видеть Москву партнером, сообщено по таким приоритетным направлениям, как Афганистан, проблема Ирана, борьба с терроризмом мусульманских радикалов. Для Москвы «размораживание» отношений с Лондоном тоже выгодно по ряду причин, в первую очередь связанных с отмену виз с ЕС – этому процессу долгое время препятствуют на Туманном Альбионе.
Между тем человек, ставший причиной самого громкого дипломатического скандала между Россией и Британией со времен холодной войны, Андрей Луговой, который, если верить Скотланд-Ярду, осуществил одно из самых известных убийств современности, подмешав Александру Литвиненко в чай смертельную дозу радиоактивного полония, заявил, что «никогда не предстанет перед британским судом». Об этом пишет британская газета The Guardian, взявшая у Лугового эксклюзивное интервью. В частности, в материале приводяся слова Лугового о Литвиненко, которого он называет агентом МИ-6, «планировавшим какую-то провокацию против Путина и России, но неосторожно обошедшимся с полонием». Издание замечает, что сейчас Луговой, бывший офицер КГБ, превратившийся в бизнесмена, попал в российский парламент, что дало ему неприкосновенность от уголовного преследования и одновременно указало на поддержку со стороны Владимира Путина.
СМИ продолжают активно следить за визитом губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера в Москву, приехавшего, чтобы подстегнуть бурное развитие технологического сектора в России, и в частности иннограда Сколково, любимого проекта Медведева, сделавшего техническую «модернизацию» основной темой своей президентской программы. Но на самом деле, как пишет газета Christian Science Monitor, Сколково привлекает довольно мало инвестиций, хотя Кремль и говорит, что уже договорился с Siemens, Cisco Systems, Nokia и другими фирмами об их участии в проекте. «Сколково - это пока скорее некая смутная идея, нечто вроде красивой витрины, а не реально действующее предприятие. Вложено много денег налогоплательщиков, а ощутимого результата пока никакого. Хорошо было бы, если бы я ошибался, но было уже столько великих проектов, окончившихся лишь тем, что потрачены огромные деньги, а результатов никаких и не осталось», - приводятся в статье комментарии научных специалистов. Но Шварценеггер смотрит на это с гораздо большим оптимизмом, и издание не исключает, что он поможет придать проекту дополнительный импульс.
«Из Калифорнии с любовью» - с таким заголовком вышел материал в Интернет-издании Russia Profile. В нем говорится о неоднозначном отношении инвесторов к российскому рынку. Так американские инвесторы проявляют к России гораздо больший деловой интерес, нежели к ее соперницам по группе БРИК, и Россия этим явно гордится. Кроме того, Медведев, по мнению издания, должен благодарить Шварценеггера, призвавшего бизнесменов воспользоваться теми уникальными возможностями для ведения бизнеса, которые предоставляет сегодняшняя Россия. Которая, однако, так пока и не избавилась от своей репутации страны с рискованным инвестиционным климатом – и «за одну ночь он не изменится»: надо сделать больше, особенно в таких областях, как экономическая и политическая свобода, а также борьба с коррупцией.
Примечателен также репортаж британской Guardian «Грузия вытесняет русский язык из школ». Газета рассказывает о сознательно насаждаемых перемен в бывшей советской республике, прозападно настроенные руководители которой пытаются сделать стандартным вторым языком Грузии в 21-м веке не русский, а английский. Это можно счесть прагматичной задачей, учитывая, что в мире, подверженном глобализации, где господствует английский язык, а Грузия с ее основанной на инвестициях экономикой ищет себе партнеров в Турции и Евросоюзе. Но она еще и отлично вписывается в проводимую президентом Михаилом Саакашвили политику отдаления кавказской страны от российской орбиты. Сейчас Грузия стоит во главе движения за уход русского языка с территории бывшего Советского Союза. Но русский язык, признают журналисты, продолжает выполнять функции языка межнационального общения почти на всей территории бывшей империи: от западной Молдавии до Казахстана и Таджикистана, в некогда советской Средней Азии. Да и критики ставят под сомнение разумность решения о выдавливании русского языка на периферию, указывая на то, что качество преподавания английского в Грузии и прочих независимых постсоветских государствах зачастую бывает очень скверным. А в грузинских университетах с печалью вспоминает ушедшие времена и поколения, воспитанные на Пушкине, Толстом и Достоевском.