Свою первую паралимпиаду Герд Шёнфельдер (Gerd Schönfelder) вспоминает как скромный спортивный праздник. «Вся церемония прошла на каком-то склоне», – говорит он. Вместо грандиозного парада на большом стадионе открытие игр состоялось у подножия горы, на которой проходили состязания горнолыжников. На церемонию пришло всего около 20 журналистов. Это было в 1992 году в Альбервилле. Среди 365 атлетов Шёнфельдер выступил лучше всех, завоевав три золотые медали в горных лыжах.
С тех пор Шёнфельдер каждые четыре года участвовал в паралимпиадах. По окончании игр он обычно хотел закончить свою спортивную карьеру, потому что уже чувствовал возраст и был готов заняться чем-то новым для себя. «Но всякий раз мне что-то мешало закончить выступления», – говорит он. Размах Паралимпийских игр становился все больше и больше – росло количество зрителей, улучшались условия для выступлений, атмосфера вокруг игр становилась все более праздничной. И Шёнфельдер хотел снова и снова пережить эти ощущения в роли спортсмена. Лишь в 2011 году, приняв участие в шести Паралимпийских играх и завоевав на них 16 золотых медалей, он завершил карьеру. Сейчас ему 43 года.
В пятницу начинаются Паралимпийские игры в Сочи. Герд Шёнфельдер, самый успешный паралимпиец в истории, будет комментировать соревнования на телеканале ARD и сможет оценить, насколько существенного развития достигли Игры со времени его выступлений. Оценить, насколько хорошими хозяевами Игр окажутся русские. Оценить, как воспринимают участников этих соревнований зрители – как спортсменов, борющихся за результат, или в большей степени как людей, которым требуется сострадание.
Церемонию открытия игр на сочинском Олимпийском стадионе в течение двух с лишним часов будет в прямом эфире транслировать телеканал ZDF. Для сравнения: двенадцать лет назад ARD и ZDF в прямом эфире показали в общей сложности всего четыре с половиной часа соревнований. В этот раз эта цифра составит около 20 часов. В соревнованиях будут принимать участие примерно вдвое больше спортсменов, чем в Альбервилле. Для освещения Паралимпиады было аккредитовано порядка 2200 журналистов.
Читайте также: В американскую паралимпийскую команду может войти спортсменка, родившаяся в России
Есть и другие цифры, свидетельствующие о развитии инвалидного спорта в Германии. Так, Фонд помощи спорту выделил паралимпийцам такие же премии за победы, как и олимпийцам. Каждый золотой медалист получит по 20 тысяч евро. Двенадцать лет назад паралимпийцы могли рассчитывать лишь на 1350 евро. Кроме того, в рядах Бундесвера (армии) и немецкого МВД в последние годы появились квоты для сотрудников-инвалидов. Бундесвер уже успел достигнуть договоренности о будущей работе с тремя паралимпийцами.
Шёнфельдер, ныне работающий тренером, подтверждает достигнутый в последние годы прогресс цифрами. Так, до недавнего времени немецкая лыжная сборная была вынуждена сама покупать спортивные костюмы для своих членов, пусть даже по цене, сниженной с 1500 до 600 евро. Теперь же у команды есть экипировщик, который берет все соответствующие расходы на себя. Кроме того, один автомобильный концерн предоставил в распоряжение сборной два автобуса. «У нас в первый раз появился командный автобус», – говорит Шёнфельдер. Таким образом, за год удалось сэкономить около 20 тысяч евро, что является очень внушительной суммой, если учесть, что годовой бюджет горнолыжной команды составляет от 50 до 60 тысяч евро.
