28 января прошло совещание японского парламента, после чего начались дебаты о планах правительства Абэ. Прошел месяц после прихода партии Абэ к власти в Японии, и сам премьер Синдзо Абэ, выделяющийся своей независимостью, в частности - в вопросе установки курса на инфляцию для Банка Японии, уже успел проявить свою жесткую правую позицию по признанию исторических фактов. В каком же свете видят в США действия правительства Абэ? Мы обратились с этим вопросом к писателю Акихико Рейдзей, который давно интересуется американским обществом и политиками.
Как воспринимают американские политики правительство Абэ?
«Я думаю, что власти США в целом испытывают «сложности в понимании» правительства Абэ. И это не просто переживания по поводу крена вправо. Если оглянуться назад в прошлое, можно увидеть примеры Рейгана и Накасонэ, Буша и Коидзуми, когда отношения между Японией и США были очень тесными, несмотря на то, что эти японские премьер-министры принадлежали к правым партиям. Оба премьера твердо стояли на необходимости военного союза между Японией и США, но причина их успешного построения хороших отношений с США заключается не только в этом. Дело в том, что правительства обеих стран разделяли общую систему взглядов».
Читайте также: Япония и США - кто кого использует?
«Могу сказать, что это в особенности относиться к экономической политике. Правительство Накасонэ провело административную реформу и приватизацию государственных предприятий, но это на все сто совпало с направлением, по которому шла Америка, страдая от дефицита бюджета, небольшим ответвлением политики, проводимой республиканцами. Правительство Коидзуми проводило политику ослабления контроля со стороны государства, но и на это американские политики и бизнесмены откликнулись пониманием, находя такие меры рациональными. На фоне тесных дружеских отношений между лидерами стран сложилась общая система взглядов, которая способствовала быстрому взаимопониманию в области экономической политики».
«По этому поводу я больше всего переживаю за правительство Абэ. Он всячески подчеркивает свои правые взгляды на вопросы исторического признания, но при этом принимает экономическую политику левого толка. В США запустить печатный станок на полную и при этом расширять государственные инвестиции означает левый уклон в экономической политике. Это очень сложно для понимания. Правительство Обамы также проводит монетарное послабление, но они хорошо понимают все связанные с этим трудности и регулярно проводят корректировки».
«Несмотря на то, что последние 20 лет Япония постоянно увеличивала государственные расходы, ее конкурентоспособность совершенно не повысилась. Деньги используются не для того, чтобы увеличивать производительность, а как временные средства. Существуют также и мнения, что такие действия по обесцениванию национальной валюты при существовании огромной задолженности крайне опасны. Видимо, для американцев, которые придерживаются правоцентристских и прагматичных взглядов, такая политика кажется опасной».
Также по теме: США переключились с Ближнего Востока на Азию
То есть, они озадачены утверждениями правого толка, с одной стороны, и левой экономической политикой - с другой?
«Дело даже не в этом, а в том, что они опасаются самого правительства Абэ. Их курс направлен на удешевление иены и рулетку государственных инвестиций. А это, по всей видимости, не найдет поддержки в политических и бизнес кругах США. Есть и скептические мнения по поводу того, что возможно для победы на выборах Абэ выбрал программу, основная цель которой была в популярности среди избирателей, а после выборов - «хоть потоп»».
«Помимо таких оценок, вызывающих сильное беспокойство, существует огромное недопонимание между Японией и США в вопросе исторического признания, как проблема с женщинами для комфорта или проблема паломничества в храм Ясукуни. В США все - от молодежи до стариков – считают, что Япония до Второй мировой и Япония после Второй мировой - это две совершенно разные страны. Оценки по отношению к императору Хирохито до войны и после войны, после того как он все силы отдал построению мирной страны, отказавшись от своего божественного происхождения, также абсолютно разнятся. Целая плеяда американских президентов во время своих визитов в Японию всегда с удовольствием принимали участие в придворных банкетах, организованных императором. Проблемой для обсуждения обернулся поклон Обамы японскому императору во время своего визита в Японию, но даже это объясняется пониманием разницы между Японией довоенной и Японией современной. И при этом действующий послевоенный премьер-министр Японии говорит о «восстановлении чести» относительно действий довоенной Японии. Ведь это уже просто выше всякого понимания. Я думаю, что паломничества в храм Ясукуни точно так же остаются непонятными для американцев».
Читайте также: Власть Либерально-демократической партии В Японии
После войны Германия намеренно отделила довоенных нацистов от послевоенной Германии. Почему же Япония так не поступила?
«Дело в том, что в Японии правые хотят думать, что они соответствуют государству, то есть, связаны со становлением страны. Они отрицали послевоенные реформы и во что бы то ни стало не хотят расставаться со своей фантазией о связи с довоенным временем. С другой стороны, левые тоже продолжают критиковать послевоенное устройство Японии из-за императорской системы и сил самообороны как противовес правым. Они ориентируются на согласованность с довоенный эпохой. Такие взгляды не понятны американцам».
«Мне приходилось слышать мнения людей, настроенных прояпонски, при правительстве республиканцев. Я спрашивал, почему они встречаются с японскими правыми политиками. «На самом деле мы их не можем понять, но что же остается делать? Ведь других то нет», - отвечали они. Все это печально. Конечно, существует культурная и историческая преемственность между довоенной и послевоенной страной, я полагаю, что самоидентификация в Японии не нарушалась. Но я считаю, что раз уж была установлена конституционная монархия и принята новая конституция, а на мирной конференции в Сан-Франциско общество и правительство признало независимое восстановление, то естественно, что сменилась политическая система, а другими словами государство».
