Британский журналист Томас де Ваал делает прогноз 2011 год касательно российской внутренней политики: он утверждает, что властный тандем начнет распадаться. При этом он уточняет, что, если что-то подобное случится, то не потому, что этого хотят премьер-министр Путин и президент Медведев: они друг другу по-прежнему явно нужны. Обстоятельства заставляют их разойтись. На страницах аналитического американского журнала The National Interest он пишет, что по мере приближения назначенных на март 2012 года президентских выборов опять проявляются извечные факторы российской политики. Российские лидеры никогда не бывают полностью автономны. Вокруг каждого из них существует огромная сеть клиентов, и в данный момент аппаратчики ведут «подковерную войну». Дистанция между двумя лидерами будет расти и из-за того, что российская «стабильность» никогда не бывает такой стабильной, как выглядит. Пакт, который Путин десять лет назад заключил с избирателями, теряет силу. Простые россияне выражают недовольство по целому ряду вопросов.
На сайте газеты The Washington Post московский корреспондент Кэти Лэлли рассказывает о фильме, снятом американским режиссером Кэтрин Коллинз. Она назвала свой фильм «Власть» - это не только перевод английского слова power, но и то, как русские называют своих руководителей, это слово имеет агрессивный и слегка зловещий оттенок. Документальный фильм, который уже был показан на нескольких кинофестивалях, начинается с событий октября 2003 года, когда убогие агенты спецслужб захватили Ходорковского в его частном самолете и посадили в белый микроавтобус темной сибирской ночью. Хотя Коллинз и использует случай Ходорковского в качестве каркаса для своего фильма, на самом деле он – о меняющейся России, об искажении юридической системы теми, кто стоит у власти, и об ущербе гражданам – и всему государству, замечает автор. Коллинз, по ее словам, сделала свой фильм как заявление против безразличия: «Власть цинична и опасна, а мы ведем дела с Россией так, как будто бы ничего этого не происходит».
Дмитрий Медведев оказался совершенно неспособным остановить пародию на правосудие над лишившимся всего главой ЮКОСа. Когда Медведев сделал критический намек в адрес Путина за то, что тот заранее заявил о вине Ходорковского, выглядело это жалко, сокрушается журналист Мари Мандра в Le Monde. Однако даже после нового приговора и срока фигура Ходорковского все равно вызывает беспокойство. Иностранные правительства, которые высказывали сомнения относительно справедливости процесса, попросили «не вмешиваться» в работу российской фемиды. Кроме того, было отмечено давления на правозащитников, в том числе атаки на сайт khodorkovsky.com. Как знать, замечает автор материала, не превратят ли его однажды эти нападки в героя российской истории? Таково противоречие путинской власти. Эта боязнь противника может означать, что российское руководство не так уж уверено в собственной системе: ее дефекты и ограничения известны ему лучше чем кому бы то ни было.
Тем временем писатель «Акунин разработал план по Ходорковскому», передает российское бюро Радио «Свобода». Программа борьбы за свободу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, предложенная писателем, содержит четыре пункта. Согласно первому пункту следует «выражать свое возмущение всеми доступными средствами, ибо возмущение – уже форма сопротивления». Согласно второму пункту, необходимо открыть сайт, посвященный неправедным судьям. Третье, на что обращает внимание известный писатель, – необходимость собирать подписи граждан. И здесь писатель вспоминает об обращении к президенту с просьбой о помиловании Светланы Бахминой, под которым в интернете подписалось более 100 тысяч человек. В поддержку Ходорковского и Лебедева пока собрано около 35 тысяч подписей. И, наконец, согласно четвертому пункту плана Акунина, деятели культуры должны обратиться к президенту.
Итальянское издание L'Unita опубликовало статью депутата Европарламента Пино Арлакки, где он высказывает свои представления о том, какова российская «криминальная элита». Эта элита, наиболее близкая к клану друзей Ельцина, - это Коза Ностра: та же жестокость, та же политическая наглость. Главой клана был Борис Березовский, способный утром заказать убийство, а вечером пойти ужинать с Соросом, пишет политик. В связи с этим он замечает, что тот, кто считает Ходорковского мучеником свободы, сам является жертвой скандальной дезинформации. Эта журналистско-политическая вавилонская башня лжи вводит всех в заблуждение. Арлакки утверждает, что Ходорковский относится к разряду наиболее опасных мафиози, который вместо того, чтобы раскаяться, вернуть награбленное, спрятанное в фискальном раю, и попросить прощения у своих жертв, финансирует кампании, направленные на формирование общественного мнения, которые достигли сюрреалистического размаха. Ходорковского уже ставят в один ряд с Сахаровым, Ганди, а скоро начнут сравнивать с Иисусом Христом.
