Киев стремится разорвать с Москвой все связи, констатирует wPolityce.pl (22.05), комментируя решение Петра Порошенко заблокировать доступ к ряду российских интернет-ресурсов на украинской территории. Комментатор портала приветствует этот шаг и объясняет, что Украина предпринимает попытки вырваться из постсоветского и русскоязычного культурного пространства, стремясь укрепить свою государственность. Начало процессу разрушения в украинцах чувства какой-либо общности с российским государством положил, на его взгляд, Владимир Путин, который, захотев «вернуть Киев в родное лоно», обратился к агрессии и добился обратного эффекта.
Украина намерена обрести духовную независимость, поэтому ей придется порвать не только с Кремлем, но и с Россией как таковой во всех ее обличьях, отказываясь, в частности, не только от пропагандистских, но и от безвредных сайтов или оппозиционных российских СМИ. «Украинский политический костяк хочет, чтобы их страна стала суверенным национальным государством, а не какой-то альтернативой путинской или демократической России. Поэтому ему приходится рвать связи, а из-за того, что российское и украинское пространство за сотни лет сильно срослись, это очень больно», — резюмирует журналист.
«Бархатной украинизацией» называет Rzeczpospolita (25.05) принятый на Украине закон об увеличении доли украинского языка на телевидении до 75%. Его сторонники указывают на то, что до настоящего времени украинские программы занимали от 26 до 54% эфирного времени, а меньше всего их было на канале «Интер», который обвиняют в связях с пророссийской оппозицией и распространении кремлевской пропаганды. Однако новый закон не только ограничит влияния одного телеканала, но повлияет на жизнь миллионов людей, в том числе связанных со сферой культуры.
Теперь все российские сериалы и фильмы придется переводить на украинский язык, а российским киностудиям станет невыгодно снимать на Украине свои фильмы, а потом продавать их украинцам по демпинговым ценам, уничтожая тем самым местных конкурентов. Законодательное нововведение, как и предыдущие законы об ограничении присутствия русского языка на радио и в кинотеатрах, встретило поддержку среди украинской интеллигенции. В свою очередь, русскоязычные владельцы электронных СМИ отнеслись к нему негативно: они убеждены в том, что украинские сериалы и фильмы смотреть никто не захочет, рассказывает газета.
В последние недели отношения между Украиной и Россией накалились. К блокировке российских социальных сетей и введению пошлин на российский шоколад может добавиться новая идея: введение виз для россиян, которое на следующей неделе собирается обсуждать Верховная Рада, сообщает Polonia Christiana (25.05). Проект, с которым выступила партия «Народный фронт», поддерживают представители националистических сил и осторожно комментируют представители Блока Петра Порошенко. При этом оценить, насколько велики его шансы на претворение в жизнь, заранее сказать сложно: украинский парламент раздроблен, а его депутаты зачастую не придерживаются какой-либо партийной дисциплины, отмечает издание.
Как предполагает автор публикации, украинские депутаты осознают, что введение визового режима может встретиться с негативной реакцией общества, поскольку советская эпоха разбросала семьи и друзей по разным государствам, а визы — это не только новый административным барьер, но и дополнительные расходы. «По данным Центра польской культуры и европейского диалога в Ивано-Франковске, в 2001 году этнические русские составляли 17% населения Украины. У скольких живущих в России украинцев и русских, живущих на Украине, есть родственники за границей, точно сказать сложно, однако эти национальные меньшинства настолько велики, что их мнение сложно будет не учитывать», — размышляет он.
Rzeczpospolita (23.05) рассказывает о новой Оборонной концепции Польши, презентация которой состоялась на прошедшей неделе. Основной угрозой для безопасности польского государства называется в документе Россия, которая стремится укрепить свою позицию, нарушая международное законодательство, используя силу и давление на другие государства, пытаясь расшатать такие западные структуры, как НАТО и ЕС, а также ослабить трансатлантические связи.
