Турция и Россия, подписавшие соглашения о реализации таких гигантских энергетических проектов, как «Турецкий поток» и АЭС «Аккую», засучив рукава принимаются за сотрудничество в новых сферах, и 86-я Измирская международная ярмарка положит начало новому периоду в турецко-российских отношениях, сообщает Habertürk (14.08). С 18 по 27 августа в ней примут участие официальные лица и представители более ста российских компаний, ожидается также проведение турецко-российского бизнес-форума, на котором планируется подписать новые соглашения о сотрудничестве. Состоится ряд сессий, посвященных взаимодействию двух стран в сферах энергетики, промышленности, подрядческих услуг, туризма. Один из важных пунктов повестки дня для Турции — «томатный кризис». В 2015 году на Россию приходилось 70% всего турецкого экспорта помидоров.
Переговоры с Россией на полях Измирской международной ярмарки будут способствовать обеспечению притока новых инвестиций в Измир, ожидает председатель правления Промышленной палаты Эгейского региона Эндер Йорганджилар (Milliyet, 16.08). Это мероприятие подготовит почву для дальнейшего развития отношений с Россией, полагают представители бизнеса Измира.
Выбор России в качестве страны — партнера Измирской международной ярмарки — большое преимущество с точки зрения вклада в экономику региона, страны и развития туристической сферы, полагают эксперты (Star, 16.08; 20.08).
В период, когда США вместе с курдской Партией «Демократический союз» (PYD) / Отрядами народной самообороны (YPG) готовятся атаковать Идлиб под предлогом борьбы с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ – прим.ред.), преследуя в сущности цель протянуть курдский коридор до Средиземного моря, Турция может по договоренности с Россией в рамках права на самооборону осуществить военную операцию в отношении Идлиба, как это было в случае с операцией «Щит Евфрата», полагает проректор Университета Яловы, профессор Дженгиз Томар (Güneş, 14.08). Подчеркивается, что, если Турция не использует военное вмешательство, то регион, который она получила в результате операции «Щит Евфрата», также может оказаться в опасности.
Анкара принимает глав генштабов Ирана и России, сообщает Aydınlık (16.08). 15 августа начальник Генштаба Ирана Мухаммед Бакири прибыл в Турцию, и этот визит состоялся через день после того, как президенты России и Ирана Владимир Путин и Хасан Рухани обсудили по телефону ситуацию в Сирии. Вслед за этим министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Турцию также посетит начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов. Бывший генеральный секретарь Национального совета безопасности Турции Тунджер Кылынч, комментируя эти события, приходит к выводу: Турция приближается к России и Китаю и отдаляется от политики Эр-Рияда, Абу-Даби, Брюсселя, Вашингтона.
На повестке дня этих военных контактов — создание зоны деэскалации в Идлибе, а также операция в отношении Африна, которую Турция готовится провести против террористических элементов PYD / YPG, периодически активизирующихся в зоне проведения турецкой операции «Щит Евфрата», информирует Star (17.08).
Автор Yeni Şafak (17.08) сообщает о проведении в Москве тайных переговоров турецкой делегации с российскими коллегами еще до визита Валерия Герасимова в Турцию и приходит к заключению: когда со стороны Идлиба и Африна возросли угрозы в отношении Турции, Анкара снова обратилась к взаимодействию с Россией, как и при подготовке операции «Щит Евфрата». В ходе переговоров с Россией рассматривается множество альтернатив, — отмечает он, — и если будет достигнуто согласие, а эта вероятность представляется высокой, то могут возникнуть такие инициативы, как совместные операции в отношении Идлиба, нанесение ударов по целям PYD / YPG в Африне, Манбидже.
«Почему Россия, а не США?» — продолжает автор. Во-первых, при достижении договоренности с Россией турецкие F-16 могут спокойно летать в сирийском воздушном пространстве и не сталкиваться с такой угрозой, как ракеты российского производства, размещенные на сирийской территории, в то время как коалиция во главе с США не обладает в Сирии таким потенциалом сдерживания. Кроме того, в то время как возможность сделать что-то общее с США в контексте Сирии у Турции практически улетучилась, Россия принимает во внимание риски безопасности Турции и держит каналы сотрудничества открытыми.
Турция опасается, что США зайдут в Идлиб под предлогом «Аль-Каиды» и разместят здесь силы PYD / YPG, связанные с Рабочей партией Курдистана (РПК), поэтому предпочитает действовать совместно с Россией, добавляет Hürriyet (17.08).
Турция, Россия и Иран обсуждают совместную военную операцию, сообщает Yeni Akit (18.08). Отмечается, что эта операция включает зачистку Идлиба от «посторонних» элементов при продвижении российских и иранских военных с юга, а Турции — с севера, и взятие региона под контроль. Однако Турция полагает, что подобная операция в Идлибе, где проживает более двух миллионов сирийцев, может завершиться гибелью большого числа мирных жителей. Поэтому она сдержанно относится к этому плану и считает, что вхождение сторонников Асада в этот регион, где главным образом находится оппозиция, вызовет еще большую напряженность.
Политика, которая позволит обеспечить устойчивый и позитивный характер отношений Турции с Россией и Ираном, а также решить такие региональные проблемы, как Африн и Идлиб, откуда исходят угрозы для Турции, подразумевает скорейшее примирение Анкары с Дамаском, делает вывод автор Aydınlık (20.08).
После Валерия Герасимова Анкару также посетит министр обороны США Джеймс Мэттис, обращает внимание Yeni Akit (18.08).
Автор Sabah (15.08), комментируя информацию об изложенной Сергеем Лавровым позиции Москвы, согласно которой PYD / YPG должны участвовать в астанинском процессе в качестве «официальной стороны», приходит к выводу: в отношениях с Россией Турция может пережить кризис из-за YPG. Если Россия будет настаивать на этой позиции и пригрозит, например, препятствовать присутствию Турции в Сирии, то развитие российско-турецких отношений может прерваться. С этой точки зрения, по его мнению, следует, в частности, рассматривать заявление Роспотребнадзора о том, что в Турции обнаружена эпидемия вируса Коксаки, а также информацию о задержании в Турции гражданина России, связанного с ИГИЛ (запрещена в РФ – прим. ред.), который готовился взорвать один из американских самолетов на базе Инджирлик.
Случаи заражения российских туристов вирусом Коксаки в Турции фактически стали «государственной тайной», и создается впечатление, что в Турции предпринимается попытка утаить происходящее, пишет Birgün (20.08). В то время как турецкие ведомства отрицают информацию о вирусе, российские официальные лица сообщают о более 900 обращениях граждан в связи с этим заболеванием.
Вирус Коксаки подкосил турецкий сектор туризма, который пытается выйти из кризиса 2016 года с помощью российских туристов, резюмирует Cumhuriyet (14.08). Притом, что данных случаев немного и об эпидемии речи не идет, важно, чтобы Турция на этой стадии не скрывала происходящие события, а, напротив, занимала открытую позицию, отмечает газета.
Limak Holding совместно с Marashstroy, турецкой компанией, основанной в России, завершил строительство аэропорта в Ростове-на-Дону стоимостью 222 миллиона долларов, сообщают СМИ (Sabah, 18.08; Dünya, 18.08; Milliyet, 18.08; Hürriyet, 18.08). Отмечается, что аэропорт, который был «впервые после распада СССР построен с нуля в России», будет обладать пропускной способностью до десяти миллионов пассажиров в год. В церемонии открытия, запланированной на 9 декабря 2017 года, как ожидается, примет участие и президент России Владимир Путин.