Говорят, не стоит возвращаться к прошлому, а в случае с «Чужим» (Alien), почему бы вообще это делать? Оригинал производства 1979 года - что необычно для культового кино - в свои дни стал массовым хитом, и с течением времени его привлекательность не только не ослабла, но и укрепилась - что редкость для научно-фантастического фильма, потому что ничего не устаревает так скоро, как наши представления о будущем. В отличие от шедевра 1982 года «Бегущий по лезвию» (Blade Runner), свой фильм «Чужой» режиссер-перфекционист Ридли Скотт (Ridley Scott) почти не трогал, выпустив лишь слегка покромсанную режиссерскую версию фильма. Что в его случае говорит о том, что он серьезно ограничил себя.
Разумеется, к миру «Чужого» возвращались: сначала Джеймс Кэмерон (James Cameron) со своей лентой 1986 года «Чужие» (Aliens) - не просто отличным сиквелом, но и одним из величайших боевиков в принципе. Хотя после этого имело место снижение прибылей и даже такие провидцы как Дэвид Финчер (David Fincher) и Жан-Пьер Жене (Jean-Pierre Jeunet), снявшие третью и четвертую части, не смогли вдохнуть жизнь во франшизу. Не очень-то помогло и то, что первой попыткой перезагрузки стал фильм 2004 года «Чужие против хищника» (Alien Vs Predator), в котором «идеальный организм» Скотта боролся с монстрами с дредами на голове из фильма категории Б «Хищник» (Predator) , снятого с Шварценеггером в 1987 году.
Так что когда Скотт заявил о своем желании вернуться в мир «Чужого» - с дорогостоящей 3D-картиной «Прометей» (Prometheus), которая, по утверждению автора, не будет приквелом как таковым, хотя все, даже его команда и съемочная группа, считают фильм приквелом, - удивления было ровно столько же, сколько и ажиотажа. Зачем снова возвращаться к этой теме? Даже соавтор сценария Дэймон Линделоф (Damon Lindelof) - умный, самокритичный художник комиксов из Нью-Джерси, выступавший одним из главных авторов сюжета «Остаться в живых» (Lost), - не находит ответа на этот вопрос.
Читайте также: Франшиза «Люди в черном»
«По моим ощущениям, он полагает, что "Чужой" и "Бегущий по лезвию" принесли ему громадное чувство удовлетворения - такого удовлетворения, что ему больше не было необходимости снимать научную фантастику», - осторожно говорит Линделоф. «Если он сделает это еще раз, это должно быть иным, особенным. Но за последние десять лет что-то произошло, в особенности с "Чужим". Какой-то зуд, который ему захотелось расчесать».
Зуд не от того, что в сценарии изначального фильма финал остался открытым. А также - не забываем, что сильнейшей стороной фильмов была сногсшибательная героиня Рипли, сыгранная Сигурни Уивер (Sigourney Weaver) - не из желания возродить этот культовый персонаж. Нет, он идет из кадра, появляющегося в начале фильма, когда экипаж «Ностромо» поднимается на заброшенный грузовой корабль.
«Ридли всегда говорил, что у него большой интерес вызывал заброшенный корабль и командир, который им командовал», - говорит Линделоф. - Это всегда сидело у него в мозгу и никуда не девалось. Так что когда выпал шанс, он не смог ему воспротивиться. Я бы не сказал, что он особенно тонкий, эмоциональный человек, но в разговоре с ним я был поражен тем, как сильно он хотел говорить о том, про что будет "Прометей" и чего хотят его персонажи. А они хотят совсем иного, чем в первоначальном "Чужом" - где герои хотели просто остаться в живых».
Когда люди Скотта позвали его участвовать в написании сценария, Линделоф только-только распрощался с сериалом «Остаться в живых». В течение нескольких часов первый черновик сверхсекретного сценария был доставлен к нему домой - Линделоф прочитал его, пока курьер ждал снаружи.
Также по теме: 35 лет «Звездным войнам» - как Time освещал кинофеномен
«Это был очень хороший сценарий Джона Спэйтса (Jon Spaihts), - вспоминает он. - По сути, то, что сделал Джон, было стопроцентным сиквелом "Чужого" - в том смысле, что там были все те вещи, которые ожидаешь увидеть в фильме про Чужого - начиная от лицехватов, грудоломов и заканчивая яйцами. Но были там и оригинальные идеи. Я сказал Ридли вот что: "Я не думаю, что фильму нужны все эти лицехваты и грудоломы, которых публика будет ожидать. Я думаю, что оригинальных идей будет довольно для того, чтобы вдохновить весь фильм"».
Эти другие идеи, намек на которые содержится в названии ленты, - отсылка к буквальной мифологии внутри мира Чужих. «То, что я могу сказать, - аккуратно говорит он, - по сути не идет вразрез с тем, что мы видели в рекламных роликах и трейлере». Идея в том, что через 60 лет в будущем два блестящих ученых раскопают свидетельства прилета на Землю чужих, включая знаки на острове Скай, которые приглашают человечество посетить далекую звездную систему.
