Полковник Каддафи, весьма своеобразно расставляя заглавные буквы, написал еще одно удивительное личное письмо президенту Обаме, призвав его прекратить натовские авиаудары. В нем, адресованном «Нашему дорогому сыну, Его Превосходительству Бараку Хусейну Абу Умаме», ливийский лидер снова назвал повстанцев «бандой «Аль-Каиды»». Он также припомнил неоднократные заявления Обамы о том, что «Америка не несет ответственности за безопасность других народов», пишет Дэвид Киркпатрик из газеты The New York Times. Он отмечает, что журналисты, работающие на удерживаемой повстанцами территории, не нашли почти никаких признаков активности «Аль-Каиды» и других радикальных исламистских группировок. Обама, который после своей инаугурации получил от ливийского лидера по меньшей мере три полных отеческой любви послания, отвечать не стал.
У мятежников, которым сейчас приходится сдерживать контрнаступление войск Каддафи, больше нет уверенности в том, что НАТО стоит на их стороне. В их рядах все чаще раздаются голоса с критикой снижения активности союзников и сокращения числа воздушных ударов. Забудьте про эйфорию, которая воцарилась в лагере ливийских мятежников, когда президент Франции всеми средствами проталкивал среди союзников инициативу по военному вмешательству в Ливии. Сегодня ее место заняло непонимание или, что еще хуже, отчаяние, отмечают журналисты. В чем причина такой перемены настроения, задаются вопросом они.
Тем временем ливийские блогеры выражают недовольство действиями НАТО и позицией Турции, читаем в материале на сайте издания Le Monde. Сообщение в Facebook в группе Libyan Revolution Feb 17 от 3 апреля: «НАТО и ООН, по-видимому, совершенно забыли о Злитене, Налуте, Кикле и Мисурате, однако речь идет о 100 000 человек!». Дело в том, объясняют блогеры, Что Турция не дает хода НАТО, а НАТО не дает хода революционным силам, запрещая им использовать свои самолеты и артиллерию. Как следствие, Каддафи практически ничего не сдерживает. Турция по-тихому препятствует реализации статей резолюции 1973 и различными способами тормозит процесс, чтобы выиграть время для полковника Каддафи и добиться фактического прекращения огня, рассчитывая таким образом создать настолько безнадежные условия, что под ее началом будет подписано мирное соглашение. Такой шаг позволит ей сохранить в силе все предварительно подписанные договоры между турецким правительством и режимом Каддафи. «Турция – это страна, которая сильнее других запачкалась в крови ливийцев и покрыла себя позором», - пишут ливийцы.
Дэниэл Ларисон на страницах аналитического журнала The American Conservative обращает внимание на то, что старший редактор другого журнала The National Interest, профессор в области национальной безопасности Военно-морского колледжа США Николас Гвоздев привел оригинальный аргумент по поводу того, что Ливийская война значит для будущего НАТО: «Однако для НАТО это может стать своего рода Тильзитом. Как Наполеон Бонапарт заключил в 1807 году договор с Александром, прекративший продвижение Франции на восток и позволивший Парижу сфокусироваться на южных направлениях империи, так и ливийская операция может стать для альянса первым шагом к фактическому отказу от восточной экспансии. В рамках этой концепции можно сделать вывод о том, что стабилизация Балтийского бассейна завершена: Европа достигла своих естественных границ на Висле и на западном побережье Черного моря, и настало время взглянуть на юг». Он также отмечает, что, поступая так, НАТО фактически признала бы, что режим статус-кво, установившийся на пограничных территориях между Европой и Россией после того, как при президенте Викторе Януковиче Украина стала претендовать на «нейтральный статус» и искать сбалансированных отношений с Москвой и Западом, склонен сохраниться. Лирисон анализирует эту точку зрения и делает свои выводы.
Наемник из Белоруссии рассказал о том, что ему платили 1900 фунтов стерлингов в месяц за помощь силам полковника Муаммара Каддафи в борьбе с мятежниками, и заявил, что то же самое в Ливии делали еще «несколько сотен» его соотечественников. Об этом – в статье Эндрю Осборна, опубликованной в издании The Telegraph.
Ян Бреммер, президент Eurasia Grouр, измерил революционную волну на Ближнем Востоке. На портале проекта Project Syndicate вышла его статья, в которой он рассуждает, как далеко может распространиться пламя революций. Угрозы для более богатых государств Персидского залива, в частности, преувеличенны, уверен он. В самой Саудовской Аравии, где король Абдулла недавно обещал больше стимулирующих расходов более чем на 130 млрд долларов США, немногочисленные демонстрации в Саудовской Аравии состоят практически из шиитского меньшинства, которое вызывает мало сочувствия у большинства суннитов. Президент Сирии Башар аль-Асад имеет больше внутренней поддержки, чем предполагают недавние сообщения в СМИ о беспорядках на юге страны. За пределами Ливии, где жестокий тупик может продолжаться в течение некоторого времени, борющиеся режимы Северной Африки также выкарабкаются. Протесты в Марокко не уменьшили широкой народной поддержки короля Мухаммеда. В Алжире демонстрации потеряли импульс. Арабская весна перевернула предположения о народном терпении в регионе. Началась новая глава. Но мы никогда не должны переоценивать способности новых правительства решать старые проблемы ‑ или недооценивать изобретательность и жестокость старых режимов, заключает Бреммер.
