Россия согласна сотрудничать с программой NASA «Ворота в дальний космос», сообщила The Wall Street Journal (27.09). Несмотря на все более напряженные дипломатические отношения между Вашингтоном и Москвой, генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров официально согласился принять участие в программе под руководством США по разработке замены международной космической станции. «…после месяцев неопределенности и колебаний со стороны кремлевских лидеров по поводу сотрудничества в этом проекте, этот сдвиг представляет собой важный шаг вперед с целью создания форпоста вблизи Луны, предназначенного служить отправной точкой для пилотируемых исследований солнечной системы, начиная со следующего десятилетия. … Другие возможные участники в строительстве станции — Япония, Европейское космическое агентство и Канада».
Россия уничтожает химоружие и обвиняет США в том, что они этого не делают, отметила The New York Times (28.09). Президент России Владимир Путин в среду на церемонии по поводу уничтожения последнего в стране химического оружия охарактеризовал его ликвидацию как «историческое событие» и выразил недовольство тем, что США не сумели завершить аналогичный процесс со своим химическим арсеналом.
Газета напомнила, что «И Россия, и США, обладающие крупнейшими в мире запасами химического оружия, должны были уничтожить их к 2012 году в соответствии с международным соглашением — Конвенцией о химическом оружии, которую они подписали в 1993 году, и которая вступила в силу в 1997 году. Окончательный срок ликвидации химического оружия был намечен на 2007 год. Но так как ни одна из двух стран не смогла достичь этой цели, то срок был продлен до 2012 года. Однако ни Россия, ни США не уложились и в этот новый крайний срок, но Путин похвастался в среду, что Россия на три года опередила 2020 год — крайний срок, который она установила сама себе».
Конфискация земель в Крыму вызывает недовольство действиями «пришлых варягов», о чем рассказал московский корреспондент The New York Times (30.09) Нил Макфаркухар. По его словам, местные жители неизменно ругают новых чиновников, особенно когда речь заходит о конфискации земель. «Больше всего крымчан раздражает то, что власти вызывают в суды тысячи жители полуострова, намереваясь конфисковать у них небольшие участки земли, которые в рамках предвыборной кампании в 2010 году раздавались бесплатно, когда Крымским полуостровом владела Украина. … Власти Севастополя утверждают, что им необходимо изъять как минимум 10 тысяч участков земли для создания рационального плана городской застройки. Владельцы участков громко кричат о том, что это массовый захват земель, которым занимаются вороватые застройщики и высокопоставленные чиновники, мечтающие о том, чтобы после конфискации объединить изъятые участки и получить в результате обширные территории на морском побережье».
Масштабные учения демонстрируют усиление военной мощи России, отметила The New York Times (01.10), указав, что «по словам западных представителей, военные учения „Запад“ по своим масштабам и количеству участников превосходят все те цифры, которые представляла Москва. Размах этих учений больше соответствует тому, что говорили представители американской разведки, исходя из данных о наращивании российской группировки войск в августе месяце».
По словам западных аналитиков, демонстрация российской военной мощи помогла им еще в одном: они начали понимать, чего больше всего опасается Москва со стороны США и их союзников по НАТО. «Огромное внимание было уделено отражению воздушно-космического нападения США, поражению крылатых ракет, защите кораблей в открытом море от ракетных пусков противника, а также маскировке войск на марше во избежание потерь, — сказал старший научный сотрудник Центра военно-морского анализа Майкл Кофман. — Совершенно очевиден страх России перед техническим превосходством Запада и его господством в воздухе».
Эрдоган и Путин готовятся нанести удар по интересам США в Сирии, утверждал автор журнала Washington Examiner (01.10), указав на заявление Путина о том, что «Турция и Россия договорились об установлении режима прекращения огня в провинции Идлиб на северо-востоке Сирии. Это заявление может показаться довольно неплохим знаком, однако учитывая то, что Идлиб является последним крупным очагом сопротивления суннитов, сражающихся против союза Асада, Путина и Ирана, эти слова Путина свидетельствуют о том, что Эрдоган намеревается перекрыть пути снабжения повстанцев, ведущие из Турции».
По мнению автора, «США не должны отворачиваться от тех немногих группировок умеренных повстанцев, с которыми у нас сложились союзнические отношения. Если мы это сделаем, за этим последует межконфессиональная борьба, в основе которой будет лежать ненависть, разжигаемая ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ — прим. ред.), Ираном и Россией (посредством ослабления авторитета США)».
Генерал Джо Данфорд предупреждает: Россия остается «самой серьезной угрозой в киберпространстве», указала The Washington Times, (27.09). Он заявил сенатскому комитету по вооруженным силам, что Россия «остается единственной потенциальной экзистенциальной угрозой для США», отчасти благодаря способности Москвы ограничить возможности противников с помощью успешных комплексных кибератак.
