В пятницу российский премьер Владимир Путин символичным нажатием на кнопку запустил насосы терминала в Усть-Луге, которые начали отгрузку нефти на танкер «Невский проспект». Ночью танкер должен отправиться в Роттердам, открывая этим первым рейсом новый маршрут экспорта российского черного золота на Запад. Может сложиться ощущение дежавю: полгода назад Путин символичным «кликом» мышки запустил насосы неподалеку от Санкт-Петербурга, начав этим наполнение газопровода «Северный поток» голубым топливом, которое должно было пойти по дну Балтийского моря прямо на немецкий берег, минуя традиционные маршруты экспорта российского газа через Центральную Европу.
Запущенный Путиным в пятницу терминал Усть-Луга имеет аналогичное значение. Это конечная точка нефтепровода БТС-2 (Балтийская трубопроводная система-2), который идет от границы с Белоруссией к берегу Финского залива.
Государственный концерн «Транснефть», монопольно управляющий экспортными нефтепроводами, уложил 1000 км этого трубопровода в рекордно короткие сроки – всего за два года. Инвестиция была начата в середине 2009 года, когда в мире бушевал финансовый кризис, сильно ударивший и по России. Но «Транснефть» не скупилась на траты и вложила в БТС-2 около 4 млрд долларов. Зачем?
Нефтеперерабатывающие предприятия в Центральной Европе производят топливо в основном из российской нефти, которая до настоящего времени поступала им по трубопроводу «Дружба», построенному в эпоху холодной войны. Российские нефтяные компании также пользовались «Дружбой» для экспортного транзита нефти через территорию государств бывшего Восточного блока.
Читайте также: Россия нефть и кое-что ещё...
Многие российские эксперты не сомневались, что дело здесь было не в экономических выгодах. «Политические мотивы строительства БТС-2 заметны невооруженным глазом», - писал влиятельный еженедельник Smart Money. Руководство компании не скрывает, каковы были цели данной инвестиции: в своем вчерашнем заявлении «Транснефть» подчеркивает геополитическое значение нового нефтепровода и терминала в Усть-луге. Он позволит «диверсифицировать маршруты экспорта российской нефти и снизить транзитные риски при ее транспортировке на зарубежные рынки».
Геополитическое значение нового трубопровода более образно описал в конце 2010 года в своем интервью вице-президент «Транснефти» Михаил Арустамов: «БТС-2 - это, как атомная бомба, - средство сдерживания, гарантия от политического шантажа», - заявил он. На вопрос, вернет ли себе Россия благодаря этой инвестиции утраченную в результате распада СССР полную экспортную независимость, он сказал: «С учетом недалекой перспективы запуска порта в Усть-Луге мы уже никак не будем зависеть от стран, по которым проходят трубопроводы, ведущие в чужие порты. Портовые мощности будем использовать только свои, даже принимая во внимание прогнозируемый прирост отечественной нефтедобычи».
Запуск нового трубопровода первой почувствует на себе Польша.
Конец транзита через Гданьск
Чтобы обеспечить работу терминала в Усть-Луге российским концернам придется изменить маршруты экспорта нефти. Они откажутся от транзита через нефтепорт в польском Гданьске.
Также по теме: "Транснефть" предупреждает
«С начала года мы загрузили российской транзитной нефтью только два танкера и ожидаем, что будет еще один. Транзит прекращается», - сообщил нам глава компании «Нефтепорт» Дариуш Коберецкий (Dariusz Kobierecki). Гданьскому терминалу пришлось пережить шок уже в середине прошлого года, когда российские нефтяники прекратили перегружать в Гданьске нефть, поступающую на экспорт из Казахстана. Этим кружным путем часть казахской нефти шла на рынки всего мира, включая Китай. В польской государственной трубопроводной компании PERN, которая управляет польским отрезком нефтепровода «Дружба» и является одним из основных акционеров гданьского «Нефтепорта», нам тогда заявили, что транзит был приостановлен, поскольку в России возрос спрос на нефть, а часть сырья из Казахстана, которое шло раньше в Польшу, российские концерны стали направлять в Китай напрямую.
Падение объема транзита ударило по компании «Нефтепорт», причем гданьский терминал имеет стратегическое значение для НПЗ в Польше и восточной Германии. В случае проблем с поступлением российской нефти по трубопроводу он призван обеспечить доставку нефти, поставляемой танкерами, на польские и на два немецких нефтеперерабатывающих предприятия.
