В этом году, в 100-летнюю годовщину Русской революции, один фильм вызвал серьезную шумиху в российском обществе. Картина называется «Матильда» (режиссер Алексей Учитель), она повествует о любви между Николаем II, который отрекся от престола в ходе Февральской революции, и балериной.
Когда в преддверии премьеры, запланированной на конец октября, появился трейлер, политические круги, поддерживающие администрацию Путина, а также религиозное сообщество, призвали к тому, чтобы снять фильм с проката.
Трейлер состоит из нескольких частей, и в сцене с Николаем II на мгновение появляется балерина с обнаженной грудью. Также есть сцена, в которой Николай II и балерина лежат в кровати, обнявшись.
В царской России император был покровителем православной церкви. Люди, требующие снять фильм с проката, настаивают на том, что эта картина порочит честь императора и оскорбляет чувства верующих.
В 2013 году администрация Путина приняла закон, запрещающий оскорблять религиозные чувства. Вдохновитель движения против «Матильды», депутат Госдумы Наталья Поклонская потребовала от прокуратуры возбудить дело против команды Учителя.
Руководство РПЦ, находящееся в тесных взаимоотношениях с президентом Путиным, подчеркнуло, что фильм намеренно искажает историю. «Он не приведет к повышению уровня патриотизма и воспитанию семейных ценностей», — заявила Поклонская. Начиная с августа этого года произошло несколько инцидентов с поджогом кинотеатра, а также имущества людей, связанных с Учителем. В этом подозреваются радикальные православные группировки.
Тем не менее сама православная церковь в ходе Февральской революции в действительности приветствовала отречение царя и поддерживала временное правительство.
В начале марта, вскоре после отречения императора, из зала Синода вынесли царский трон. Было принято решение провести службу в церкви, посвятив ее не императору, а временному правительству.
Священникам запретили призывать к поддержке монархии. Говорит один из участников: «200 лет православная церковь находилась в рабском положении. Сейчас мы получили свободу за счет революции. Это огромное пространство. Наверное, то же самое чувствует птица, перед которой открыли дверцу клетки, где она находилась долгое время. У нее нет уверенности, и она в страхе смотрит на бескрайнее пространство».
В начале XVIII века, когда Россией правил Петр I, церковь стремительно укрепила свою власть. В 1721 году был создан Святейший правительствующий синод. Миряне, назначенные царем, являлись его «глазами»: они контролировали первосвященство. Православная церковь, ставшая частью государственной структуры, была обязана сообщать о политических преступлениях и распространять «правильные догматы».
После Февральской революции различные церковные учреждения не скрывали своей радости: «пленников выпустили из тюрьмы», «только свободная церковь свободной страны может внести вклад в благоденствие народа».
Однако радость церкви была недолгой.
Массы, заразившиеся революционной лихорадкой, вместе с крушением монархии лишились уважения к церкви и набожности. Общественный порядок был нарушен. Сросшуюся с государством церковь стали считать частью старой системы.
Поскольку в России не было парламентских традиций, когда вместе с царизмом пали религиозные оковы, толпа лишилась правосознания.
В городах и селах начались разбои, а также убийства помещиков и чиновников. Вспоминает военачальник Антон Деникин: «Толпа не хотела жить на высоком уровне. Люди находились во власти только одного желания: грабь и круши».
Февральская революция открыла путь к созданию нового государства. Тем не менее в России, где продолжались репрессии, а коммерция и промышленность не развивались, свободная буржуазия, которая должна была взять бразды правления в свои руки, была слабой. Над перспективами революции сгустились тучи.