Затягивать или не затягивать, вот в чем вопрос. Британская ливийская война вступает в свою наиболее опасную фазу. Гуманитарная необходимость снова в полном разгаре, заболачивая средства массовой информации и сбивая с толку стратегию ежедневными рассказами об ужасах с фронта. Миссия, сбившаяся с пути с самого начала, движется туда, куда подобные миссии двигаются всегда – к еще более углубленному вмешательству. Почему этого никто не видит? Этим вопросом задается Саймон Дженкинс из The Guardian.
Кэмерон написал на прошлой неделе, что он бомбил Ливию, чтобы убедиться, что «следующую главу своей истории будет писать именно ливийский народ». Так почему же тогда писать ее пытается он? При всех дурацких разговорах о равных условиях, Британия помогает продлить агонию гражданской войны в другой стране, пишет журналист.
Тем временем демонстрации, которые продолжаются в Сирии, несмотря заявление президента Башара Асада о готовности провести ряд реформ, свидетельствуют о том, что нынешний режим находится на пороге краха, считает эксперт по Ближнему Востоку Chatham House Надим Шенади. Его мнение приводит в своем материале сотрудник агентства Trend News Agency. По словам Шенади, если президент Асад не выполнит требования демонстрантов и не уйдет в отставку, повторение ливийский событий в Сирии станет неизбежным. Эксперт считает, что, в отличие от ливийской оппозиции, оппозиция в Сирии сильнее и активнее и имеет четкий план действий, чтобы добиться отставки президента.
Зачем Европа бомбит Ливию? Почему вдруг «умные» европейские бомбы посыпались градом с небес, помогая кучке представителей разных племен, замеченных в поддержке Аль-Каиды? Неужели это гуманитарная миссия, которую европейцы выполняют по зову сердца и из высоких побуждений? Ответить пытается Роберт Морли в статье издания The Trumpet. Он замечает, что есть более правдоподобные причины. В частности, Америка погрязла в рецессии. Европа утонула в экономическом хаосе. Япония никак не оправится от мощного землетрясения. Но несмотря на замедление темпов роста самых передовых экономик мира, цены на нефть неумолимо идут вверх.
Между тем секретные меморандумы разоблачили связь между нефтяными компаниями и вторжением в Ирак. Британские правительственные документы подтверждают, что планы по эксплуатации иракских нефтяных резервов обсуждались министрами британского кабинета и крупнейшими нефтяными компаниями мира за год до того, как Британия взяла на себя ведущую роль во вторжении в Ирак. За пять месяцев до вторжения, баронесса Саймонс, бывшая в то время министром торговли, рассказала BP, что, по мнению правительства, британские энергокомпании должны получить часть огромных нефтегазовых резервов Ирака в качестве награды за готовность Тони Блэра поддержать американские планы по смене режима в стране военными силами. Об этом – в статье Пола Бигнела из The Independent.
Как пишет Уильям Молдин из издания The Wall Street Journal, авторитарный лидер Белоруссии Александр Лукашенко ослабил некоторые из введенных им финансовых ограничений, позволив курсу белорусского рубля колебаться более свободно - но только для банков и корпораций, а не для частных лиц. От также отмечает в статье, что на фоне страхов перед инфляцией и падением курса рубля некоторые белорусы начали запасаться ключевыми товарами - такими как сахар, растительное масло или даже жетоны минского метро. В ответ власти ограничили количество жетонов, которое можно купить за один раз. Лукашенко, возможно, сумеет благодаря девальвации национальной валюты и прочим мерам, которые он называет реформами, получить кредиты на сумму в 3 миллиарда долларов от России и других союзников, что предотвратит дефолт или финансовую катастрофу. Однако имидж Белоруссии как «острова мира и стабильности», который создавала его администрация, в любом случае пострадает, и его репутация внутри страны начнет портиться подобно его репутации за границей, заключает автор.
А Казахстан, чтобы избежать резкой и односторонней девальвации, призвал Россию и Белоруссию к координации валютной политики этих трех стран, ранее объединившихся в Таможенный союз. Предполагается, что все участники Таможенного союза будут координировать свои фискальные программы, чтобы избежать развития ситуации по примеру Европы, чтобы не возникало несоответствий между принятыми в государстве финансовыми программами и разными подходами к расходованию средств в странах валютного союза, сообщает Bloomberg.
Куба закладывает основы для нового лидера. Об этом читаем в опубликованной сегодня в газете The New York Times статье Рэндала Арчиболда. Он обратил внимание на то, что Гавана произвела самые значительные изменения в своем руководстве с момента революции 1959 года, впервые назначив человека не по фамилии Кастро на второй по важности пост в компартии и, вполне возможно, заложив основы для передачи власти преемнику. Реакция на улицах была приглушенной, что вызвано либо непониманием того, как будут осуществляться перемены, либо опасениями открыто разговаривать с незнакомцами в стране, которая не терпит инакомыслия, замечает автор. Документ, который партийные делегаты якобы обсуждали в течение четырех дней, не был опубликован. Кубинцы могли узнать хоть что-то о его содержании и о принятых решениях лишь из вечерних новостей, когда передавали репортажи о работе съезда.
Al Jazeera также передает о том, что 20 лет спустя после исчезновения Советского Союза коммунистическая партия Кубы, наконец, отказывается от экономики советского типа. Следуя примеру Китая и Вьетнама, президент Рауль Кастро анонсировал крупные реформы, позволяющие обычным гражданам не только держать мелкие фирмы, но и управлять нормальным бизнесом.
В 2012 году президентские выборы пройдут в двух десятках стран, в том числе в США, России, Индии, Франции и Мексике, тогда как Китай тоже ожидает смена лидера. Это не считая непредвиденные перемены в руководстве стран, яркие примеры которых мы уже видели за последние несколько месяцев. На первый взгляд, это затрагивает лишь незначительное меньшинство из 200 государств нашей планеты, однако на самом деле речь идет не о каких то там заштатных странах, а о демографических, гигантах, крупнейших странах Европейского Союза, а также ряде африканских государств. Об этом пишет Грегуар Флеро на сайте издания Slate.fr. Так что год грядущий нам готовит? Прогнозирует автор материала.
Российский президент Медведев раскачивает лодку. Он все активнее критикует наследие премьер-министра Путина, призывая изменить способ управления российской экономикой и – что необычно - прибегая к публичным упрекам, пишет Кэлвин Гарнер на страницах аналитического журнала International Affairs Review. Хотя раньше действия Медведева смотрелись бы как объявление политической войны, обстоятельства в России изменились, и поведение президента выглядит для Путина не такой уж плохой новостью. Фактически, Путину следовало бы быть ему признательным: критика со стороны Медведева – это как раз то, что ему нужно, чтобы в ближайшем будущем его власть не столкнулась с серьезными вызовами, уверен автор.