Россия переживает новую волну эмиграции, читаем на сайте чешском Denik.cz. Причина, предполагают авторы, в экономической и политической неопределенности в стране перед президентскими выборами в следующем году. В материале приводятся комментарии Дмитрия Орешкина из оппозиционной «Новой газеты», который насчитал уже шестую волну эмиграции с 1917 года, когда от большевиков сбежали 2 миллиона человек. Следующие сотни тысяч последовали после окончания либеральной политики в 20-е годы, во время Второй мировой войны или в эпоху Леонида Брежнева при переселении евреев в Израиль. После падения коммунизма пришла очередь эмиграции за лучшей жизнью. «А теперь мы имеем дело с людьми, которые в 90-е годы из-за молодости и образцового оптимизма поверили, что действительно пришла свобода, и Россия станет нормальной страной. Десятилетие Путина их отрезвило. У тебя нет шансов, если у тебя нет папы в КГБ и ты не в Газпроме», - говорит политолог. Но по сравнению с прошлым, он видит принципиальную разницу: эти русские могли бы вернуться, если и в России начнут действовать нормальные правила для всех и откроются возможности для реализации.
Между тем во Франции не перестает быть актуальной проблема миграции. Так после того, как итальянское правительство выдало нескольким сотням нелегальных мигрантов (из Туниса, Ливии) разрешения на временное проживание, в Министерстве внутренних дел Франции выпустили инструкции для того, чтобы ограничить последствия их появления во Франции. Через итальянский остров Лампедуза уже прошло по меньшей мере 22 000 человек, сообщает Le Figaro. «Большого наплыва не будет», - заявил один из префектов, который на самом деле не слишком верит в свои слова. Остается понять, сколько еще продлится эта игра в кошки-мышки между Францией и Италией, отмечается в статье газеты.
Уже восемь лет цена на нефть и экономика в России растут вместе, рука об руку, как родные сестры. Но это время заканчивается. Однако Кортни Уивер из издания The Financial Times указывает на тот факт, что Министерство экономического развития России повысило свой прогноз цен на нефть на 2011 год на 30%, с 81 до 105 долларов за баррель, в то время как прогноз по ВВП по-прежнему составляет 4,2%. В чем же дело, спрашивает журналист. По мнению экономистов и аналитиков, дело в предвыборных расходах на социальный сектор, который отодвигает российские нефтяной и газовый секторы на второй план. С президентскими выборами 2012 года не за горами правительство хочет подстраховаться и направить изрядную долю доходов от продажи нефти на социальные программы и свой электорат.
А вот Куба объявила о намерении начать разведочное бурение в Мексиканском заливе у своих берегов уже этим летом. Первую скважину совместно пробурят испанские и и норвежские компании, пишет Forbes. Американское экономическое эмбарго против Кубы явно потерпело фиаско, а теперь, когда холодная война закончилась, его сохранение только подталкивает Кубу в объятия Венесуэлы и Уго Чавеса, поставляющего на остров 100 000 баррелей дешевой нефти в день, замечает автор материала. По его мнению, настало время отменить это эмбарго или, по крайней мере, его смягчить, чтобы американские нефтяные компании и буровые подрядчики могли побороться за участие в проектах на кубинском шельфе.
Черчилль когда-то говорил, что пытаться понять русские политические игры – все равно что наблюдать за схваткой собак под ковром. «В последнее время самые высокопоставленные российские псы от политики практически порвали ковер на клочки и теперь неприкрыто хватают друг друга за пятки»,- пишет Нил Бакли в статье «Кремлевские альфа-псы в борьбе за рейтинги» в очередном номере The Financial Times. Учитывая, что от Путина ожидают выбора кандидата на президентский пост и того, что он останется первым лицом государства, какой бы пост он не занимал, учитывая все это, становится менее очевидно, о чем на самом деле эти собачьи бои. В этом же материале автор затрагивает еще один момент, связанный с российской властью. Один известный представитель интеллигенции, замечает он, отражая мнение россиян всех классов, соглашается, что дикая коррупция, которая сейчас доходит уже до уровня «клептократии», является центральной проблемой. Высокие доходы от продажи природных ресурсов еще могут протащить текущих лидеров через следующие выборы и купить им поддержку еще на какое-то время. Но в течение пяти-шести лет, по его словам, «перемены должны наступить. И если они не последуют с верхов, то поднимутся с низов».