L'Espresso: Буржуазия против Путина
Евгений имеет диплом о высшем образовании по экономике, говорит по-английски и работает финансовым консультантом в одной российской энергетической компании. Имеет облик западного человека, ему 35 лет, он живет один, снимает квартиру площадью 50 квадратных метров на старом Арбате, ездит на черной машине модели Nissan Qashqai и не расстается со своим iPad. Десятого декабря этого года он тоже был на Болотной площади среди пока что аморфной толпы участников «белой революции», названной так по цвету ленточек. Этот цвет был выбран в знак мирного протеста почти в противовес красной Октябрьской революции 1917 года, сопровождавшейся насилием. Он — один из 50 тысяч человек, неожиданно вышедших из подполья российского общества, чтобы опротестовать фальсификации на выборах в Думу 4 декабря. Как и многие другие, он в первый раз участвовал в акциях протеста.
The New York Times: Освобожденный из тюрьмы российский блогер становится движущей силой антикремлевского движения
Многие из тех, что присоединились к протестам - это профессионалы, представляющие средний класс, которые говорят, что до последнего времени не были политически активными. Но руководство протестующих состоит из представителей целого ряда различных групп, включая коммунистов, националистов, социал-демократов, по-западному мыслящих либералов, религиозных групп и некоторых маргинальных объединений. Хотя эти группы смогли найти общую платформу и объединиться на основе протестов против выборов и требования правительственных реформ, их лидеры часто оказываются вовлечены во внутреннюю борьбу. На этой неделе они продемонстрировали наличие противоречий после публикации записей телефонных переговоров, на которых Борис Немцов, давний руководитель движения «Солидарность» и ветеран протестного движения, называл своих товарищей «сволочами» и «полоумными». Он также осмеял протестующих представителей среднего класса, многие из которых впервые присоединились к акциям оппозиции в этом месяце, назвав их «хомячками» и «испуганными пингвинами». Следственный комитет при прокуратуре объявил в среду, что он начнет расследование по вопросу о том, стала ли публикация записей разговоров нарушением российского законодательства. Г-н Навальный уделил внимание этим трещинам в отношениях между руководителями оппозиции в своем блоге, попытавшись минимизировать их.
Sueddeutsche Zeitung: Тест вместо протеста
Расчет прост, но до этого еще нужно было додуматься: тот, кто пишет тест по математике, не может одновременно участвовать в демонстрации. Российским чиновникам пришла в голову весьма креативная идея относительно того, каким образом свести к минимуму масштаб антиправительственных акций оппозиции. Теперь это уравнение предстоит проверить, и сделать это можно будет в субботу на этой неделе. В Москве на проспекте Сахарова будет проведена очередная крупная демонстрация за справедливые выборы, а в это время ученики московских школ с девятого по одиннадцатый класс будут вынуждены сдавать важный экзамен. В срочном порядке школьные экзамены были назначены и на 10 декабря – как раз на тот день, когда в российской столице состоялась крупнейшая за последние 20 лет демонстрация протеста. Тогда проверке подверглись знания русского языка. Задание номер пять, например, состояло в том, что ученики должны были найти небольшую грамматическую ошибку в следующем предложении: «О том, что «Единая Россия» победит, у меня нет ни малейшего сомнения».
El Pais: Наконец-то хорошие новости из России
Но самым удивительным было участие в акциях протеста такого количества молодежи. В своем большинстве они не читают газет и не смотрят телевидения, либо потому что не доверяют, либо потому что им скучно. Их источниками информации являются интернет, Facebook и Twitter. Именно они, да еще короткие связь с помощью мобильных телефонов стали главными средствами организации протестных выступлений. То, как поведут себя эти молодые люди, а также те, кто к ним еще присоединятся по призыву известных блоггеров или просто друзей и знакомых, может иметь очень важные последствия для ближайшего будущего страны.
Le Monde: Блогер, эколог, коммунист – молодая гвардия новой оппозиции
Кто такой Алексей Навальный? Новый Ленин? Могильщик путинского режима? Будучи неутомимым борцом, этот 35-летний юрист, прежде всего, стал известен благодаря своему блогу, насчитывающему 51 тысячу читателей. Алексей Навальный – «политическая сенсация последних двух лет», заявляет Константин Воронцов, только что написавший о нем книгу.
