Напряженность в отношениях Турции с Россией, Ираном, Ираком, Сирией, Египтом, Израилем, Германией, Нидерландами, Бельгией, Швейцарией, а теперь еще и Болгарией еще раз обнаружила одиночество Турции во внешней политике. Понятно, что правящая верхушка готовится пойти на новые уступки после плебисцита. На это, в частности, указывает то, что министры, которые недолгое время после попытки госпереворота террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen) 15 июля высказывались решительно против США, быстро стали говорить в унисон с Вашингтоном.
Давайте освежим нашу память. Турция, которая 24 ноября 2015 года сбила российский самолет, в дальнейшем принесла извинения России. Вслед за попыткой переворота президент Эрдоган отправился в Россию. Было принято решение о нормализации двусторонних отношений. Турция в сирийском вопросе стала ориентироваться на линию России. Несмотря на это, Россия не сделала скидку на природный газ, продаваемый в Турцию. Был подписан «Турецкий поток». Но офис террористической организации Рабочей партии Курдистана — Партии «Демократический союз» (РПК — PYD) в Москве сохраняется. Поддержка, которую Россия оказывает PYD, ее влияние на курдские организации растет. Отношения отчасти смягчаются, Россия выигрывает. Путин, который в 2008 году воевал с Грузией, в 2014 году присоединил Крым к России, повысил влияние России на Ближнем Востоке, с 2015 года поддерживая с воздуха сирийский режим (опекаемый с самого начала кризиса), в результате извлек пользу из попытки переворота в Турции и политической атмосферы, созданной убийством посла России в Анкаре. Путин стал обладать еще большим влиянием на Турцию. Но двусторонние отношения не так хороши, как говорит Анкара. Москва не считает Турцию надежной и предсказуемой. Так, после убийства Карлова она до сих пор не направила посла в Анкару.
В период сближения с Израилем растет напряжение с Ираном
Тем временем Турция достигла согласия с Израилем. От соглашения, которое она подписала, выиграл только Израиль. Снятия блокады Газы, что является главным требованием Турции, не произошло. Израиль согласился выплатить компенсации в размере 20 миллионов долларов семьям турецких граждан, убитых во время атаки на судно «Mavi Marmara». Турция политическим решением прекратила дела, которые были открыты в турецких судах в отношении израильских официальных лиц. Чтобы наладить отношения с Израилем, Турция использовала лоббистские компании в США, просила помощи у американских политиков. В тексте соглашения, подписанного Турцией, вместо слова «компенсация» употребляются выражения «возмещение» и «добровольный взнос», атака на «Mavi Marmara» упоминается как «инцидент с флотилией». Все это показывает, насколько Турция жаждала помириться. Более того, Израиль и Саудовская Аравия, которые состоят в тесных отношениях, единодушны в вопросе о создании Курдистана и разделе Ирана, Ирака, Сирии и Турции. США также хотят, чтобы Израиль и арабские страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией построили союз против Ирана.
В то время как по отношению к Израилю Турция смягчает свою позицию, она ужесточает тон в отношении Ирана. Напряжение между Анкарой и Тегераном растет на фоне взаимных заявлений. При этом обращают на себя внимание ее попытки в рамках поисков согласия с США занять позицию в соответствии с антииранской политикой президента США Трампа. Анкара обвиняет Тегеран в «стремлении подчинить себе регион, персидском национализме», а Тегеран критикует Анкару за «экспансионизм, интервенционизм, уничижительную манеру по отношению к соседям, вмешательство во внутренние дела Ирака и Сирии». Давайте не будем забывать, что Иран после Исламской революции 1979 года сопротивлялся западному эмбарго, которое становилось все более масштабным и суровым в ходе ирано-иракской войны с 1980 по 1988 годы, а в 2000-е годы еще более расширилось. США не смогли подчинить санкциями не только Иран, но и Северную Корею и Кубу. В 2006 году Иран сел за стол переговоров с Группой «5+1» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия). В 2015 году подписал соглашение. В последние годы укрепил свое влияние как региональная держава.
Последствия зависимости от США
Но государственный потенциал США, их экономическое доминирование, гегемония изнашиваются. Подъему ШОС, сближению России с Китаем они не смогли препятствовать. Американские базы в Средней Азии были закрыты. Они были вынуждены договориться с Ираном. В Сирии они не смогли получить то, на что рассчитывали. Они не смогли остановить кровопотери ЕС. Они не смогли предотвратить растущий вес Китая, его влияние на Ближнем Востоке, в Африке, Средней Азии и Латинской Америке. Они не смогли помешать членству Индии и Пакистана в ШОС. С другой стороны, Китай оказывает Сирии военную помощь, учебную и техническую поддержку. Было объявлено, что при необходимости китайские самолеты могут наносить удары по целям ИГИЛ.
Мораль. В сирийском уравнении дамасский режим при поддержке России, Китая, Ирана и «Хезболлы» оказал сопротивление. США не получили того, что ожидали. Инициатива — в руках России. Операция «Щит Евфрата» была запоздалым, но правильным, справедливым, законным ходом. Однако у нас неправильные союзники. Состоять в одном союзе с США, Саудовской Аравией, Катаром и при этом считать, что ты находишься на правильном фланге в Сирии, невозможно. Пока зависимость от США сохраняется, мы не сможем избавиться от линий разлома во внутренней политике и одиночества, изоляции во внешней политике.