Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор зарубежных СМИ, 11 февраля 2011 года

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чего ждать от египетских военных, которых подставил Мубарак; как изменится геополитика Ближнего Востока после «тахрирской» революции; какие две главные проблемы преследуют экономики квази-капиталистических стран СНГ; почему лидеры Европы заявляют о провале мультикультурализма; а также – стал ли Северный Кавказ жертвой исламизации. Об этом – в сегодняшнем обзоре мировых СМИ.

Мубарак, видимо, на самом деле не понимает происходящего, пишет арабский журналист  Абигейл Хауслонер в статье «Из-за притворства Мубарака Египет оказался на опасном перепутье» в журнале Time. Имея в виду выступление президента перед народом, в котором он отказался сложить полномочия. Речь разгневала толпу. Теперь главный вопрос в том, с кем будет армия. Мубарак огорошил военных, как и всех остальных, нанеся им удар исподтишка, полагает автор. Так что и армия оказалась на перепутье. Выступить на стороне Мубарака и открыть огонь по разъяренной толпе? Или дать народной власти возможность вытолкать президента из власти? Или устроить переворот?

Аналитик Рева Бхалла на сайте Stratfor объясняет текущую ситуацию в Египте и рассказывает, какого развития событий он ожидает. Он соглашается, что теперь дело зависит от элиты вооруженных сил – смогут ли они вмешаться и заставить Мубарака уйти, чтобы предотвратить очень опасную ситуацию на улицах. Если они собираются это сделать, сейчас самое время. В Египте идут очень сложные и тяжелые переговоры. Предметом переговоров являются не только звания и посты. В них также завязано очень много денег, на кону стоит много активов, под ударом – множество политических карьер, – и все это привело ко множеству запутанных сигналов и посланий, которыми стороны обменивались весь день, отмечает он. Несмотря на все это, военным придется принять очень сложное решение.


В результате событий в Египте влияние Западного сообщества в арабском мире усилится, так как у Запада здесь созрел влиятельный партнер – средний класс и интеллигенция с либеральными, причем, с праволиберальными взглядами. Так считает автор армянского издания Иратес de facto, следящий за революцией в этом регионе. Он пытается предсказать, к каким изменениям в геополитике арабском мире и вообще на данном пространстве приведет египетские волнения. Турция и Иран в равной мере окажутся изолированными в арабском мире, Россия станет просто интересным экономическим партнером, Китай предстанет перед большими преградами.  После завершения этого этапа революций главной головной болью Запада станет Саудовская Аравия, которая, в какой-то мере, окажется без прежних рычагов влияния на арабские страны, и внутри страны возникнут новые проблемы, такие же, как и в арабских монархиях Персидского залива, полагает журналист

На бумаге Россию легко перепутать с любым другим развивающимся рынком: валюта растет, Центробанк ожидает притока капиталов и стране грозит огромная инфляция. Однако, замечается в статье The Wall Street Journal, все здесь не совсем то, чем кажется. Взять, например, инфляцию. Как и большинство развивающихся рынков, Россия борется с ростом цен - фактически, последние два десятка лет инфляция была, вероятно, ее главной головной болью. Однако здесь и кроется подвох. В отличие от Китая и Бразилии, рост цен в которых порождается перегревом экономики, в России проблемы с инфляцией в последнее время связаны с одним фактором – продовольствием. Точнее говоря, с засухой библейских масштабов, уничтожившей прошлым летом треть российского урожая зерновых и до сих пор продолжающей подталкивать цены вверх. Это не та инфляция, на которой положительно сказывается рост процентных ставок, и Центробанк действительно весьма осторожно ужесточает валютную политику. Банк России, пишет автор, как и большинство местных фермеров, предполагает, что настолько плохой урожай бывает лишь раз в несколько лет, и рассчитывает, что инфляция рассосется с первыми зелеными весенними ростками.

