Обозреватель Yeni Şafak (07.08) обращает внимание на тот факт, что решение Турции о покупке ЗРК С-400 у России и официальные заявления на этот счет пришлись на годовщину попытки госпереворота в Турции 15 июля, и расценивает это как скрытый сигнал в адрес западных стран и США. Подчеркивается, что при нынешней конъюнктуре ракеты С-400 — «противоядие» для Турции с разных точек зрения. В то же время нереалистично ожидать, что эти системы ПВО можно будет в случае необходимости использовать против России и вопреки России.
Турция заявила о намерении приобрести российские системы ПВО в период, когда США продолжают — на основании борьбы с ИГИЛ (запрещена в РФ – прим. ред.) — поставлять оружие Партии «Демократический союз» (PYD) — Рабочей партии Курдистана (РПК), отмечает колумнист Yeni Çağ (09.08). С-400 будут выполнять функцию защитного щита Турции против каких бы то ни было воздушных угроз, которые способны последовать в том числе со стороны стран — членов НАТО, игнорирующих опасения Турции в вопросе PYD — РПК.
На встрече глав российского и турецкого МИДов в Маниле Сергей Лавров передал турецкому коллеге Мевлюту Чавушоглу требование Москвы включить PYD в мирный процесс урегулирования сирийского вопроса в качестве одной из легитимных оппозиционных сил Сирии, но турецкая сторона назвала это «неприемлемым», сообщает Cumhuriyet (07.08). Подчеркивается, что российское требование, должно быть, вызвано попытками Москвы уравновесить сотрудничество США с PYD, и вероятно, что после напряженности, возникшей в турецко-американских отношениях из-за позиции США по PYD, грядут проблемы и в отношениях Турции с Россией.
Тот факт, что после США Россия также пожелала считать PYD — сирийское ответвление РПК — официальной стороной переговоров, похоже, еще более осложнит политику Турции в Сирии, заключает колумнист Hürriyet (09.08). Ведь эта напряженность в отношениях с Россией накануне переговоров о зонах деэскалации в Тегеране при участии высокопоставленных дипломатов из Турции, России и Ирана ограничивает возможные новые шаги Турции в сирийском вопросе.
Во-первых, проведение Турцией комплексной военной операции на территории САР полностью зависит от согласия России, поэтому проблемы в отношениях с Россией на почве PYD могут помешать возможной новой операции Турции в Сирии. Во-вторых, когда Турция шла на сотрудничество с Россией в Сирии, заключала с ней масштабные энергетические соглашения, она фактически делала это назло США и использовала сближение с Россией в качестве козыря против США. Сейчас эта возможность стала ограниченной.
В период, когда США дают сигналы о том, что они могут атаковать Идлиб, дипломатические контакты между Турцией, Россией и Ираном становятся еще более интенсивными, отмечает Star (13.08). Так, на прошлой неделе состоялась встреча представителей трех стран в Тегеране, а в конце августа ожидается проведение очередной встречи по сирийскому урегулированию в Астане.
В Астане Турция вместе с Россией и Ираном скажут «стоп» планам США при сотрудничестве с PYD включить Идлиб в «террористический коридор», который планируется создать на севере Сирии, пишет Akşam (12.08).
В период, когда число российских туристов, посетивших средиземноморское побережье Турции, превысило два миллиона, в России стала распространяться информация о том, что «в отелях Антальи свирепствует эпидемия вируса Коксаки», а «Турция скрывает эпидемию», дабы ей не пришлось возмещать стоимость оплаченных туров, пишет Hürriyet (09.08). В целом в Турции не наблюдается подобных заболеваний, и отдыхающие в Анталье, у которых проявились симптомы болезни, могли приехать уже с ней, приходит к выводу глава Федерации отельеров Турции (TÜROFED) Осман Айык.
Представители турецкого сектора туризма и государственных учреждений резко реагируют на сообщения российской прессы об эпидемии вируса Коксаки в Турции и опровергают эти предположения, сообщает эта же газета (Hürriyet, 09.08).
«Россия нагло клевещет на Турцию», — негодует Yeni Akit (09.08). «Коксаки — вирусная инфекция, — говорит губернатор Антальи Мюнир Каралоглу (Sözcü, 09.08). — В Турции известна как разновидность оспы. Несколько лет назад Турция устранила это заболевание. Речь может идти о некоторых частных случаях вирусных инфекций, завезенных туристами из других стран».
За ложными утверждениями о вирусе Коксаки в Турции стоит «томатная проблема», заключает Sabah (13.08). Так, на днях министр экономики Турции заявил: «Из-за продолжающихся ограничений на поставки томатов и других овощей мы ощущаем серьезное давление. Мы примем ответные меры, чтобы нейтрализовать это давление». По мнению представителей турецкого сектора туризма, это заявление было воспринято Россией как угроза введения санкций, и сразу после него Ростуризм признал небезопасными для туристов условия в Турции. Глава TÜROFED отметил, что доходы Турции от туризма гораздо выше, чем от экспорта помидоров в Россию, и добавил: «Мы переживаем непростые времена. Если мы потеряем и наш лучший рынок, у нас будут проблемы».
Новый посол России в Анкаре Алексей Ерхов побеседовал с представителями прессы, среди которых были журналисты Sabah (10.08), Milliyet (10.08), Hürriyet (10.08), Habertürk (10.08), и, как отмечается, дал важные сигналы о будущем российско-турецких отношений, сотрудничестве двух стран в сирийском вопросе. Сообщается, что Ерхов, один из карьерных дипломатов российского МИДа, хорошо знаком Турции, поскольку с 2009-го по 2015 год он служил генеральным консулом России в Стамбуле. Ерхов знает и турецкий язык, по его собственному выражению, на уровне удовлетворения повседневных потребностей. Главная специализация дипломата — Ближний Восток. Посол, который также работал в Марокко, Египте, Израиле и Сирии, очень хорошо владеет арабским языком (Hürriyet, 10.08).