Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экстремальная реакция на «Матильду» отражает позицию администрации Путина, которая считает Февральскую революцию преступлением, а также укрепляет отношения с РПЦ. Тем не менее сама православная церковь в ходе Февральской революции приветствовала отречение царя. Ей казалось, что теперь она будет свободной. Но радость церкви была недолгой: освобожденный народ хотел только крушить.

В этом году, в 100-летнюю годовщину Русской революции, один фильм вызвал серьезную шумиху в российском обществе. Картина называется «Матильда» (режиссер Алексей Учитель), она повествует о любви между Николаем II, который отрекся от престола в ходе Февральской революции, и балериной.


Когда в преддверии премьеры, запланированной на конец октября, появился трейлер, политические круги, поддерживающие администрацию Путина, а также религиозное сообщество, призвали к тому, чтобы снять фильм с проката.


Трейлер состоит из нескольких частей, и в сцене с Николаем II на мгновение появляется балерина с обнаженной грудью. Также есть сцена, в которой Николай II и балерина лежат в кровати, обнявшись.


В царской России император был покровителем православной церкви. Люди, требующие снять фильм с проката, настаивают на том, что эта картина порочит честь императора и оскорбляет чувства верующих.


В 2013 году администрация Путина приняла закон, запрещающий оскорблять религиозные чувства. Вдохновитель движения против «Матильды», депутат Госдумы Наталья Поклонская потребовала от прокуратуры возбудить дело против команды Учителя.


Руководство РПЦ, находящееся в тесных взаимоотношениях с президентом Путиным, подчеркнуло, что фильм намеренно искажает историю. «Он не приведет к повышению уровня патриотизма и воспитанию семейных ценностей», — заявила Поклонская. Начиная с августа этого года произошло несколько инцидентов с поджогом кинотеатра, а также имущества людей, связанных с Учителем. В этом подозреваются радикальные православные группировки.


Есть материалы, подтверждающие, что молодой Николай II и балерина Матильда Кшесинская какое-то время находились в любовных отношениях. Экстремальная реакция на «Матильду» отражает позицию администрации Путина, которая считает Февральскую революцию преступлением и укрепляет отношения с РПЦ.


Тем не менее сама православная церковь в ходе Февральской революции в действительности приветствовала отречение царя и поддерживала временное правительство.


В начале марта, вскоре после отречения императора, из зала Синода вынесли царский трон. Было принято решение провести службу в церкви, посвятив ее не императору, а временному правительству.


Священникам запретили призывать к поддержке монархии. Говорит один из участников: «200 лет православная церковь находилась в рабском положении. Сейчас мы получили свободу за счет революции. Это огромное пространство. Наверное, то же самое чувствует птица, перед которой открыли дверцу клетки, где она находилась долгое время. У нее нет уверенности, и она в страхе смотрит на бескрайнее пространство».


В начале XVIII века, когда Россией правил Петр I, церковь стремительно укрепила свою власть. В 1721 году был создан Святейший правительствующий синод. Миряне, назначенные царем, являлись его «глазами»: они контролировали первосвященство. Православная церковь, ставшая частью государственной структуры, была обязана сообщать о политических преступлениях и распространять «правильные догматы».


После Февральской революции различные церковные учреждения не скрывали своей радости: «пленников выпустили из тюрьмы», «только свободная церковь свободной страны может внести вклад в благоденствие народа».

 

Однако радость церкви была недолгой.


Массы, заразившиеся революционной лихорадкой, вместе с крушением монархии лишились уважения к церкви и набожности. Общественный порядок был нарушен. Сросшуюся с государством церковь стали считать частью старой системы.


Поскольку в России не было парламентских традиций, когда вместе с царизмом пали религиозные оковы, толпа лишилась правосознания.


В городах и селах начались разбои, а также убийства помещиков и чиновников. Вспоминает военачальник Антон Деникин: «Толпа не хотела жить на высоком уровне. Люди находились во власти только одного желания: грабь и круши».


Февральская революция открыла путь к созданию нового государства. Тем не менее в России, где продолжались репрессии, а коммерция и промышленность не развивались, свободная буржуазия, которая должна была взять бразды правления в свои руки, была слабой. Над перспективами революции сгустились тучи.