Также по теме: «Азиатско-Тихоокеанская» политика США
Нижняя палата Конгресса США приняла постановление о необходимости извинений в вопросе женщин для комфорта
«Здесь тоже глубокое непонимание между Японией и США. Даже если премьер-министр Абэ прав, утверждая, что «женщин для комфорта не брали против их воли», эта позиция не только не восстанавливает честь Японии, напротив, она опасна тем, что может повредить государственным интересам. Исходя из современного американского понятия о правах человека, «женщины, которые против своей воли продавались сутенерам за долги и лишались свободы для защиты прав собственности сутенера» рассматриваются как «секс-рабыни», попавшие в сети «торговли людьми». В последнем фильме «Отверженные» сюжет разворачивается так, что девушка по имени Фантина, страдающая от бедности как мать-одиночка, становится проституткой, но в таком случае утверждение, что «это было не против её воли», поэтому проблем нет, можно рассматривать как отрицание ее страданий, как действие, близкое к повторному насилию. Японию до сих пор воспринимают как «страну, не признающую права женщин». Если говорить радикально, то это так же непонятно, как высказывания исламских фундаменталистов о запрете на образование женщин».
Как будет вести себя правительство Обамы по отношению к правительству Абэ?
«В госдепартаменте США есть сотрудники, читающие и понимающие японскую литературу в оригинале. Они докладывают обо всех настроениях в Японии, начиная от тональности СМИ и заканчивая информацией о правых. Президент Обама и посол США в Японии Рус относятся с повышенным интересом к тому, что происходит в Японии, существует версия, исходя из полученного ими потока информации, что Япония может остаться в изоляции по вопросу исторического признания. Если говорить с отрицательным оттенком – это давление, если с положительным смыслом – это дружеский совет. Наверное, так можно охарактеризовать действия США. Ведь Обама - тоже не святой, прежде всего, он - политик, следующий заветам Макиавелли, для которого дипломатия - это один из способов борьбы, поэтому в зависимости от ситуации, можно допустить возможность использования вопроса исторического признания премьер-министром Абэ в качестве боеприпасов для атаки».
Читайте также: Япония должна сосредоточится на своей больной экономике
«Я привел пример отношения к правам женщин, но дело не только в этом, ведь существует не столько американская система взглядов, сколько целая парадигма международных правил, о которых необходимо упомянуть. После реставрации Мейдзи в Японии появилась выражение «Дух Японии – знания Запада» относительно культурного просвещения, совмещавшего в себе восточную мудрость и технологии Запада. Такое понимание дошло и до нашего времени, среди верхушки японских политиков и бизнесменов находятся и инакомыслящие, которые используют эту идею с негативным значением, а именно: они не хотят перестраиваться на англо-саксонскую систему моральных ценностей. Складывается впечатление, что Китай сейчас нарушает общие правила, но если копнуть поглубже в вопросе разделения международной системы ценностей, то как раз Япония находится в изоляции. Мне кажется, премьеру-министру необходимо прекратить быть двуликим Янусом, меняющим облик во внешней и внутренней политике, говоря правильные вещи внутри страны, и при этом заявляя совершенно другое в Америке».
С другой стороны, существуют надежды, что Абэ удалось наладить отношения с Китаем во время своего прошлого прихода к власти
«Действительно, есть парадокс в том, что правые политики расширяют поле деятельности во внешней политике. Часто случается, что им необходимо идти на компромисс в международной политике, но в случае левых партий и умеренных режимов им становиться труднее находить компромиссы из-за слишком слабой позиции по отношению к критике общественного мнения в вопросе национализма, вследствие чего их решения очень переменчивы. В случае с правыми - все наоборот, эта политическая сила уже имеет черную метку, поэтому для того, чтобы добиться компромиссов, их утверждения должны быть прозрачны в плане международного сотрудничества. В этом плане и США и Китаю, наверное, есть чего ожидать».
Также по теме: Слабый энтузиазм Азии по поводу возвращения героя Обамы
«Однако тут можно угодить в ловушку. Если им не удастся достичь взаимопонимания с общественным мнением и парламентом, то тогда расхождение теории и практики станет слишком большим, и правительство не сможет принимать решения. В таком случае уже им самим придется "прыгать" через образовавшуюся пропасть. Япония - это совсем не та страна, которая может находиться в производственной изоляции. Она должна поддерживать отношения со всем миром - будь то США, Китай, исламский мир или даже Алжир -оставаясь экономическим центром и придерживаясь международного сотрудничества. Какую внешнюю политику нужно для этого проводить, что делать для соблюдения национальных интересов? По этим вопросам правительство Абэ должно проводить больше дискуссий внутри страны».
В заключение
Страна, которой Япония проиграла во Второй мировой, стала ее крупнейшим союзником после войны. Я проживаю в США - стране, отношения с которой Япония не сможет разорвать даже если захочет. Я часто чувствую, что у образа мыслей в двух странах - разные основания. Поддержание дружеских отношений с этой сверхдержавой, взаимопонимание, - наверное, одна из главных задач для японского премьер-министра. Станут ли такими отношения между премьером Абэ и президентом Обамой? (Хироки Манабэ)
Автор – 1959 года рождения, выпускник Токийского университета, окончил аспирантуру Колумбийского университета, в 1993 г. переехал в США, в настоящее время является директором Принстонского колледжа японского языка в Нью-Джерси.