«Владимир Путин не может победить нас на суше, он не может победить нас на море и под водой, он не может победить нас в воздухе, и он не может победить нас в космосе. Но он может победить нас в цифровом информационном пространстве», — сказал сенатор Билл Нельсон, демократ от штата Флорида, во время слушаний во вторник в Конгрессе.
Роджер Стоун отрицает сговор с Россией, сообщила The Washington Post (26.09). Бывший советник президентской кампании Трампа заявил во вторник членам Комитета по разведке Палаты представителей, что утверждения о том, что он или кто-либо еще в кругу Трампа стремился вступить в сговор с российскими структурами с целью выиграть выборы 2016 года, были «ложными».
Стоун давно утверждал, что обвинения в сговоре против выборной кампании Трампа являются необоснованными, и что нет никаких фактических доказательств того, что Россия была той силой, которая стояла за якобы хакерскими атаками и другими усилиями с целью вмешаться в президентские выборы 2016 года, отметила газета. «Он повторял этот аргумент, несмотря на консенсус в разведывательном сообществе по поводу того, что именно Кремль пытался повлиять на выборы в пользу Трампа, — утверждая вместо этого, что консенсус лишь показывает, что спецслужбы были „политизированы“».
Российский регулятор грозит запретить Facebook, если эта социальная сеть не будет следовать федеральному закону, требующему от интернет-компаний хранить персональные данные российских граждан на российских серверах, заявил во вторник глава Роскомнадзора Александр Жаров (The Washington Times, 26.09). Закон требует от интернет-компаний, имеющих российских пользователей, хранить данные о них на серверах, физически расположенных внутри страны, и Facebook не является исключением, сообщил Жаров «Интерфаксу».
Конгресс США во вторник расширил расследование по использованию Москвой социальных медиа с целью вмешательства в президентские выборы 2016 года и потребовал, чтобы Twitter, Facebook и Google предоставили любые рекламные объявления, купленные российскими структурами, нацеленные на американские дебаты по поводу добычи сланцевого газа и энергетической политики (The Washington Times, 26.09).
Пропаганда и другие формы «мусорных новостей» на сайте компании Twitter появлялись более интенсивно в дюжине колеблющихся штатов, чем в целом по стране в дни непосредственно перед и после президентских выборов 2016 года. Можно предположить, что скоординированные усилия были направлены на критически важных избирателей, сообщили в четверг исследователи из Оксфордского университета, сообщила The Washington Post, (28.09).
Сенатор Марк Уорнер, расследующий вмешательство России в президентские выборы 2016 года, резко раскритиковал компанию Twitter в четверг за неспособность энергично расследовать российские злоупотребления с использованием ее платформы после того, как компания заявила, что в значительной степени ограничила собственное расследование учетных записей, связанных с обманными профилями, которые уже определены компанией Facebook (The New York Times, 28.09).
Google проводит обширное внутреннее расследование, чтобы определить, использовали ли связанные с Россией организации свои объявления или услуги в попытках манипулировать избирателями в преддверии президентских выборов в США. Этот шаг предпринят после того, как Facebook Inc. и Twitter Inc. заявили, что российские структуры использовали их сайты (The Wall Street Journal, 29.09).
О новых сомнениях по поводу действий российских хакеров рассказал телеканал Fox News (30.09), напомнив, что работники Министерства внутренней безопасности (МВБ) на прошлой неделе проинформировали чиновников 21 штата о выявленных попытках хакерского взлома. Однако на этой неделе секретарь штата Калифорния Алекс Падилла заявил, что хакеры проникли не на сайт секретаря штата, а в сети Технического управления штата Калифорния.
«Основываясь на этой дополнительной информации, калифорнийские избиратели могут и дальше быть уверены в том, что не было ни атак, ни взломов систем избирательной инфраструктуры со стороны российских хакеров, — сказал он. — Уведомление, полученное нами в прошлую пятницу из МВБ США, не только пришло с опозданием на год, но и оказалось ложной информацией».
Российские пропагандисты одержали победу в Испании в эти выходные после того, как «смело вбросили фальшивые новости и дезинформацию» в дебаты о независимости Каталонии и, по всей видимости, повлияли на результаты выборов, считают американские эксперты по информационной войне, указала The Washington Times (02.10). «Что так беспокоит, так это то, что русские использовали все тот же сценарий, и никого это не волнует, — сказал газете американский эксперт по информационной войне Молли МакКью. — Это постоянная шумиха о том, что меньшинства лишены преимуществ, Запад ничего не может предложить, демократия не работает».
«Посмотрите вверх! Спутник!», — статьей с таким заголовком напомнила о событиях 60-летней давности The New York Times (03.10). «4 октября 1957 года миллионы недоуменных американцев поднимали голову в небо, наблюдая за движущимся объектом, который выглядел звездой и появлялся каждые 90 минут. Это был первый искусственный спутник Земли, запущенный в тот день Советским Союзом. Он открыл новую эру освоения космоса и новый фронт в холодной войне».