Свои ответы на вопросы об Октябрьской революции 1917 года в интервью порталу Idnes.cz (04.11) предложил чешский историк Збынек Выдра, один из авторов недавно изданной в Чехии книги «История России». Историк уверен, что большевистской революции было не избежать, поскольку страна и ее руководство были крайне ослаблены изнурительной войной, и только большевики были полны решимости захватить власть и все в России изменить.
Несомненна, по его мнению, роль Германии. Без ее поддержки, в частности финансовой, большевикам не удалось бы осуществить их планы. Однако считать Ленина «немецкой марионеткой» нет никаких оснований: он был «прагматиком» и умело пользовался предложенной помощью, делая при этом то, что хотел сам. Россияне, как отмечает чешский историк, склонны во многих своих бедах обвинять Запад и считать себя невинными жертвами. Но это мнение, распространенное в российском обществе, ошибочно.
Обстоятельный обзор и объективную оценку Великой Октябрьской социалистической революции постаралась дать на портале Časopis argument (07.11) известный аналитик, политолог и специалист по России Вероника Сушова-Сальминен. Она пишет, что большевистская революция с ее марксистскими идеями стала ленинским вариантом русского западничества, известного еще по XIX веку. Дальнейшие события, в частности жестокая сталинская коллективизация, были проявлением радикальной модернизации сельской России. Сталин стремился преодолеть российскую отсталость, очевидную опять-таки при сравнении с Западом. Таким образом, источником социалистической революции в России были завезенные туда и адаптированные к ее условиям западноевропейские доктрины.
По замечанию Сушовой-Сальминен, многие современные идеологи слишком упрощенно оценивают события, произошедшие в России в октябре 1917 года. В насилии и людских трагедиях они склонны обвинять исключительно русский коммунизм, приравнивая его к нацизму и фашизму. Но они забывают или не хотят поискать корни будущей советской системы в западных идеях рубежа эпох. И прежде чем лицемерно вспоминать только о жертвах самого большого социального эксперимента современности, западным идеологам стоит вспомнить о ежедневных невидимых жертвах рыночной системы.
Также Башта прокомментировал амбивалентное отношение к революции и советскому прошлому в современной России. Режим Путина иногда называют «сталинизмом с человеческим лицом» или «православным сталинизмом». Причины двойственности стоит искать в современной геополитической ситуации Российской Федерации. «Психология осажденной крепости резонирует как раз со сталинским периодом, как и вера в гениального вождя», — заявил Башта. И добавил, что результат этого всем очевиден: «Сегодня русские и еще около 140 народов, проживающих в РФ, готовы, в отличие от почти всей остальной Европы, бороться за свою Родину». По его словам, в тяжелые времена, которые нас, по-видимому, ожидают, эта готовность может сыграть решающую роль.
Русская революция была попыткой предложить миру цивилизационную альтернативу. Эта попытка провалилась, но изменила мир, в том числе его западную часть. Так считает политик Йиржи Долейш, который опубликовал статью на сайте Aktuálně.cz (08.11). Что касается восприятия революции и советской истории в самой России, то, как он пишет, Кремль, к примеру, совершенно игнорирует Ленина, а Сталина ограждает от демонизации. Российская власть делает акцент на достижениях советских времен, а не на идеологии. Поэтому в представлениях россиян диктатор Сталин оказывается в одном ряду с такими великими фигурами, как Петр I.
Ужасы революции и последовавших за ней террора и репрессий подчеркивает в своем комментарии на портале Neviditelný pes (09.11) Томаш Водваржка. Он пишет, что «выстрел с „Авроры“ был самым эффективным в истории, поскольку убил сотни миллионов человек». То, что когда-то власть недооценила «горстку» большевиков, привело к «исторической катастрофе», от которой значительная часть человечества не может оправиться до сих пор.
Вообще, по мысли автора, вся российская история ХХ века была эпохой катастроф. Непродолжительный период в конце прошлого века, когда предпринимались попытки установить в России демократический режим, закончился «новым царизмом». Его западный мир наблюдает и сегодня. Российский народ обожает Владимира Путина и видит в нем, по выражению Томаша Водваржки, «реинкарнацию царя», совершенно не нуждаясь в демократии, как «наилучшей форме социального устройства». Но Запад не должен забывать о трагическом опыте России, чтобы никто не заблуждался насчет возможности создания бесклассового и абсолютно справедливого общества.
О том, как современная Россия и ее руководство воспринимают события 1917 года, пишет Лукаш Страшик в комментарии на сайте Tiscali.cz (06.11). По его словам, российская правящая элита во главе с Владимиром Путиным понимает, что годовщину революции нужно как-то отметить, но как именно никто не знает. Власть предпочла бы отмолчаться, поскольку боится любой революции, «как черт ладана». Владимир Путин в любом антирежимном выступлении видит зародыш переворота, за которым, несомненно, стоит Запад.
Однако решительно осудить Великую Октябрьскую революцию нынешняя власть тоже не может, ведь современная Россия вышла из СССР. Советское прошлое по-прежнему «в крови у России», хотя сегодня она ориентируется не только на эпоху СССР, но и на времена Российской империи. Эта раздвоенность сказывается на жизни общества, разные части которого (либералы, монархисты и так называемые «красные») вступают в конфликты. В пример Лукаш Страшик приводит недавний скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда». При этом президент Владимир Путин старается не вставать на чью-либо сторону и всеми силами пытается предотвратить глубокий общественный раскол.