Наиболее резонансной темой в польской прессе стало рассекречивание Национальным архивом США комплекса документов, имеющих отношение к катынскому делу. Rzeczpospolita (11.09) обозначила наиболее острый вопрос, с которым еще предстоит поработать историкам, приступившим к изучению новых материалов: с какого года и в каком объеме американское руководство знало о деталях этого преступления и каким образом применяло данные знания в международных отношениях.
Dziennik Polski (12.09), подчеркивая символическое значение данного шага и важность обнародованных документов, цитирует польских историков, которые убеждены в том, что полную картину произошедшего в 1940-м году смогут дать лишь источники, остающиеся в России. Эксперты также обращают внимание, что из-за недоступности российских архивов остается невозможным расследование других преступлений данного исторического периода, совершенных советским режимом в отношении поляков.
Публикация «Комсомольской правды», посвященная содержащимся в американских документах некоторым новым фактам о катынском преступлении встретила резкую критику со стороны Gazeta Wyborcza (12.09). Использующиеся российской газетой подтасовки и предвзятая интерпретация событий, адресованы россиянам, отрицающим сталинские преступления, и идут вразрез с официальной позицией России, еще в 1990-е годы признавшей ответственность СССР за Катынь, пишет издание.
В преддверии 73-ей годовщины входа советских войск на территорию Польши Gazeta Polska (11.09.) заинтересовалась судьбой памятников Красной армии в польских городах и селах. Совершив поездку по восточным регионам страны, автор публикации с негодованием отметил, что подобные «реликты порабощения» не только не исчезают с карты, но реставрируются и даже продолжают возводиться в наши дни.
Вторит данной позиции Rzeczpospolita (13.09), размышляя о памятнике советско-польскому братству по оружию, который руководство польской столицы планирует вернуть в отреставрированном виде на его прежнее место в варшавском районе Прага после временного демонтажа. Описывая масштаб преступлений НКВД, разворачивавшихся в послевоенные годы в Варшаве, автор статьи называет возмутительным существование в польском общественном пространстве подобных монументов советским «душителям и оккупантам».
Сходный пласт проблем поднимает в интервью газете Nasz Dziennik (11.09) экс-министр иностранных дел Эстонии Тривими Веллисте, который обрисовал продолжающийся в его стране планомерный процесс декоммунизации и избавления от символов советской эпохи (расцениваемой как период оккупации враждебным государством), упомянув об агрессивном характере нынешней политики Москвы в отношении Таллина.
С эмоциональным призывом к западным политикам и журналистам обратить внимание на сужение сферы гражданских свобод в России обратилась Rzeczpospolita (14.09), называющая безмолвие мировых элит по этому вопросу моральным преступлением и исторической ошибкой. В доказательство тезиса о том, что Запад обязан вынести ясную критическую оценку нынешнему российскому режиму, в статье рассказывается о принятых Госдумой законах о массовых собраниях, НКО и регулировании интернет-пространства, резонансных судебных процессах последних лет, а также о жестких разгонах органами правопорядка оппозиционных митингов в Москве.
Планируемое увеличение Россией военного бюджета вызвало отклик издания Polska (16.09), которое приводит мнения экспертов, полагающих, что Москва стремится поддержать свой имидж влиятельной мировой державы на фоне США и Китая, а также - посредством закупки вооружений у западных стран - сохранить те сферы влияния, которые в настоящий момент постепенно утрачивает компания Газпром.
Журнал Nowa Europa Wschodnia (13.09) напечатал интервью с известным польским путешественником и репортером Я.Хуго-Бадером. Рассказывая о своих поездках на Колыму и без прикрас изображая жизнь и работу жителей отдаленных уголков России, журналист с сожалением отмечает небрежение россиянами собственной историей, приводящее, в частности, к забвению трагического и поучительного лагерного прошлого региона.