СМИ продолжают обсуждать ситуацию в Белоруссии, сложившуюся после президентских выборов.
Политолог, член немецкого фонда Маршалла Йорг Форбриг в материале для издания The New York Times советует ЕС порвать с Белоруссией, но приютить белорусов. Он пишет, что политика ЕС в отношении Белоруссии разорвана в клочья. Два года контактов с режимом Лукашенко, прямое сотрудничество в рамках программы «Восточное партнерство» и мягкий нажим, направленный на обеспечение хоть какой-то деятельности демократов в стране – все это закончилось крахом 19 декабря, когда милиция жестко применила репрессивные действия. Эксперт указывает на то, что демократия в Белоруссии находится в состоянии гуманитарной катастрофы. И отмечает, что во всех вопросах отношения между Европейским Союзом и Белоруссией должны быть заморожены. Все проекты, такие как планы углубления сотрудничества, участие в программе восточноевропейского партнерства, предоставление кредитов и экономической помощи со стороны европейских организаций должны быть приостановлены вплоть до освобождения задержанных минским режимом. Кроме того необходимо ввести новые или вернуть прежние запреты. Но одновременно Европейский Союз должен принять в свои объятия простых белорусов.
На деловом портале Белоруссии AFN находим материал «Королевство кривых зеркал», в котором Белоруссия предстает с искаженной системой координат: окружающая Белоруссию политическая реальность старательно извращается и строится новый миф по принципу «все хорошо, а будет еще лучше». На самом деле все далеко не просто, пишет автора материала. 31 декабря А. Лукашенко был вынужден признать, что в стране политический раскол и фактически в одних границах живут две Белоруссии – «большинства» и «меньшинства». Белорусский президент, отметив, что меньшинство имеет право на существование и исповедование собственных, отличных от официальных, политических идей, тем не менее, умолчал, что наиболее активные представители данного «меньшинства» сейчас находятся в тюрьмах и им грозят суды. Расколотая страна и неоднозначная международную реакция на начало нового президентского срока создают совершенно особую политическую ситуацию для белорусского президента, подталкивая его к противоречивой политике. Проблема Лукашенко, по мнению автора, заключается в том, что после 19 декабря у него практически не осталось свободы маневра. Он буквально зажат в щель между Евросоюзом и Россией и его действия в одном направлении не просто тут же вызывают ответную реакцию на противоположной стороне политического «каньона», но и зачастую угрожают политическим «обвалом».
Между тем атмосфера в Белоруссии остается по-прежнему напряженной. Об этом пишет британская газета The Independent. Членам белорусской оппозиции угрожают. Это вызывает у них воспоминания об обращении с «врагами народа» в годы правления Сталина. Детей тех родителей, которые находились в лагерях ГУЛАГа, часто отправляли в приюты для сирот. «Даже в худших кошмарах я не могла предположить, что такое возможно», - сказала бабушка одного их протестующих. Белорусские спецслужбы, до сих пор носящие советское название КГБ, по всей стране вызывают на допросы тех, кто имеет хоть какое-то отношение к оппозиции.
Некоторые плохие идеи в области национальной безопасности никак не хотят отступать. Одна из худших, обсуждаемая уже лет двадцать: мысль о том, что следует предложить России членство в блоке НАТО. Это идея, время для которой никогда не настанет. Такого мнения придерживается главный редактор американской газеты The Washington Times. По его уверениям, если бы Россия стала членом НАТО, это полностью выхолостило бы самую суть организации. Можно было бы ожидать, что Россия станет чинить препятствия везде, где только это возможно, интересам США, как это ныне происходит в Организации Объединенных Наций и в других межнациональных организациях. Основным интересом для России в составе НАТО стало бы установления контроля над блоком, его развал и вытеснение из его состава Соединенных Штатов Америки. Восточно-европейские страны-члены НАТО отнеслись бы к включению Москвы в состав блока как к предательству. А поскольку сотрудничество с Россией возможно и вне рамок НАТО, например, в предоставлении линий снабжения войск Международным силам содействия безопасности в Афганистане, польза от введения Москвы под крышу НАТО сводится к нулю, уверен журналист.