На этой неделе президент Дональд Трамп отправится в Польшу на встречу с президентом этой страны Анджеем Дудой, который оказался в чрезвычайно сложном положении. Им есть о чем поговорить. Обоих высмеивает и жестко критикует международная пресса, и обоих недолюбливают в брюссельской штаб-квартире Европейского Союза. Обоих называют националистами, демагогами и даже руководителями с диктаторскими замашками. Оба сомневаются в способности НАТО эффективно вести оборонительные действия.
Придя в 2015 году к власти, Дуда постоянно настаивает на усилении натовского присутствия в Польше. В своем первом крупном интервью на английском языке в качестве президента он заявил, что Польша должна заменить Германию в качестве «реального восточного фланга альянса», а его правительство выложило на стол большие деньги для достижения этой цели. Польша — это один из пяти членов НАТО, которые выполняют свои договорные обязательства, выделяя на военные нужды два процента своего ВВП.
Для сравнения, Германия тратит на оборону 1,19% своего валового внутреннего продукта, занимая в этом отношении шестнадцатое место среди 29 стран-членов. Польша выполняет и другие, менее известные обязательства в рамках НАТО, выделяя как минимум 20% от своих военных расходов на боевую технику, и тратя 25,8% своего бюджета на закупки. Германия, в отличие от нее, расходует на военную технику всего 13,7% своего оборонного бюджета, из-за чего некоторые немецкие подразделения приходится вооружать метлами, а не автоматами.
Прошло всего 100 лет, а какие изменения! До своей фактической ликвидации в 1990-е годы германский бундесвер был главной боевой силой НАТО. В то время как Франция трусливо пряталась за линией американских баз в Соединенном Королевстве, Западной Германии и Италии, бундесвер предоставлял основную часть передовых натовских войск, танков и самолетов. В самые мрачные дни холодной войны Западная Германия была оплотом европейской обороны. Сейчас все не так. Германия уже не обладает возможностью для проведения серьезных военных операций, а на смену ей не готова прийти ни одна европейская страна. В связи с этим хваленая пятая статья натовского устава о коллективной обороне практически полностью превратилась в одностороннюю гарантию безопасности, предоставляемую США. Трамп сейчас публично взял эту ответственность на себя. Но от этого никак не меняется то обстоятельство, что принцип «один за всех и все за одного» имеет смысл только тогда, когда все обладают возможностью помочь одному.
День ото дня становится все яснее, что большинство европейцев сейчас по-новому понимают смысл пятой статьи, считая ее односторонним обязательством США по обеспечению европейской безопасности. Да, 11 сентября НАТО выступила на стороне Соединенных Штатов, а некоторые страны альянса (в особенности Британия) взяли на себя тяжелые задачи и понесли серьезные потери в Афганистане. Однако военные бюджеты союзников Америки по НАТО в период 2008-2015 годов сократились самым драматическим образом. Сейчас очень немногие страны в состоянии самостоятельно себя защитить, не говоря уже о том, чтобы прийти на помощь другим.
В Европе центральным фронтом Североатлантического альянса сегодня стала Польша, а польское правительство ратует за более постоянное присутствие НАТО (читай, США) на своей территории. Элементарный факт заключается в том, что Польша сейчас является оплотом Европы. Она нуждается в американской помощи, чтобы держать оборону. А поскольку Варшава активно участвует в украинских делах, она будет в перспективе приносить еще большую пользу США, будучи передовым постом в самом сердце Восточной Европы.
Ни Трампа, ни Дуду не впечатлил призыв председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера сделать обороноспособность Европы такой же прочной, как у США, Китая и России. Выступая на английском языке на конференции по европейской безопасности в Праге, Юнкер предложил «серьезно увеличить расходы на оборону» на 90 миллионов евро за три года. Это всего 100 миллионов долларов, то есть, цена одного-единственного истребителя F-35. И это за три года.
Как это ни странно, но европейские лидеры запротестовали в прошлом месяце в Брюсселе, когда Трамп и публично, и за закрытыми дверями начал критиковать их за то, что они выделяют недостаточно средств на оборону. А теперь, несмотря на свою чрезвычайно негативную реакцию на требования Трампа, они призывают Европу увеличить военные расходы. Но призывать и делать — это разные вещи. Европейские лидеры специализируются на призывах. Америка больше известна тем, что делает дело.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что три маленькие прибалтийские страны Литва, Латвия и Эстония гораздо настойчивее призывают США к выполнению обязательств по статье 5, чем они требуют от Юнкера, Ангелы Меркель и нового французского президента Эммануэля Макрона защищать Восточную Европу.
Дуда вполне может добиться от США подтверждения этих обязательств на саммите Междуморья во Вроцлаве, где Трамп должен выступить с важной речью. А Трамп в ответ может привезти домой несколько крупных контрактов на поставки военной техники. Следует ожидать, что во главе повестки переговоров Трампа и Дуды будет вопрос о закупке Польшей американских истребителей.
Но если статья пять означает лишь то, что США обязуются защищать Восточную Европу, то какое отношение имеет к этому НАТО? Если восточные границы Европы будут защищены американскими обязательствами, то от кого собираются защищаться Меркель, Юнкер и Макрон? Если Польша и прибалтийские страны получат от Америки гарантии безопасности, то европейским силам обороны останется лишь выполнять функции центра обработки заказов на американскую помощь.
В 20-м веке НАТО замечательно выполняла свои задачи. В 21-м веке у нее остались те же самые старые противники, но вызовы изменились. Германия больше не является линией разлома в Европе. Новой линией стала Украина, а эта страна в ближайшие годы вряд ли будет принята в НАТО. Пожалуй, пришло время прекратить делать вид, будто в Европе существует коллективная оборона, и позволить НАТО элегантно идти в свое будущее в качестве приятной говорильни. В перспективе европейская региональная безопасность будет в большей степени похожа на азиатскую систему, у которой есть ступица и спицы.
В Азии у официальных союзников США, таких как Япония и Корея, у неформальных союзников, таких как Тайвань и Сингапур, и даже у не-союзников, таких как Индия и Вьетнам, существует гораздо больше причин поддерживать на должном уровне свою обороноспособность, чем у европейских союзников Америки по НАТО. Нервозность Европы из-за Трампа показывает, что Соединенные Штаты остаются основой европейской системы региональной безопасности. Может, ступице США пора поискать новые спицы?
Сальваторе Бабонес — доцент Сиднейского университета, занимающийся социологией и социальной политикой.