Что же подвигло эту талантливую предпринимательницу, типичную представительницу среднего класса на то, чтобы пожертвовать своей комфортной жизнью ради участия в акциях протеста и отсидок в «обезьянниках»? «В оппозиционерку меня превратили те, кто нами правят (…) Раньше я красила ногти и ехала в офис. Гражданская позиция появилась у меня поздно – в 30 лет», - объясняет она.
Этот скромный бритоголовый молодой человек трудится рука об руку со своей женой Анастасией, являющейся по совместительству его пресс-секретарем. Молодые люди не пропускают ни одной акции протеста. Аресты следуют один за другим. «Лишь за 2011 год он арестовывался 30 раз и провел 90 дней за решеткой», - объясняет его адвокат Николай Колосов.
The Wall Street Journal: Российский парламент начинает работу на фоне протестов
Прокремлевские депутаты и общепризнанные критики Кремля, выступавшие с пылкими речами на недавних демонстрациях, заняли свои места в зале заседаний, в то время как ОМОН арестовывал возле здания парламента 26 манифестантов, пытавшихся развернуть транспарант с требованием прекратить работу Думы. Возобновление работы парламента после декабрьских выборов, которые были отмечены многочисленными заявлениями о подтасовках, стало неудачей для оппозиции в ее соперничестве с Кремлем, твердо вознамерившимся вернуться к обычной работе, хотя он сегодня и признает на словах некоторые требования протестующих.
Delfi.lt: Возможна ли в России оранжевая революция?
Сейчас охранители всех мастей в России вещают — главное не допустить оранжевой революции и ливийского сценария в РФ. Не совсем понятно, почему эти события ставят рядом. Что такого страшного случилось в Украине во время оранжевой революции? Тогда не погиб ни один человек. Фальсифицированные выборы были отменены и народ смог сделать свой реальный выбор. Даже только ради этого стоило ее совершить. Да, надо признать, руководители революции не смогли воспользоваться ее плодами и провести в Украине необходимые либеральные реформы, но это уже другая история. Нельзя забывать и о важнейшем достижении оранжевой революции — реальной свободе слова. Как не пытается Янукович уничтожить независимую прессу, до конца ему это сделать не удается и вряд ли уже когда-нибудь удастся. Зато провести успешные реформы удалось в Грузии. Главное — дать стране шанс.
BBCRussian.com: Медведев предостерегает от «манипуляции гражданами»
Медведев сказал, что он «уважает критику» в связи с прошедшими парламентскими выборами и пообещал «восстановить законность, там где она нарушена». «Право людей выражать свое мнение законными способами гарантировано, но попытки манипулировать гражданами России, вводить их в заблуждение, разжигать в обществе социальную рознь неприемлемы. Мы не дадим провокаторам и экстремистам втянуть общество в свои авантюры. Мы не допустим и вмешательства извне в наши внутренние дела», – заявил Медведев в самом начале выступления.
The Financial Times: Протесты не должны пугать инвесторов
Тем не менее, неопределенность, вероятно, все равно будет отпугивать инвесторов от России, по крайней мере, до президентских выборов – пусть даже российские активы будут выглядеть дешевле обычного. Индекс РТС снизился на 35 % по сравнению со своим апрельским пиком. Это означает крайне низкий коэффициент цена/прибыль за последний год – всего 4,7. Только за период после парламентских выборов РТС упал на 10%. Опасность заключается в том, что перемены в России могут отпугнуть инвесторов на еще более долгий срок. Проблема связана с наиболее вероятной реакцией Кремля. Безусловно, все может обернуться совсем иначе. Участники протестов – крайне неоднородная группа, в которую входят, в том числе, ультранационалисты, и левые. Однако есть среди них, по-видимому, и многочисленные россияне из среднего класса, просто стремящиеся обеспечить безопасность своих доходов и получить больше возможностей распоряжаться собственным будущем, – в точности как долгое время, скорее с уверенностью, чем с надеждой, предсказывали многие комментаторы.