По поводу экономических перспектив стран БРИК рассуждает и заведующий аналитическим отделом мексиканской посреднической компании по приобретению ценных бумаг Родольфо Кампусано Месса. В мексиканском издании El Economista он пишет, что главное опасение мировых инвесторов заключается в том, что доход от финансовых активов в странах БРИК ниже, чем на рынках промышленно-развитых стран. В развивающихся странах, стремительный экономический рост Китая и перспектива потребления в странах с большим числом жителей (Индия, Россия, Бразилия, страны южной Азии, Австралия) удерживают высокие цены на основные товары, что обусловливает высокие темпы роста. Поведение финансовых рынков в данных районах до настоящего времени логически вытекало из данной ситуации. Сейчас финансовые ресурсы, поступающие в эти страны, привели к перегреву их экономик. В большинстве случаев наблюдается инфляция.

Развал Советского Союза и хаотично-мафиозная реализация в некоторых местах квази-капиталистической системы не смогли отменить в образовавшихся странах СНГ две вещи: коррупцию и неэффективность. Этой темы касаются авторы австрийской газеты WirtschaftsBlatt. О коррупции не писали только ленивые – с этим все понятно. Второй крупный недостаток – неэффективность – имеет два источника: государственное влияние и отсутствие мотивации, особенно в сырьевой сфере. В качестве примера специалисты часто приводят нефтегазового гиганта Газпром. Пока он используется Москвой как политическое оружие – а доходы из-за высоких цен на сырье продолжают расти, -  имеется мало оснований для более четкой организации работы этого концерна. Предполагаемым лучом надежды на горизонте для России может стать запланированное на июль этого года вступление в ВТО, уверены авторы.

Теперь и Николя Саркози признал, что политика мультикультурализма провалилась, передает французское информагентство AFP. Данное заявление прозвучало вслед за аналогичными высказываниями канцлера Германии Ангелы Меркель и британского премьера Дэвида Кэмерона на фоне жарких споров в Европе по поводу этого вопроса. Отвечая на вопросы французов, президент Франции коснулся непосредственно ислама. Спор о месте этой религии в обществе приобретает во Франции все большее значение, учитывая, что в стране проживают 5-6 миллионов мусульман. «Наши соотечественники, исповедующие ислам, должны иметь возможность жить и практиковать религию как и все другие наши сограждане», принадлежащие другим конфессиям, «но речь должна идти лишь о французском исламе, а не исламе во Франции. Мы не хотим, чтобы во Франции устраивали показательные уличные молитвы», - цитируют его журналисты.

Об этом же, в частности, говорит и Вацлав Клаус, рассматривая «Принципиальные долгосрочные проблема Европы». Главный источник зла автор видит в победе, казалось бы, дружественной и даже слишком комфортной, чрезмерно патерналистской и из-за этого непродуктивной европейской экономической и социальной системы, называемой «социально-рыночная экономика» - рассуждает он на страницах чешского издания Neviditelny pes. Она со своими слишком щедрыми социальными пособиями принципиально снизила мотивацию к работе, привела к сокращению рабочего дня и трудоспособного возраста, продлила сроки обучения и снизила количество предложений по работе. Это привело к возникновению самых разных проблемных мест и дефицитов, что вызвало масштабную иммиграцию. Иммиграцию к тому же оправдывали с помощью очень проблематичной доктрины мультикультурализма. 

В передовой французской газете Le Monde Матье Межеван утверждает, что Северный Кавказ стал жертвой исламизации. Конфликт российских вооруженных сил с чеченскими боевиками начался отнюдь не вчера. Но религиозная составляющая никогда не имела такого веса, которым обладает сегодня - речь шла прежде всего о народно-освободительной войне. Появление иностранных проповедников в период между двумя войнами, на которое наложились зверства со стороны российских федеральных сил, подняли градус радикальных настроений в части сопротивления. В результате после второй войны исламистские тона проступили гораздо ярче, напоминает автор. Риторика о глобализации джихада, международная борьба с неверными и требования о создании исламистского эмирата появились только после смерти бывшего президента Чечни Аслана Масхадова и лидера сепаратистов Шамиля Басаева. Как следствие, радикальный и жестокий исламизм утвердился в регионе лишь с приходом Доку Умарова. И теперь борьба нацелена в большей степени не на независимость Чечни, а на создание основанного на жестком и непримиримом исламе религиозного государства, в которое должны войти все регионы Северного Кавказа.