В Лондоне в 2012 году на стадионе уже с утра бывало по 80 тысяч зрителей
Но о развитии паралимпийского движения свидетельствуют не только цифры. Верена Бентеле (Verena Bentele), как и Шёнфельдер, принимала участие в нескольких играх и завоевала двенадцать золотых медалей в лыжных гонках и биатлоне. Теперь она, инвалид по зрению, является уполномоченной по делам инвалидов в немецком федеральном правительстве. Вместе с Шёнфельдером Бентеле в 2006 году в Турине сидела в Немецком доме и рассказывала президенту Германии Хорсту Кёлеру о трудностях, которые приходится преодолевать на своем пути спортсменам с ограниченными возможностями, в частности, о внушительных счетах, которые им приходится оплачивать за себя и своих сопровождающих за обучающие курсы за границей. «Кёлер сказал нам тогда, что обратится с соответствующей просьбой ко всем фирмам, акции которых обращаются на немецкой бирже DAX. После этого несколько крупных предприятий оказали нам существенную поддержку», – говорит Бентеле. Так, благодаря этой помощи лучшие спортсмены, в частности, получили возможность на время соревнований брать на работе отпуск за свой счет.
Также по теме: Лучшие человеческие истории Сочи возродят вашу веру в человечество
Наивысшее признание спортсмены с ограниченными возможностями получили в 2012 году. «Да здравствуют суперлюди!» – гласили рекламные баннеры в преддверии Паралимпиады в Лондоне, приветствовавшие спортсменов с ампутированными конечностями, карликов и спортсменов-протезников. На Олимпийских играх паралимпийцы поблагодарили их лозунгом «Спасибо за разогрев!» («Thank you for the warm up!»). А когда Игры начались, то на совернованиях по легкой атлетике уже рано по утрам на стадион приходило по 80 тысяч зрителей.
«Это было настоящее участие, уважение и признание», – говорит президент Немецкого союза спортсменов-инвалидов Фридхельм Юлиус Бойхер (Friedhelm Julius Beucher). Естественность, с которой Лондон принимал эти Игры, стала, по его словам, настоящим прорывом. «На Тауэрском мосту олимпийские кольца были заменены на символ Паралимпийских игр – три «agitos», олицетворяющие разум, тело и дух», говорит Бойхер, который, по его словам, помнит инициативу Международного Олимпийского комитета отдать право проведения Паралимпиады городу, который не сумел получить право принимать Олимпийские игры. А Паралимпиада была бы для него своеобразным «утешительным призом».
В Германии люди нынче также вполне естественно воспринимают спорт среди инвалидов. В этом плане Бойхер особо отметил журнал «Мужское здоровье» («Men’s Health»). «Они писали о нас», – говорит он. Вообще же, по его словам, многим СМИ стало важнее писать о результатах спортсменов-инвалидов, чем об их инвалидности как таковой.
Что может измениться еще? Министр внутренних дел (отвечающий в Германии также и за дела спорта – прим. пер.) Томас де Мезьер (Thomas de Maiziere) сказал недавно в интервью этому журналу: «Лично я мечтаю о том, чтобы Олимпийские и Паралимпийские игры проводились параллельно. К примеру, чтобы с 10.00 до 11.00 утра проводился финальный забег спортсменов без ограниченных возможностей, а потом – забег спортсменов с ограниченными возможностями». Однако многие спортсмены-инвалиды не разделяют эту мечту министра. «Совмещение невозможно, потому что тогда Паралимпийские игры окажутся в проигрыше», – говорит Бойхер. Но некоторые соревнования паралимпийцев, по его словам, вполне можно было бы интегрировать в Олимпиаду.
Герд Шёнфельдер также высказался за то, чтобы некоторые «главные соревнования паралимпийцев проводились в рамках Олимпиады», а также чтобы после чемпионатов мира по легкой атлетике, плаванию или лыжным гонкам в том же самом городе проводились аналогичные соревнования для спортсменов с ограниченными возможностями. В том числе и для того, чтобы инвалидный спорт попадал в поле зрения не только каждые два года во время Паралимпиад. «Сейчас почти нет желающих проводить чемпионаты среди спортсменов-инвалидов. А если, к примеру, проведение чемпионата мира по лыжам стоит около 30 миллионов евро, то дополнительные полтора миллиона на чемпионат для инвалидов не сыграют принципиальной роли для организаторов, – говорит он. – И тогда город получал бы возможность проявить себя и с другой стороны».