«Каким-то образом, - говорит Линделоф, - они убеждают остальных в том, что приключение того стоит, и отправляются в космос, чтобы найти ответы на самые важные вопросы из всех, которые у нас возникали с момента возникновения разумной мысли. Типа - кто я? Кто меня создал? В чем цель моей жизни? С этого все начинается. А в хорошей фантастике и даже мифологии, герои, пытающиеся перейти черту, которую не следует переходить, зачастую расплачиваются очень суровыми последствиями».
Читайте также: Церемония «Оскара» - ностальгическое путешествие
Звучит достаточно метафизично для фильма, который выходит на рынок, захваченный «Мстителями» (Avengers Assemble) и «Морским боем» (Battleship). Тяжело ли было продать его студии? «Это будет звучать так, словно я неприкрыто подлизываюсь, но я был удивлен и впечатлен Fox, - говорит он. - Не оспаривали ли они наши идеи? Разумеется, оспаривали. Но никогда не в стиле - "мы не хотим, чтобы вы это делали". Это выглядело скорее как - "помогите нам здесь разобраться". Так что я ни разу не получал замечаний или недовольства тем, что фильм очень тяжелый или что мы углубились в сферы, слишком сложные для ленты, которая должна стать хитом летнего проката».
Работая над «Остаться в живых», Линделоф усвоил жесткий урок: когда ожидания поклонников слишком высоки, падать будет тоже очень больно. «Я всегда за высокие ожидания, но это палка о двух концах. Для "Прометея" есть лишь два возможных исхода. Он либо оправдает ожидания публики, которые очень высоки, либо не дотянет. Здесь абсолютно нет опции "люди приходят в кинотеатр, смотрят фильм и думают - вау, это намного лучше, чем я думал!" Выход фильма дает публике обещание, так что зритель имеет право на ожидания. Определенно, если бы я не был занят в этом проекте, а я помню время, когда я еще им не занимался, уровень моих ожиданий был бы тоже очень высоким».
Будучи большим поклонником научной фантастики и фильмов про Чужих, Линделоф признает, что иногда сохранять объективность было достаточно сложно. «По сути, я делал фанфик и получал за это деньги, - говорит он. - Я бы делал это и бесплатно, если бы не получил такую должность. Вырасти на этом фильме и вдруг быть приглашенным поиграть в этой песочнице - такого я не мог себе вообразить даже в самых смелых фантазиях. Я никогда не мог даже подумать, что буду сидеть в одной комнате с Ридли Скоттом, не говоря уж о совместной работе с ним. Так что, скажу вам прямо из эпицентра этого невероятно сюрреалистичного сценария, я словно постоянно выхожу из своего тела, смотрю вниз и думаю - ты прямо сейчас общаешься с Ридли Скоттом и он слушает то, что ты говоришь! Он смеется, думает, что ты идиот. Но слушает!»
Также по теме: Гарроне вновь завоевывает Канны
И, тем не менее, после такого количества раздутых и глупых историй успеха, захочет ли зритель смотреть заумный блокбастер? «Я уповаю на то, что это работает на двух уровнях. Во-первых, я надеюсь, что он развлекательный. Я надеюсь, что людям он сможет понравиться, будут это ужасы, треволнения или местами даже юмор. Все это замечательно. Но я также рассчитываю, что когда фильм подойдет к концу, им будет о чем поговорить. В голливудском кинопроизводстве наметилась тенденция выводить какого-то героя, который выходит и все объясняет. Я такого не хотел, мне не нравится так делать».
Он смеется - вероятно, подумав о загадочном (ужасном) финале «Лоста». «Хотя люди думают, что я задаю слишком много вопросов и даю недостаточно ответов, я гораздо больше верю в воображение и ум зрителей, чем в свои собственные - они придумывают вещи безгранично более интересные. Именно поэтому люди по-прежнему обсуждают "Бегущего по лезвию" - спустя 30 лет после выхода этой картины - потому что некоторые вещи остались непонятны. И это клево».
Будет ли это единичный фильм? Конец серии? Очевидно, нет. «Мы все время говорили - почему "Прометей" не является прямым приквелом "Чужого"? Да потому что если к "Прометею" будет сиквел - а, если Бог даст, кому-то фильм понравится, он будет снят - это будет не "Чужой". Если вы сразу после нашей картины посмотрите "Чужого", вы увидите его в контексте, который ранее для вас не существовал, но он никоим образом не изменит историю "Чужого". "Прометей" должен выстрелить в своем новом дерзком направлении, и, я надеюсь, именно это он и сделает».
«Ридли, - в конечном итоге говорит Линделоф, - определенно хочет еще». В этот раз, однако, это будет зависеть не от звезд, или зуда, а от кассы, которую сделает «Прометей». И тридцати лет на это не понадобится.