Однако глава «Нефтепорта» спокойно смотрит в будущее своей компании. «Транзит уменьшился, но мы ожидаем, что объем импорта нефти танкерами на польские предприятия увеличится», - сказал Коберецкий. По неофициальной информации, во втором квартале текущего года от 20 до 30 процентов нефти, которую польские НПЗ получали раньше по трубопроводу, будет приходить морским путем. Нефтепорт связан с НПЗ компании Lotos в Гданьске, а также посредством т.н. поморского трубопровода с НПЗ компании Orlen в Плоцке (Płock).
«PERN не получил официальной информации, что поставки по нефтепроводу "Дружба" будут во втором квартале прекращены», - сообщил нам пресс-секретарь этой компании Роман Гуральский (Roman Góralski). Однако он подтвердил, что по «поступающим сообщениям» в этот период объем поставок нефти по трубопроводу может оказаться меньше, чем планировалось.
Читайте также: Украина предложила Белоруссии заработать на транзите нефти. Что скажет Россия?
Как нам удалось выяснить, речь идет о поставках для Orlen. «Мы знаем график экспорта российской нефти на второй квартал, из него следует, что часть поставок будет осуществляться морским путем», - сообщила нам представитель пресс-службы этой компании Беата Карпиньска (Beata Karpińska). «С точки зрения PKN Orlen значения это не имеет, т.к. в контрактах прописано, что использование альтернативного способа поставки не будет влиять на цену нефти».
«Данное положение касается только текущих контрактов Orlen, и нет никаких гарантий, что он будет сохранен и в следующих», - сказал нам источник из нефтяной области, пожелавший сохранить анонимность.
А у Orlen уже есть негативный опыт с поставками российской нефти по трубопроводу. Когда в 2006 году польский концерн купил литовский нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяй, на российском нефтепроводе внезапно случилась авария. Его удалось отремонтировать только в такой степени, чтобы возобновить поставки в Белоруссию, но до Литвы нефть доходить перестала. Так что Мажейкяйскому НПЗ пришлось покупать сырье танкерами. Звучат мнения, что это обходится дороже, чем покупка нефти, поступающей по нефтепроводу, однако Orlen эти сведения официально не подтверждает.
Польша и Германия: общая проблема?
Российские планы ограничения экспорта по нефтепроводу «Дружба» обеспокоили также Берлин, поскольку по этой трубе через польскую территорию российская нефть идет на НПЗ в городах Шведт (Schwedt) и Лойна (Leuna). В середине прошлого года после совместного заседания правительств Польши и Германии в программу совместных действий двух стран был внесен пункт о сотрудничестве, направленном на «сохранение регулярного и покрывающего текущие потребности снабжения польских и немецких нефтеперерабатывающих предприятий российской нефтью по прежним транспортным маршрутам», т.е. по нефтепроводу «Дружба». Конкретные детали не разглашаются, не слышно новостей и о проекте строительства трубопровода из немецкого порта Вильгельмсхафен в Шведт, который предлагала Польша. Это позволило бы в аварийных ситуациях обеспечить польские предприятия сырьем со всего мира, которое поступало бы транзитом через Германию.
Также по теме: Польша и Россия наперегонки ухаживают за Германией
Зато в топливной отрасли появились слухи о планах расширения существующего нефтепровода из Шведт в терминал порта Росток (Rostock) на Балтике. Если эта инвестиция будет осуществлена, этот нефтеперерабатывающий завод не будет зависеть от транзита российской нефти через Польшу и сможет поставлять ее из России по морю.
Тогда от транзита через польскую территорию останется зависимым только НПЗ в Лойне. Но уже месяц назад вице-президент «Транснефти» Михаил Барков заявил, что его компания вела переговоры с Германией и Чехией о строительстве нефтепровода, соединяющего Лойну с чешской трубопроводной системой. Строительство этой трубы длиной в 300 км обошлось бы в 3 млрд евро и позволило бы пересылать в обоих направлениях до 16 млн тонн нефти в год.
Читайте также: Эмбарго Евросоюза повышает цены на нефть
Если эти планы будут претворены в жизнь, российские нефтяники смогут «шантажировать трубами» нефтеперерабатывающие предприятия всей Центральной Европы. Можно будет, например, перекрыть вентиль на транзитных нефтепроводах, идущих через Украину, и посылать нефть в чешские, словацкие и венгерские НПЗ кружным путем через Польшу. Точно также можно будет перекрыть вентиль польским компаниям, не нарушая этим поставки в Германию и к нашим южным соседям.
Это лишь мрачные сценарии, однако запуск Владимиром Путиным БТС-2 положил для нефтеперерабатывающих предприятий Центральной Европы начало эпохи повышенного риска.