Заместитель генерального секретаря и глава отдела международных отношений партии «Родина», адмирал в отставке Сонер Полат (Soner Polat), который регулярно подчеркивает важность геополитики, в 2012 году в книге «Геополитический курс Турции», написанной им в тюрьме в районе Хасдал, отмечает: «Геополитика имеет дело с выживанием страны, ее курсом и интересами». Он настойчиво делает акцент на роли геополитики в определении будущего страны, создании ее стратегии и тактики, понимании современности.
Сегодня, когда Турция недвусмысленно отрывается от Атлантики и обращается к Евразии, на Балканах также происходят важные геополитические события.
Балканы ориентируются на Евразию
Заголовок для нашей статьи мы позаимствовали у эксперта в области геополитики и энергетики, журналиста, писателя Уильяма Энгдаля (William Engdahl). Энгдаль в своей статье, опубликованной на сайте journal-neo. org, отмечает, что «страны Восточной Европы, прежде всего Венгрия, Чехия и Болгария, устремили свой взор в сторону Евразии, главным образом России и Китая», а также «инвестиций, которые эти страны наращивают на Балканах в рамках проекта нового Шелкового пути и других евразийских инфраструктурных сетей».
Балканские страны, «Турецкий поток» и атомные электростанции
Решение в ответ на санкции, которые ЕС применил против России с началом украинского кризиса, президент России Путин принял как профессиональный шахматист. Он аннулировал проект «Южный поток», который должен был передавать российский газ в Болгарию через Черное море, и объявил, что новый маршрут — Турция. И проект «Турецкий поток» был подписан в ходе визита Путина в Турцию в октябре прошлого года.
Проект «Турецкий поток» стал важным мильным камнем в ориентации Турции на Евразию. Этот проект напрямую повлиял и на Балканы. Путин, который в феврале 2017 года посетил Венгрию, заявил о возможных поставках природного газа в эту страну по газопроводу «Турецкий поток», и 5 июля было подписано соответствующее соглашение. Более того, также было достигнуто соглашение о строительстве Россией двух атомных реакторов в Венгрии на сумму 17 миллиардов долларов. Россия также владеет 51% акций компании Nuclear Power Alliance, созданной в связи со строительством АЭС в Чехии. Как известно, Россия строит АЭС и в Турции.
В минувшем июле новоизбранный премьер-министр Болгарии Бойко Борисов в ходе своего выступления на очередной ежегодной встрече с послами Болгарии отметил, что Болгария, дабы не оставаться только потребителем, готова подписать соглашение о прямых поставках природного газа по «Турецкому потоку» через Турцию.
Сербия подписала соглашение с Болгарией о покупке десяти миллиардов кубометров газа по «Турецкому потоку». Президент Сербии Александр Вучич, выступая на 22-м Всемирном нефтяном конгрессе в Стамбуле 9-11 июля, заявил: «"Турецкий поток" станет важной инвестицией особенно для стран Западных Балкан». Известно, что Вучич — сторонник построения хороших отношений с Россией и Китаем.
Все эти события показывают, что между балканскими странами, Россией и Турцией начинает возникать новая система отношений.
Если мы снова вернемся к статье Уильяма Энгдаля, он пишет: «Эти соглашения по природному газу и атомной энергетике с Чехией, Сербией, Болгарией и Турцией внушают ужас Вашингтону и дают сигнал о разочаровании этого региона политически обанкротившимся ЕС».
Если вместе с этими событиями на Балканах и в Восточной Европе Германия будет делать более решительные шаги, а шатающаяся из стороны в сторону Франция отдалится от Атлантики и займет свое место в Евразии, это обеспечит целостность «Европа» + «Азия».