За несколько лет Россия, которая сто лет назад практически ушла с мирового рынка зерна, стала новой сельскохозяйственной державой. Москва потихоньку отвоевывает у американских и европейских гигантов часть зернового рынка в Азии, Южной Америки и даже в Африке, что вызывает беспокойство крупнейших производителей. Россия обошла американских фермеров, которые кормили когда-то часть планеты. Этой теме посвящена статья в Les Echos (25.04).
Санкции, введенные Западом в 2014 году после украинского кризиса, не помешали бурному развитию российского сельского хозяйства. В отличие от большинства стран, сельскохозяйственный сектор занимает более важную роль в российской экономике, чем 15 лет назад. Впервые экспорт сельскохозяйственной продукции принес больше доходов, чем экспорт оружия — порядка 15 миллиардов долларов, указывает газета.
Путинский режим пользуется ультраправыми союзниками, чтобы ослабить ЕС и подорвать социальное спокойствие в обществах европейских стран, считает автор статьи в Le Monde (19.04). Путину прекрасно известно, что националистические движения представляют опасность для социально-политического единства государств, ведь его режим в собственной стране подавляет не только демократическую оппозицию, но и выступающие против власти ультранационалистические движения. Ультраправым европейским союзникам Путина при этом может показаться удивительным, отмечает газета, но он советует националистам «вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов», и что национализм разрушает российский «генетический код». Как бы то ни было, все это не мешает Москве оказывать политическую, информационную и в некоторых случаях даже финансовую поддержку ультранационалистическим партиям из циничного расчета.
«Патриотические» движения, такие как Австрийская партия свободы, итальянская правая партия «Лига Севера», болгарская националистическая партия «Атака», правопопулистская партия «Альтернатива для Германии» и французский Национальный фронт проявляют огромную наивность стремлением негласно подорвать безопасность Европы. Причем они даже не скрывают, что делают это для клептократической путинской автократии, резюмирует Le Monde.
России всегда нравилось вмешиваться в президентские выборы во Франции. Сайт Slate.fr (20.04) приводит воспоминания журналиста Даниэля Верне (Daniel Vernet), ставшего невольным участником полемики по поводу вмешательства во время президентской кампании 1981 года.
Во времена СССР советские коммунисты косвенно способствовали финансированию братской французской партии, в частности, через Коммерческий банк для Северной Европы. Советская пресса постоянно выражала свою «классовую солидарность» с французскими кандидатами-коммунистами, хотя и не надеялись на их победу.
Советское руководство также было благосклонно к голлизму и его сторонникам, указывает издание. Оно видело в них гарантов независимой от Соединенных Штатов внешней политики, то есть более благоприятной для интересов СССР, в отличии от традиционных правых, центристов и социалистов, придерживающихся политики атлантизма.
Министерство финансов США не будет делать исключение для компании Exxon Mobil в рамках санкционного режима и не позволит ей работать в России, отмечает Le Monde (22.04). «В рамках консультаций с президентом Дональдом Трампом Минфин не будет выдавать американским компаниям, включая ExxonMobil, разрешения на работы по бурению, запрещенные санкциями против России», — говорится в коммюнике главы ведомства Стивена Мнучина (Steven Mnuchin).
Наблюдатели ОБСЕ заявили в воскресенье о гибели американского коллеги в результате взрыва мины при патрулировании местности на востоке Украины, находящейся под контролем сепаратистов. Это первая жертва с момента размещения специальной миссии ОБСЕ, отвечающей за соблюдение мирных соглашений, указывает La Dépêche (23.04). В то же время сепаратисты Луганска заявили, что патруль ОБСЕ отклонился от основного маршрута и двигался по второстепенным дорогам, что запрещено мандатом миссии ОБСЕ. Украинская сторона обвинила Москву и ее пособников в том, что они пытаются запугать наблюдателей ОБСЕ и препятствуют усилиям по стабилизации ситуации вдоль демаркационной линии между территориями, контролируемыми Киевом и сепаратистами. Издание отмечает, что украинские власти и западные страны обвиняют Россию в военной поддержке украинских повстанцев, но Москва эти обвинения твердо отрицает.
В продолжение темы Le Parisien (24.04) отмечает, что после случившегося в Донбассе госсекретарь США заявил в телефонном разговоре с Петром Порошенко, что действия Москвы на востоке Украины остаются препятствием для улучшения российско-американских отношений. По мнению газеты, этот сигнал был адресован непосредственно Кремлю. Во время этого разговора обе стороны подчеркнули необходимость для всех, особенно для сепаратистов во главе с Россией, как можно скорее приступить к выполнению своих обязательств в рамках минских соглашений.
Президент Владимир Путин встретится в четверг в Кремле с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Россия и Япония стремятся урегулировать их территориальный спор по поводу Курильских островов, писала Le Figaro (25.04). Во время переговоров стороны обсудят вопрос реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита российского лидера в Японию в декабре прошлого года. Будут также рассмотрены вопросы международной и региональной политики, в том числе рост напряженности в отношениях между США и Северной Кореей.
Во время визита в Токио 20 марта глава МИД России Сергей Лавров подверг резкой критике развертывание американцами противоракетного комплекса THAAD в Азиатско-Тихоокеанском регионе, расценив этот шаг как серьезный риск для всего региона.
Союз МС-04 отправился к МКС впервые с экипажем их двух человек — россиянина Федора Юрчихина, для которого это уже пятый полет, и астронавта НАСА Джека Фишера (Jack Fischer), для которого это первая экспедиция в космос. Об этом пишет журнал Le Point (20.04). Они присоединятся к уже работающим на МКС американке Пегги Уитсон, французу Тома Паске (Thomas Pesquet) и россиянину Олегу Новицкому. Двое последних отправятся на Землю 2 июня, в то время как Пегги Уитсон, командир МКС, останется еще на три месяца.