«Особую тревогу вызывает то, что Москва обращается к военной силе для достижения своих политических целей», поэтому она может в любой момент развязать региональный конфликт с одной или несколькими странами — членами Североатлантического альянса, пишут авторы концепции. Они подчеркивают также, что «Российская Федерация останется основным источником нестабильности вблизи восточного фланга НАТО» и продолжит оказывать влияние на государства постсоветского пространства.
Министр обороны прав в том, что тезис об окончании войн на европейском континенте утратил актуальность: его опровергла своими агрессивными действиями Россия, устроив вооруженный конфликт поблизости от границ НАТО и стремясь изменить расклад сил в мире в свою пользу. В этом контексте создание войск территориальной обороны или увеличение численного состава армии выглядят естественной реакцией на изменение геополитической ситуации, соглашается публицист той же газеты (Rzeczpospolita, 24.05).
Однако, как он полагает, Варшава поставила перед собой слишком амбициозную цель, говоря о том, что через 12 лет она будет способна самостоятельно защитить свою территорию при минимальной поддержке НАТО. Уверяя, что если поляки «поднажмут», они «догонят и перегонят» восточного соседа в военной сфере, Польша обманывает саму себя и теряет контакт с реальностью, отказываясь от другого инструмента, который позволяет защитить границы, — дипломатии. «Россия может позволить себе иметь двух союзников — армию и флот. Польше в этом плане придется обеспечить себе большее разнообразие», — резюмирует автор комментария.
Сотрудник варшавского Центра восточных исследований Витольд Юраш (Witold Jurasz) делится с Польским агентством печати своими опасениями по поводу российских военных учений «Запад-2017», которые пройдут осенью этого года. Выдержки из интервью приводит Interia.pl (19.05). Эксперт не исключает, что во время этих маневров участятся инциденты с нарушением россиянами воздушного пространства соседних стран, а российские самолеты вновь окажутся в опасной близости от натовских машин. Риск провокаций со стороны Москвы, по его словам, неуклонно нарастает, поскольку до конца августа небо стран Балтии в рамках программы ротационного присутствия авиации НАТО будут патрулировать польские самолеты. «Можно, например, спровоцировать катастрофу, а потом обвинить нас в том, что это мы выступали провокаторами. Если бы на нашем месте были испанцы или итальянцы, такого резонанса это бы не получило», — предупреждает Юраш.
Перспектива того, что российские силы после окончания учений останутся на белорусской территории, кажется ему маловероятной, поскольку Белоруссия выступает близким союзником Москвы в военной сфере. Хотя, как говорит он, от России можно ожидать любых сюрпризов, ведь «такая иррациональная вещь, как вторжение в Крым, а потом развязывание войны в Донбассе показывают, что иногда она может всех удивить».
Polityka (19.05) посвятила статью новой кинокартине Андрея Звягинцева «Нелюбовь», которая открыла конкурсные показы на Каннском фестивале. В новом фильме российский режиссер, по своему обыкновению, трогает сердца зрителей: он рассказывает драматическую историю о распаде брака московских нуворишей, жертвой эгоизма которых становится их сын. Повествование иллюстрируют понятные зрителю символы: старое дерево с обломанными ветвями и разрушающееся здание — знаки утраты корней, краха традиций, распада межчеловеческих отношений, отмечает автор рецензии.
Он обращает внимание, что при всей своей смысловой однозначности «Нелюбовь» — это не только мелодрама о безответственных родителях, но и «болезненная метафора современной, коррумпированной, раздираемой моральным кризисом России, в которой что-то сгнило и умерло». Взрослые люди способны ранить ребенка и довести до трагедии, не испытывая при этом чувства вины. Так же действует и российская власть: пропагандистская ложь, звучащая в фильме с экрана телевизора, обнажает цинизм государства, которое подпитывает страхи граждан и манипулирует их эмоциями, пугая, например, войной на востоке Украины.
«Одержимая страстью к обогащению, разменивающая ценности на иллюзорную роскошь родина режиссера, как и российская семья, предстает в картине фикцией, замерзающей ледяной пустыней», — резюмирует автор.